УИД: 61RS0058-01-2023-000316-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2023 года п. Целина Ростовской области
Целинский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Прокопенко Г.А.,
при секретаре Мовлаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Ольшанского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрации Ольшанского сельского поселения обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества, мотивируя тем, на территории Ольшанского сельского поселения Целинского района
Ростовской области имеется воздушный газопровод низкого давления
протяженностью 2926,1 м (Литер Г), расположен по адресу: <данные изъяты>
Представитель заявителя Администрации Ольшанского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом, направили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.34).
Представитель заинтересованного лица УФСГРКиК по РО в судебное заседание не явился, надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, о причинах неявки не сообщили.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно техническому паспорту газопровода (л.д. 7-13), газопровод низкого давления и внутреннего газооборудования построен в 2001 году, представляет собой надземный газопровод низкого давления, расположен: <данные изъяты>.
Пунктами 10 и 11 ст. 1 ГрК РФ дано определение объектов капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, а также трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являющиеся линейными объектами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный газопровод является объектом недвижимого имущества, представляет собой сооружение газохимического комплекса, имеет самостоятельное хозяйственное назначение, является отдельным объектом гражданского оборота.
Статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе предусматривая, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с пп. 4, 5 п. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В соответствии с п. 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878 газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878.
В силу п. 4 Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 51Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из положений Закона Ростовской области от 27.12.2004 года № 253-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «<адрес>» и муниципальных образований в его составе», ФИО2 сельское поселение является сельским повелением в составе муниципального образования «<адрес>», в его состав входит, в том числе <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-20), в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения об объекте недвижимости – воздушном газопроводе низкого давления по адресу: <адрес>, правообладатель ФИО2 сельского поселения, согласно п.п. 2.1 принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости.
Как следует из материалов дела, воздушный газопровод низкого давления, расположенный в <адрес>, протяженностью 2926,1 м в реестре государственного имущества не значится (л.д. 22), в реестре муниципального имущества МО «<адрес>» не учитывается (л.д.23), в реестре муниципального имущества МО «ФИО2 сельское поселение» не числится (л.д. 25).
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из смысла вышеуказанной нормы права следует, что орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, имеет право на обращение в суд с заявлением о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности при соблюдении ряда условий, а именно: соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления; она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи; со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.
В судебном заседании нашли свое подтверждение те обстоятельства, что объект недвижимости, указанный в заявлении, находится на территории органа местного самоуправления – муниципального образования «Ольшанское сельское поселение», не имеет собственника, в установленном законом порядке поставлен на учет в УФСГРКиК по Ростовской области в качестве бесхозяйной вещи более года назад.
Указанный объект является социально-значимым и используются для газоснабжения населения. Однако данный объект не зарегистрирован и не имеет законного собственника.
Отсутствие законного собственника влечет невозможность обеспечения сохранности данного социально значимого объекта, угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, а также угрозу причинения ущерба окружающей среде.
Иные собственники неизвестны. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного, никто своих прав на данные объект не заявил, спор о праве отсутствует.
При таких обстоятельствах заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 209, 293 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Ольшанского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Ольшанское сельское поселение» Целинского района Ростовской области на объект недвижимого имущества: воздушный газопровод низкого давления (литер Г), протяженностью 2926,1 м.
Расположение объекта: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 19.07.2023 года.