Дело № 2-634/2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года
Советский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ерофеевой Н.А., при секретаре судебного заседания Сабанцевой С.М., помощнике судьи Емашовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Ермоленко ФИО12 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Ермоленко Ю.А. обратился в суд с указанным иском, в его обоснование, с учетом уточнений, указав, что при обращении в учреждение ответчика с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях», ему было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы. Указанное решение считает незаконным. На основании изложенного, истец просил обязать учреждение ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды службы в армии с 22.04.1981 по 10.05.1983, работы в должности мастера с 07.09.1987 по 31.01.1992; назначить пенсию с 18.08.2019, то есть с момента возникновения права на нее.
В судебном заседании истец Ермоленко Ю.А. участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Представитель истца Нефедов Д.А. (по доверенности) заявленные требования с учетом уточнений, поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Указал, что характер и условия труда подтверждаются тем, что его доверитель работал в организации, занимающейся строительством.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ Советском АО города Омска Вставская В.Г. (по доверенности) предъявленных требований не признала, просила отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации как в социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
22.07.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона ФЗ-400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013.
Решением ГУ – УПФ РФ в Советском АО города Омска от 17.10.2019 № 484893/19 истцу в назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, при требуемом 7 лет 06 месяцев. В стаж на соответствующих видах работ не зачтены периоды: с 07.09.1987 по 31.01.1992 в должности мастера, с 01.02.1992 по 16.08.1995 в должности прораба в <данные изъяты>.
Однако, в последующим, дополнительным решением от 19.02.2020 учреждение ответчика включило в стаж истца период работы в должности прораба, и специальный стаж составляет 3 года 06 месяцев 15 дней.
Истцом оспаривается данный отказ ГУ УПФ РФ в Советском АО города Омска в части не включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы в должности мастера с 07.09.1987 по 31.01.1992.
Решение пенсионного органа в иной части включения либо не включения периодов работы и примененного порядка исчисления специального стажа истцом не оспаривается.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статей 8 данного Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Подсчет стажа производится в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2- П «О применении норм и правил подсчета специального стажа на соответствующих видах работ с применением нормативных актов, действовавших на 31 декабря 2001 года», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015.
Согласно п. 11 Правил № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу положений п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации! применяются Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» «Список №2 -1991), и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (Список № 2- 1956).
Разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2 - 1956 предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются, в том числе, мастера.
Разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 -1991 предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии мастерам строительных и монтажных работ.
При определении права на пенсию по льготным основаниям в соответствии со Списком № 2 - 1956 (за периоды работы до 1 января 1992 года) юридически значимыми являются обстоятельства выполнения работ в организациях, в должностях, поименованных данным Списком, на строительстве указанных в нем объектов без предъявления требований о занятости на тяжелых работах в течение полного рабочего дня.
Кроме этого, юридически значимыми являются установление обстоятельств выполнения работ в организациях, занятых строительством новых объектов: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций. После 1 января 1992 года, в специальный стаж влекущий досрочное назначение трудовой пенсии по старости включалась работа в организациях ведущих как новое строительство, так и работы по реконструкции и ремонту объектов.
Также при определении права на льготную пенсию по Списку № 2 - 1991 подлежит доказыванию постоянная занятость в качестве мастера строительных и монтажных работ вне зависимости от вида объектов, занятого на строительстве, техническом перевооружении, реставрации и ремонте указанных объектов.
Как указано в п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона предоставляются документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно записям в копии трудовой книжки истца 10.06.1983 он зачислен на должность слесаря КИПиА второго разряда в <данные изъяты> 07.09.1987 переведен на должность мастера участка № 4, 01.02.1992 переведен на должность прораба участка № 4, 17.08.1995 переведен на должность старшего прораба участка № 7, 31.12.1999 уволен переводом.
Аналогичная информация содержится в архивной справке БУ Омской области «Исторический архив Омской области». Путем анализа содержания указанной справки судом установлено, что истец за период работы в <данные изъяты> занимал должность мастера с 01.07.1987 по 31.01.1992.
Указанные обстоятельства также подтверждаются архивной копией личной карточки истца.
В исторической справке к фонду ЗАО «Проектмонтажавтоматика» указано, что на основании приказа от 17.02.1986 № 22 треста <данные изъяты> с указанного времени Омское спецмонтажное управление треста <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты>. Распоряжением № 451 от 25.11.1992 комитета по управлению имуществом, указанное Омское монтажное управление с 25.11.1992 преобразовано в <данные изъяты>.
В соответствии с уставом указанного общества оно специализировано на выполнение проектных, монтажных, наладочных работ по системам автоматизированного управления технологическими процессами.
Таким образом, учитывая, что спорный период работы истца с 07.09.1987 по 31.12.1991 в должности мастера охватывается периодом действия Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, которым право на льготное пенсионное обеспечение предусмотрено для должности «мастер», установление факта исполнения истцом в данный период должностных обязанностей мастера строительных и монтажных работ не требуется.
Списком № 2 от 1956 года в пункте «б» «инженерно-технические работники» раздела XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены должности «мастера (десятника) и прораба».
До 01 января 1992 года право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со Списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» имели монтажники стальных и железобетонных изделий и инженерно-технические работники: мастера (десятники) и прорабы (подраздел «б» этого же раздела). Каких-либо дополнительных факторов по условиям труда и характеру работы не требовалось.
Из наименования указанного раздела, а также перечисленных в нем наименований должностей следует, что должность мастера является льготной для начисления досрочной трудовой пенсии по старости без расшифровки специализации. С 01.01.1992 года стала требоваться расшифровка специализации.
В соответствие с Общесоюзным классификатором «Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 № 016, предусмотрены как должность мастера (поз. 23187 1), так и должность мастера строительных и монтажных работ (поз. 23419 3).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд установив, что в трудовой книжке истца внесены все необходимые сведения о работе, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, а также что работа истца в спорный период протекала в должностях предусмотренных вышеуказанными Списками, и соответствовала особым условиям труда, приходит к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж Ермоленко Ю.А. периода с 07.09.1987 по 31.12.1991.
Что касается периодов, следовавших после 01.01.1992, то, по мнению суда, отсутствуют правовые основания и для включения в льготный стаж в спорные периоды в должности мастера, поскольку данная профессия не предусмотрена Списком №2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Как указано выше, право на досрочную пенсию имеют только мастера строительных и монтажных работ. Таким образом в исковых требования в период с 01.01.1992 по 31.01.1992 надлежит отказать.
Разрешая требования истца о включении в стаж периода службы в Советской Армии с 22.04.1981 по 12.05.1983, суд отмечает, в указанный период действовало (до 20.11.1990) Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров ССР от 03.08.1972 № 590.
Согласно п. 16 указанного Положения на льготных условиях имеют право на пенсию по старости: рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет; женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров ССР от 03.08.1972 № 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, СГПУ, НКВД, НКГБ, МГВ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Так как после периода службы в Советской Армии не следовал период работы, который был бы включен учреждением ответчика либо судом в специальный стаж истца, служба в вооруженных силах не подлежит включению в специальный страховой стаж для назначения льготной пенсии.
Установлено, что специальный стаж истца на день обращения за досрочным назначением пенсии составлял 3 года 06 месяцев 15 дней. В его специальный стаж судом включен период равный 4 годам 03 месяцам 24 дням.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включенных в стаж спорных периодов работы, право у истца на пенсию возникло с момента наступления 57 летнего возраста, а именно с 18.08.2019.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в САО г. Омска включить в специальный стаж Ермоленко ФИО13 в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы с 07.09.1987 по 31.12.1991 в должности мастера <данные изъяты>.
Обязать ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска назначить и выплачивать Ермоленко ФИО14 пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 18.08.2019.
В остальной части исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24.03.2020.
Судья Н.А.Ерофеева