РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 09 июля 2020 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А,
при секретаре судебного заседания Оняновой И.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Братска Иркутской области Матвеевской М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2384/2020 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» к Степанову Андрею Александровичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить административный надзор в отношении осужденного Степанова А.А., 27.01.1981 года рождения, содержащегося в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области, сроком на 8 лет. Одновременно установить ему следующие ограничения: запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов по 06.00 часов ежедневно; запретить выезд за пределы Иркутской области без уведомления органов внутренних дел; обязать являться 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства для регистрации.
В обоснование заявленных требований указал, что у Степанова А.А. конец срока отбывания наказания 14.01.2022.
29.06.2020 ходатайство Степанова А.А. об условно-досрочном освобождении рассмотрено положительно.
Степанов А.А. намерен убыть после освобождения по адресу: <адрес> Б, <адрес>.
В соответствии с приговором Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 27.09.2018 Степанова А.А. отбывал наказание за совершение тяжкого преступления, при опасном рецидиве.
В ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области прибыл 15.08.2018. Здоров, трудоспособен. Изъявил желание остаться в учреждении отбывать наказание, выведен в строительную бригаду, для выполнения ремонтных работ в учреждении.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Степанов А.А. не явился, будучи надлежащим образом извещен, согласно представленному заявлению с требованиями административного искового заявления согласен.
Выслушав заключение старшего помощника прокурора г. Братска Иркутской области Матвеевской М.С., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены гл. 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В силу требований ст. 2 вышеназванного Закона, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу требований ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Срок административного надзора устанавливается для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что Степанов А.А. осужден приговором Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 27.09.2018 по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев, без штрафа и без ограничения свободы. В соответствии с ч.5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений по данному приговору и приговору Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 15.08.2018, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 5 месяцев, без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Преступление, за которое Степанов А.А. осужден приговором Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 27.09.2018 было совершено при опасном рецидиве.
Согласно постановлению Братского городского суда Иркутской области от 29.06.2020 осужденный Степанов А.А. освобожден от наказания, назначенного приговором Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 27.09.2018 условно-досрочно на 1 год 6 месяцев 15 дней. Данное постановление не вступило в законную силу.
В соответствии со ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 158 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.
В силу ст. 86 УК РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения Степановым А.А. преступления, судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления погашается по истечению 8 лет после отбытия наказания.
Принимая во внимании требования закона о сроке административного надзора, суд полагает необходимым установить в отношении Степанова А.А. административный надзор на срок 8 лет.
Согласно разъяснений, указанных в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
В связи с тем, что на Степанова А.А. постановлением Братского городского суда Иркутской области от 29.06.2020 возложены обязанности регулярно являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль над поведением условно-досрочно освобожденных, не менять без уведомления данного органа постоянного места жительства, трудоустроиться и уведомлять об изменения места работы, то административный надзор начинает осуществляться после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.
Рассматривая требование административного истца о применении административных ограничений, которые могут быть применены к административному ответчику, суд полагает необходимым установить Степанову А.А. административное ограничение в виде явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, дополнив указанное административным истцом ограничение сведениями об его установлении не только по месту жительства, но и по месту пребывания и фактического нахождения, поскольку данные правовые категории (место жительства, место пребывания и фактическое нахождение) имеют различный правовой режим.
Суд так же полагает необходимым установить в отношении Степанова А.А. административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории Иркутской области, поскольку из его пояснений и материалов административного дела, касающихся данных о личности, установлена его привязанность к месту жительства именно в данном субъекте РФ.
Что касается установление административных ограничений о возложении запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22-00 час. по 06.00 час., в административном исковом заявлении не изложено никаких правовых обоснований, не конкретизирован перечень или конкретные признаки таких мероприятий, а также сведения о жизненных обстоятельствах, характеристике личности осужденного в контексте достижения целей административного надзора, который не может носить произвольный характер. Рассматривая вопрос об определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, необходимо принимать во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей либо учебы, а также другие имеющие значение обстоятельства при условии предоставления соответствующих доказательств. Данные доказательства административным истцом не представлены суду.
Административный надзор должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий противоправного поведения, оказывать воспитательное воздействие, и не должен безмотивно ограничивать права поднадзорного лица.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в части следующих ограничений: запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, а также запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 06 часов, ежедневно.
Суд считает необходимым предупредить административного ответчика о возможности наступления уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ за самовольное оставление места жительства, а также об административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений или невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Степанова Андрея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, сроком на 8 лет, который исчислять после истечения срока обязанностей, связанных с условно - досрочном освобождением, установленных постановлением Братского городского суда Иркутской области от 29.06.2020.
Установить в отношении Степанова Андрея Александровича следующие ограничения:
- запретить выезд за пределы территории Иркутской области;
- обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по местужительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Предупредить Степанова Андрея Александровича об уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ и об административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ за уклонение от административного надзора и за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2020 года.
Судья Т.А. Павлова