Дело №3а-254/21
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 10 марта 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,
при секретаре судебного заседания Сибриной Д.С.,
с участием представителя административного истца ООО «Кармен» - Атмахова Р.В., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Кармен» к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Кармен» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 ноября 2020 года издан приказ № 326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год». В пункт 22843 раздела «г. Нижний Новгород» Перечня на 2021 год включен объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером [номер] расположенное по адресу: [адрес] принадлежащее Обществу на праве собственности.
Вместе с тем, указанный объект недвижимости не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, имеет назначение «нежилое здание», расположено на земельном участке с разрешенным использованием «под административное здание», в связи с чем основания для его включения в Перечень на 2021 года у министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отсутствовали.
В судебном заседании представитель административного истца Атмахов Р.В., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в письменном отзыве на иск указало, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. Объект недвижимости с кадастровым номером [номер] обоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, поскольку удовлетворяет требования ст. 378.3 НК РФ, в связи с чем просит отказать в удовлетворении требований ООО «Кармен». Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, каких-либо ходатайств не заявил.
На основании ч.5 ст. 213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п. 1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п.п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п.3 ст. 12 и п.2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
На территории Нижегородской области в соответствии с п.1 ст. 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие(несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Пунктом 1 ст. 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации п.п. 7, 9 ст. 378.2 НК РФ», с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Нижегородской области от 30.07.2018 года N 557 "О внесении изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года N 61" предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, назначено министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Задачи, функции, права министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 № 183, которым предусмотрено, в числе прочего, издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти.
Судом установлено, что министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ 19.11.2020 года № 326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Указанный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 378.2 НК РФ. Он издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19.11.2020 года № 326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в разделе «город Нижний Новгород», содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 22843, кадастровый номер здания: [номер], адрес объекта: [адрес]
Судом установлено, что в Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год включен объект, принадлежащий ООО «Кармен» на праве собственности: нежилое здание с кадастровым номером [номер] (пункт 22843 Перечня на 2021 год), расположенное по адресу[адрес]
Согласно данным ЕГРН объект с кадастровым номером [номер] имеет следующие характеристики: назначение – нежилое здание, наименование – административное здание, площадь – 576,9 кв.м., адрес: г. Нижний Новгород, р-н Приокский, Анкудиновское шоссе, д. 40.
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер] категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под административное здание.
Согласно данным технического паспорта на нежилое здание: объект с кадастровым номером [номер] имеет следующие характеристики: наименование – административное здание, назначение – нежилое, экспликация плана здания – склады, коридоры, комната охраны, кабинеты, холлы, тамбуры, котельная, помещения, кладовая, холл, лестничные клетки, актовый зал.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 16.04.2018 года по административному делу № 3а-296/18 по административному исковому заявлению ООО «Кармен» о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, 2017 год, 2018 год, установлено, что первый этаж и второй этаж нежилого здания с кадастровым номером [номер] используются благотворительным фондом «СТЕП» под центр реабилитации наркозависимых лиц; подвал нежилого здания с кадастровым номером [номер] используется под складские цели, что подтверждено актом обследования № 6696, составленному совместно с представителями министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
Согласно под. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В п.п. 3, 4, 4.1, 5 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 4.1 данной статьи в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Нормой п. 5 настоящей статьи установлено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Частью 9 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд полагает, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что оспариваемый по настоящему административному делу в части приказ принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно положениями ст. 378.2 НК РФ. Вместе с тем, административным истцом представлены в суд доказательства, подтверждающие, что в оспариваемой им части приказ противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п.п. 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 года № 635 (в ред. от 30.11.2019 года, по состоянию на дату принятия Перечня на 2021 год) в целях формирования Перечня подлежат выявлению:
- объекты недвижимого имущества, которые предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и здания, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абз. 2 п. 3 настоящего Порядка, используются:
- сведения Единого государственного реестра недвижимости;
- документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество (п. 5 Порядка).
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абз. 3 п. 3 настоящего Порядка, используются:
- акты обследования объектов недвижимого имущества;
- решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 6 Порядка).
На основании представленных Учреждением или полученных уполномоченным органом данных об объектах недвижимого имущества, указанных в абз. 3 п. 3 настоящего Порядка, уполномоченный орган определяет вид фактического использования указанных объектов недвижимости и включает их в Перечень (п. 8 Порядка).
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области не представлены доказательства принятия мер по определению вида фактического использования спорного нежилого здания на момент включения его в Перечень на 2021 год, а также акт обследования фактического использования нежилого здания.
Оценив доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отнесения нежилого здания к административно-деловому или торговому комплексу (центру) исходя из признаков, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ.
Фактически нежилое здание не используется для размещения в нем объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, офисов.
При таких обстоятельствах суд находит, что правовых оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером [номер] расположенного по адресу: [адрес] в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год не имелось, поскольку нежилое здание с кадастровым номером [номер] не обладает признаками административно-делового центра либо торгового центра (комплекса).
Оспариваемая административным истцом норма противоречит федеральному законодательству, поскольку отнести указанное в иске нежилое здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни техническая документация, ни фактическое использование здания.
При таких обстоятельствах, в соответствии с приведенным выше положением п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ исковые требования ООО «Кармен» подлежат удовлетворению.
Определяя дату, с которой суд считает необходимым признать недействующим оспариваемый в части приказ, суд принимает во внимание, что сам приказ определяет Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год, в оспариваемой части затрагивает интересы непосредственно административного истца, в связи с чем суд считает возможным признать данный приказ недействующим в оспариваемой части со дня его принятия.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно под. 2 и 3 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 2.2 оспариваемого в части приказа предусмотрено его размещение на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет». Поэтому суд полагает необходимым указать в резолютивной части настоящего судебного решение на обязанность административного ответчика в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Также суд полагает необходимым обязать министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области. При этом суд учитывает, что п. 2.1 приказа предусматривалось направление перечня в налоговый орган.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО «Кармен» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта:
- пункт 122843 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 года № 326-13-631667/20 о включении в Перечень на 2021 год объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес]
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области;
разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья Е.О. Ефимова
В окончательной форме решение суда составлено 17 марта 2021 года.
Судья Е.О. Ефимова