Дело ...а-544/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 13 апреля 2022 года
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Иванова С.В.,
при секретаре судебного заседания Гордеенко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркута административное дело по административному иску Дранникова Ильи Андреевича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, филиалу «Медицинская часть № 18» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований административный истец указал, что с 16.08.2021 содержится под стражей в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК. Сотрудниками МСЧ-11 (МЧ-18), несмотря на его обращения и на имеющиеся у него ... заболевания: ..., ему не было оказано надлежащее медицинское обслуживание, а именно: не был проведен профильный прием врачом-инфекционистом; не был произведен забор крови на определение количества иммунных клеток и нагрузку на иммунную систему, и, как следствие, не назначена индивидуально подобранная ..., не назначено лечение гепатопротекторами в нужном количестве; он не был направлен в филиал «Больница» и другие медицинские организации. Полагает, что оказание надлежащей медицинской помощи могло улучшить его состояние здоровья.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми (далее УФСИН России по Республике Коми), ФСИН России.
Административный ответчик ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и представили возражения, в которых указали, что требования административного истца считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку административному истцу оказывалась вся необходимая помощь в полном объеме. Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом неоднократно приняты меры для организации участия истца в судебном заседании посредством применения видеоконференц-связи, однако, в связи с отсутствием технической возможности организация ВКС не состоялась.
Административные ответчики ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, филиалу «Медицинская часть № 18» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
По смыслу ч. 5 ст. 217 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу ст. 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-ФЗ) оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 285 утверждён Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключённым под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, в соответствии с п.п. 2, 3 которого, оказание медицинской помощи лицам, заключённым под стражу, или осуждённым осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчинённых непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключённым под стражу, или осуждённым, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребёнка; ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях УИС осуществляется ФСИН России.
В соответствии с п. 31 Порядка, в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В соответствии с п.п. 2, 3 и 9 ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на возмещение вреда, причинённого здоровью при оказании ему медицинской помощи. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Исходя из ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона № 323-ФЗ, Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации
Как разъяснено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишённому свободы лицу медицинской помощи, судам с учётом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учётом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишённых свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишённого свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишённого свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишённого свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц.
Как следует из представленной административным ответчиком копии медицинской карты амбулаторного больного Дранникова И.А. (л.д. 34-46), ...
04.07.2020 Дранников И.А. дал письменное согласие на проведение ... назначено лечение: ....
06.08.2020 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по МО произведен профосмотр Дринникова И.А., диагноз: ..., диспансерный учет.
27.10.2020 проведена консультация ..., клинический диагноз: ....... Рекомендовано: лечение продолжать. <дата> Дранников И.А. также осмотрен .... Имеется указание «терапию принимает», назначены обследования: .... 24.03.2021 Дранников И.А. также осмотрен ....
В период, указанный в административном исковом заявлении, административный истец Дранников И.А. содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК.
16.08.2021, при поступлении в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК, Дранников И.А. осмотрен фельдшером: жалоб нет, назначено: дополнительное питание с <дата>, продолжить ... (л.д. 43).
Согласно процедурного листа (л.д. 44), Дранников И.А. принимал ....
17.09.2021 года Дранников И.А. осмотрен врачом-терапевтом, диагноз: .... Согласно записи в амбулаторной карте, <дата> осуществлен забор крови для ...
16.08.2021 от Дранникова И.А. получено информированное согласие на проведение терапии ... (л.д. 45).
Кроме того, в ходе лабораторного обследования Дранникова И.А. проведены: ... (л.д. 45-46).
С учетом изложенного, суд считает, что Дранниковым И.А. не представлено доказательств, подтверждающих его доводы о ненадлежащем оказании ему медицинской помощи либо об отказе в оказании медицинской помощи, а также доказательств ухудшения состояния его здоровья в период оказания медицинской помощи административным ответчиком филиалом «Медицинская часть № 18» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
На основании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу что медицинская помощь Дранникову И.А. в условиях его содержания в исправительном учреждении оказывалась в необходимом объеме, с учетом имеющихся у него заболеваний. Обращения административного истца за медицинской помощью сопровождались назначением соответствующего лечения имеющихся заболеваний, он проходил медицинское обследование, медицинское обеспечение последнего было организовано в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраны здоровья, в соответствии с утвержденными правилами.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст. 179, 180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Дранникова Ильи Андреевича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, филиалу «Медицинская часть № 18» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения – 29.04.2022 г.
Председательствующий С.В. Иванов