ДЕЛО № 2-173/2021
УИД: УИД: 44RS0014-01-2021-000237-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Островское 20 мая 2021 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Масловой О.В.,
с участием: И.о. прокурора Островского района Костромской области Мотяхова И.С.,
представителя ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Баскаковой Е.С., действующей на основании доверенности,
при секретаре Пронозиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации в срок до 31.12.2021 года,
установил:
Костромской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Островский районный суд с иском к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области об обязании устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: привести в надлежащее санитарное состояние помещения общежития отряда карантина в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, расположенного по <адрес>(инвентарный №, литер Н), в частности: спальное помещение, помещение приема пищи, комнату для умывания, туалет, коридор путем производства покраски стен и потолков, замены и покраски плинтусов, замены и монтажа плитки в помещении санитарного узла (туалета) и умывальника, покраски полов в спальном помещении и коридорах общего пользования, в срок до 31.12.2021 года.
Исковые требования мотивированы тем, что Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка санитарно- эпидемиологического законодательства при эксплуатации здания общежития отряда карантина осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области.
В ходе проверки в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области установлено, что помещения общежития отряда карантина в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, расположенного по <адрес>(инвентарный №, литер Н), не отвечают предъявляемым требованиям, необходим текущий ремонт спального помещения, помещения приема пищи, комнаты для умывания, туалета, коридоров, в частности, требуется покраска стен и потолков, замена и покраска плинтусов, замена и монтаж плитки в помещении санитарного узла (туалета) и умывальника, покраска полов в спальном помещении и коридорах общего пользования.
Согласно Уставу Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области, утвержденному приказом ФСИН России от 18.02.2011 № 90, предметом и целями Учреждения является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, при этом Учреждение осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание, а также материально-бытовое обеспечение осужденных.
В нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области помещения общежития отряда карантина, расположенного по адресу: <адрес>(инвентарный №, литер Н), не отвечают предъявляемым требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, требуют производства текущего ремонта спального помещения, помещения приема пищи, комнаты для умывания, туалета, коридоров, в частности: покраску стен и потолков; замену и покраску плинтусов; замену и монтаж плитки в помещении санитарного узла (туалета) и умывальника; покраску полов в спальном помещении и коридорах общего пользования.
Пребывание осужденных в общежитии отряда карантина (при прибытии осужденных для отбывания наказания - изолированно) не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, нарушает права неопределенного круга лиц, а также приводит к дальнейшей порче федерального имущества.
Ссылаясь на положения части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно -эпидемиологической службе РФ», Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технического состояния жилищного фонда», ст. ст. 3, 101 УИК РФ, п.п.3.1., 3.5 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений УИС, утвержденной Приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276, прокурор просит суд обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: привести в надлежащее санитарное состояние помещения общежития отряда карантина в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, расположенного по <адрес>(инвентарный №, литер Н), в частности: спальное помещение, помещение приема пищи, комнату для умывания, туалет, коридор путем производства покраски стен и потолков, замены и покраски плинтусов, замены и монтажа плитки в помещении санитарного узла (туалета) и умывальника, покраски полов в спальном помещении и коридорах общего пользования, в срок до 31.12.2021 года.
В судебном заседании И.о. прокурора <адрес> Мотяхов И.С. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Баскакова Е.С. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Суду пояснила, что выявленные Костромским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в результате проверки нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства действительно имеются, помещения общежития отряда карантина требуют производства ремонта ввиду их длительной эксплуатации. ФКУ ИК-4 известно, что поддержание помещений в надлежащем состоянии, отвечающем требованиям законодательства, является обязанностью исправительного учреждения. Но учреждением неоднократно делались заявки в УФСИН России по Костромской области на выделение денежных средств на строительство отдельного помещения карантинного отделения, но в связи с дефицитом бюджета денежные средства выделены в меньшем объеме, в связи с чем принято решение расширить имеющиеся помещения карантинного отделения и произвести капитальный ремонт. В начале 2021 года денежные средства на производство ремонта в помещениях общежития отряда карантина были выделены, проведен аукцион, в результате которого 24.03.2021 г. заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту в срок до 01.09.2021 года. В настоящее время работы по капитальному ремонту карантинного отделения ведутся, ремонт планируется окончить к указанной дате.
В отзыве на иск от 27.04.2021 г. начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области ФИО5 указал, что Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований УИК РФ в деятельности администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области. В ходе проверки выявлено, что помещения общежития отряда карантина, а именно: спальное помещение, помещение приема пищи, комната для умывания, туалет, коридор не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации. В данных помещениях требуется покраска стен и потолков, замена и покраска плинтусов, замена и монтаж плитки в помещении санитарного узла (туалета) и умывальника, покраску полов в спальном помещении и коридорах общего пользования. В настоящее время в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области в помещении общежития отряда карантина исправительного учреждения действительно требуется текущий ремонт ввиду длительного периода эксплуатации. Для проведения текущего ремонта в помещении общежития отряда карантина ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области необходимы денежные средства, которых в Учреждении не имеется. Согласно Уставу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, утвержденному приказом ФСИН России от 18.02.2011 № 90 ФСИН России по Костромской области в отношении Учреждения представляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и т.д. В связи с этим УФСИН России по Костромской области выделены денежные средства в размере 1 550 000 рублей на проведение текущего ремонта в помещении карантинного отделения. 24.03.2021 г. заключен государственный контракт № с <данные изъяты>» на выполнение работ по капитальному ремонту помещений карантинного отделения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области на 1 410 500 рублей. Учитывая изложенное, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области заявленные исковые требования не признает, полагает их необоснованными.
Определением Островского районного суда Костромской области от 29.04.2021г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по Костромской области.
Представитель третьего лица УФСИН России по Костромской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя УФСИН.
В отзыве на иск представитель УФСИН России по Костромской области полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Для организации карантинного отделения с целью улучшения условий содержания осужденных прорабатывался вопрос о строительстве нового здания общежития. В УКСНЭР ФСИН России неоднократно отправлялись письма с просьбой рассмотреть вопрос о выделении дополнительных лимитов на проектирование и строительство отдельно стоящего общежития, в котором будет размещаться карантинное отделение для вновь прибывших осужденных. Денежные средства выделены не были в связи с дефицитом средств федерального бюджета, предусмотренных на строительство объектов уголовно-исполнительной системы. Финансирование новых объектов в период с 2019-2021 годов не представлялось возможным. В текущем году, в соответствии с годовым планом капитальных ремонтов объектов УФСИН России по Костромской области на 2021 год, предусмотрен капитальный ремонт помещений карантинного отделения. Разработана схема перепланировки существующего карантинного отделения с учетом увеличения площадей за счет помещений другого отряда. Подготовлен локальный сметный расчет, на основании которого проведена процедура закупки и определена подрядная организация для выполнения данных работ. В настоящее время на выполнение работ по капитальному ремонту помещений карантинного отделения заключен государственный контракт, ведутся работы. Срок завершения работ предусмотрен до 01.09.2021 года. С учетом изложенного отсутствует необходимость возложения на ФКУ ИК-4 обязанности устранения нарушений в порядке искового судопроизводства, поскольку ремонтные работы ведутся в настоящее время в плановом порядке.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ч. 2 ст. 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются ст. 99 УИК РФ.
В соответствии с п. 3. ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ №), под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу ст. ст.2,11 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление, гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача от 10.06.2010 года № 64 введены в действие с 15.08.2010 года санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (действовавшим на момент проведения проверки) при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1631 "Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" отменено (п. 66).
Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, допускалась до 1 марта 2021 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 года санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В силу ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно пп. 6 п. 3 - Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ответчик ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, что подтверждается Уставом.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области (ИНН №, ОГРН №) зарегистрировано в качестве юридического лица.
Из Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области следует, что предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе: создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ (п. 2.1).
Для достижения целей Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных (п. 2.5.1).
Имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит Учреждению на праве оперативного управления. Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления (п. 5.1, п. 1.9 Устава).
Согласно выписке из реестра федерального имущества № от 30.11.2009г. общежитие спецконтингента общей площадью ... кв.м. является федеральным имуществом и передано в оперативное управление ФКУ ИК-4 на основании договора № от 19.08.2009г.
Право оперативного управления на здание - Общежитие спецконтингента, назначение: нежилое здание, 2- этажное, общей площадью ... кв.м., инвентарный №, лит. Г, находящееся по <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается свидетельством о регистрации № от 16.12.2011года.
Согласно справке ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области от 20.02.2021 г. свидетельство о государственной регистрации права № от 16.12.2011года на здание - Общежитие спецконтингента с литерой Г, инвентарный №, соответствует техническому паспорту с литерой Н, инвентарный №.
Таким образом, анализируя указанные выше нормы и исследованные доказательства, на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области лежит обязанность по соблюдению санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, по содержанию в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, проведению текущего и капитального ремонта в общежитии спецконтингента, инвентарный №, литер Н, расположенном по <адрес>.
В судебном заседании установлено, что Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения законодательства в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства о соблюдении санитарных норм и материально-бытовых условий содержания осужденных.
Проверкой установлено, что помещения общежития отряда карантина (инвентарный №, литер Н, <адрес>) не отвечают, требуют производства текущего ремонта помещений: спального помещения, помещения приема пищи, комнаты для умывания, туалета, коридоров, в частности: покраску стен и потолков, замену и покраску плинтусов, замену и монтаж плитки в помещении санитарного узла (туалета) и умывальника, покраску полов в спальном помещении и коридорах общего пользования.
По результатам проверки начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области 27.01.2021 года внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Представление прокурора Костромской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по фактам выявленных нарушений рассмотрено на совещании у начальника ФКУ ИК-4, 09.02.2021 г. направлен ответ.
Наличие выявленных нарушений ответчиком ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области не оспаривается.
В соответствии с п. 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН России, утвержденного приказом Минюста России N 259 от 30.12.2005, отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технического состояния жилищного фонда», предусмотрен примерный перечень работ, производимых при текущем ремонте жилищного фонда (Приложение N 7) и при капитальном ремонте (приложение №).
Исходя из изложенного, ремонт спального помещения, помещения приема пищи, комнаты для умывания, туалета, коридоров путем покраски стен и потолков, замены и покраски плинтусов, замены и монтажа плитки в помещении санитарного узла (туалета) и умывальника, покраски полов в спальном помещении и коридорах общего пользования, должен выполняться ответчиком.
Довод ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области о недостаточности финансовых средств, по мнению суда, не является причиной, исключающей применение судом норм действующего законодательства. Отсутствие финансовой возможности организации мер санитарно-эпидемиологической безопасности в рамках, предусмотренных законодательством, не является основанием для освобождения от выполнения требований закона. Кроме того, соблюдение законодательства, охрана прав и законных интересов осужденных не могут быть поставлены в зависимость от данного обстоятельства.
Неисполнение ответчиком ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области возложенных на него обязанностей по выполнению установленных санитарно-гигиенических требований создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - осужденных, сотрудников, состав которых постоянно меняется, а также порчу федерального имущества, в связи с чем суд признает исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ законными и обоснованными и приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности устранить указанное нарушение.
24.03.2021г. между ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области и ООО «Ремейк Строй» заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений карантинного отделения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области на общую сумму 1410500,00 рублей, срок выполнения работ - с момента заключения контракта по заявке (в устной форме) государственного заказчика до 01.09.2021 года.
Иных бесспорных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что выполнение санитарных норм и правил обеспечено, ответчиком, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указанный прокурором срок устранения требований законодательства до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения обязанности суд, учитывая значимость заявленных требований, направленных на восстановление нарушенного конституционного права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятные условия жизнедеятельности, полагает достаточным и соответствующим принципам разумности и справедливости, в том числе и для выполнения процедуры, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: привести в надлежащее санитарное состояние помещения общежития отряда карантина в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, расположенного по <адрес>(инвентарный №, литер Н), в частности: спальное помещение, помещение приема пищи, комнату для умывания, туалет, коридор путем производства покраски стен и потолков, замены и покраски плинтусов, замены и монтажа плитки в помещении санитарного узла (туалета) и умывальника, покраски полов в спальном помещении и коридорах общего пользования, в срок до 31.12.2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В.Маслова