Дело № 5-76/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 мая 2019 года город Кандалакша
Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Маляр А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Алакурттинский психоневрологический интернат», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН <номер>, ОГРН <номер>,
У С Т А Н О В И Л:
государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Алакурттинский психоневрологический интернат» (далее – ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ», Учреждение) совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах.
Должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области на основании поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года № <номер>, приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области от 06 марта 2019 года № <номер> в период с 13 марта по 05 апреля 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица - ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ», в рамках которой был осуществлен контроль соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
В ходе проведения проверки выявлено осуществление Учреждением медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований, указанным в подпунктах «д», «ж» пункта 4, подпунктах «а», «б» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного цента «Сколково»), а именно:
- отсутствие в предоставленных личных делах, ведущих прием врачей-специалистов, требуемого Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» послевузовского профессионального образования интернатуры/ординатуры по специальности: «психиатрия»;
- несоответствие структуры и штатного расписания;
- нарушения соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
- нарушения соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
05 апреля 2019 года должностными лицами территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области составлен акт проверки Учреждения органом государственного контроля, копия которого вручена директору ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» ФИО
По факту выявленных нарушений начальником отдела надзора и контроля в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области ФИО1 в отношении ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» 05 апреля 2019 года составлен протокол <номер> об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении протокола присутствовал законный представитель ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» – директор ФИО, указавшая, что с выявленными нарушениями согласна, меры по их устранению принимаются.
В судебное заседание не явились законный представитель ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ», представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав защитника Учреждения ФИО2, судья считает вину ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной и доказанной по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом, согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее – Положение), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Согласно подпунктам «д», «ж» пункта 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункты «а», «б» пункта 5 Положения).
В соответствии с пунктом 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Как установлено в судебном заседании, ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного Министром социального развития Мурманской области от 07 сентября 2018 года № <номер> (л.д. <номер>).
Согласно пункту 2.2 Устава, ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» является некоммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом и законами Мурманской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Мурманской области, приказами и распоряжениями Министерства социального развития Мурманской области, а также настоящим Уставом.
Предметом деятельности Учреждения является предоставление социальных услуг гражданам из числа лиц, страдающих психическими расстройствами, признанным нуждающимися в социальном обслуживании (пункт 3.2 Устава).
В соответствии с видами основной деятельности Учреждение оказывает услуги в стационарной форме, в том числе согласно подпункту 3.6.3 Устава социально-медицинские услуги (пункт 3.6 Устава).
Согласно пункту 3.10 Устава Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует цели настоящего Устава.
Осуществление иных видов деятельности, отвечающих уставным целям, но требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, осуществляется на основании лицензии, выдаваемой органами, уполномоченными на проведение лицензионной деятельности (пункт 3.11 Устава).
Пунктом 6.7.1 Устава установлено, что непосредственное управление Учреждением осуществляется на принципе единоначалия руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности приказом учредителя в порядке, установленном Правительством Мурманской области.
К компетенции руководителя относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами и настоящим Уставом к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов Учреждения (пункт 6.7.2 Устава).
Из материалов дела следует, что ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности <номер> от 05 июня 2018 года, выданной Министерством здравоохранения Мурманской области (л.д. <номер>).
Должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области на основании поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года <номер>, приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области от 06 марта 2019 года № <номер> в период с 13 марта по 05 апреля 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица - ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ», в рамках которой был осуществлен контроль соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
В ходе проведения проверки выявлено осуществление Учреждением медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований, указанным в подпунктах «д», «ж» пункта 4, подпунктах «а», «б» пункта 5 Положения, а именно: отсутствие в предоставленных личных делах, ведущих прием врачей-специалистов, требуемого Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» послевузовского профессионального образования интернатуры/ординатуры по специальности: «психиатрия»; несоответствие структуры и штатного расписания; нарушения соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; нарушения соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Так, в должности врача-психиатра на основной ставке в соответствии с трудовым договором в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» с 01 февраля 2018 года работает ФИО3, профессиональная подготовка которой в силу требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» не соответствует занимаемой должности. Отсутствие соответствующей профессиональной подготовки врача-психиатра ФИО3 может повлиять на качество оказываемой психиатрической медицинской помощи, является нарушением подпункта «д» пункта 4 Положения.
Кроме того, установлено несоответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций (нарушение подпункта «ж» пункта 4 Положения).
Так, в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» в отсутствии в лицензии на осуществление медицинской деятельности <номер> работ/услуг по «терапии» в 2017 - 2018 годах осуществлялись работы по специальности «терапия». В утвержденном штатном расписании на 2019 год, в составе отделения медицинского обслуживания выделено 0,5 ставки терапевта, до 01 марта 2019 года занятой врачом-терапевтом ФИО4 Должность врача-терапевта обозначена в «Организационной структуре ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ», размещенной на официальном сайте http://pnialakurtti.ru. В организационной структуре должности медицинских работников не приведены в соответствие с утвержденным штатным расписанием, не выделены медицинские кабинеты (физиотерапевтический кабинет, процедурные кабинеты, изолятор, кабинет масажиста).
Вместе с тем, приложение № 1 Приказа Минтруда Российской Федерации от 24 ноября 2014 года «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» предусматривает в штатном расписании для социально-медицинских отделений психоневрологических интернатов с коечным фондом от 101 до 300 коек наличие 1,5 ставок врача-терапевта, а также ставок врача-невролога, стоматолога, лаборанта.
Кроме того, в нарушение пункта 13 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» профессиональная подготовка врача-психиатра на основной ставке в соответствии с трудовым договором ФИО3 не соответствует обязательным требованиям (инкриминируемое Учреждению нарушение подпункта «а» пункта 5 Положения).
При осуществлении контроля за соблюдением порядка проведения диспансерного наблюдения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 года № 1344н «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения» (далее - Приказ № 1344н) установлено, что в 2018 году в нарушение порядка проведения диспансеризации в отношении граждан, страдающими отдельными видами хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний, а также страдающими хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, находящимся в Учреждении, диспансеризация не была проведена.
При проверке соблюдения Учреждением подпункта «б» пункта 5 Положения были выявлены нарушения соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Так, приказом директора Учреждения от 13 июля 2017 года <номер> утверждено Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, форма журнала контроля качества медицинской помощи. Обязанности по организации проведения внутреннего контроля качества и безопасности, медицинской деятельности возложены на врача, заведующую отделением медицинского обслуживания ФИО3., имеющую профессиональную переподготовку и сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Указанным приказом утверждено Положение о врачебной комиссии в ГОАУСОН «Алакуртинский ПНИ», состав комиссии по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской помощи, председателем является ФИО3, утвержден план проведения мероприятий и график работы врачебной комиссии. Представлены отчеты о медицинской деятельности за 2018 год. Не представлены отчеты по экспертизе качества медицинской помощи в разрезе соответствия федеральным порядкам и стандартам, в том числе и по соблюдению порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения.
В ходе проведения проверки оценено ведение медицинских карт, находящихся в Учреждении пациентов. Дневниковые записи психиатров делаются 1 раз в месяц и ситуационно. Записи терапевта не всегда содержат обязательный раздел «Диагноз», нет сведений о плане наблюдения за пациентами с соматической патологией. В рамках внутреннего контроля за оказанием медицинских услуг в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» ежемесячно проводились проверки целесообразности назначения лекарственных, в том числе психотропных и наркотических средств.
Выявлены дефекты оформления медицинской документации. В нарушение подпунктов «а, н» пункта 2.1 приказа Минздрава Российской Федерации от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», ведение медицинской карты амбулаторного больного, всех из числа выборочно проверенных, осуществляется с нарушением формы, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», в медицинских картах отсутствуют или не заполнены, в том числе, разделы: заболевания по поводу которых осуществляется диспансерное наблюдение, лист учета доз облучения при рентгенологических исследованиях, непроведение диспансеризации в установленном порядке.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года N 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека» констатация биологической смерти человека не оформляется в виде протокола установления смерти человека по утвержденной форме (История болезни <номер>).
Документы по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности представлены, но в нарушение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществлялся с нарушениями.
В нарушение соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, установлено нарушение в части ненадлежащего осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в сфере обращения лекарственных препаратов для медицинского применения, а именно выявлены лекарственные препараты, хранение которых осуществляется с нарушением условий хранения, указанными на упаковках лекарственных препаратов.
Так, в силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, который включает в себя и применение лекарственных препаратов для лечения и профилактики заболеваний.
Для обеспечения безопасности медицинской помощи должны применяться медицинские изделия и лекарственные препараты надлежащего качества.
Выявлено ненадлежащее осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в сфере обращения лекарственных препаратов для медицинского применения: нарушения статьи 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», правил хранения лекарственных средств, Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 646н (далее - Правила); Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 года № 706н (далее - Приказ № 706н), а именно:
- в нарушение пункта 3 Правил ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» не обеспечена реализация комплекса мер, направленных на соблюдение его работниками настоящих Правил при хранении лекарственных препаратов (далее - система качества), посредством утверждения документов, в которых регламентируются, в том числе, порядок совершения работниками действий при осуществлении хранения лекарственных препаратов, порядок обслуживания и поверки измерительных приборов и оборудования, ведение записей, отчетов и их хранение, прием, размещение лекарственных препаратов (далее - стандартные операционные процедуры), и организации контроля за соблюдением стандартных операционных процедур;
в нарушение подпункта «б» пункта 4 Правил не определена ответственность работников субъекта обращения лекарственных препаратов за нарушение требований, установленных настоящими Правилами, и стандартных операционных процедур;
в нарушение пункта 5 Правил не определено лицо ответственное за внедрение и обеспечение Системы обеспечения качества хранения лекарственных препаратов;
в нарушение пункта 24 Правил Учреждением не разработан и не утвержден комплекс мер, направленных на минимизацию риска контаминации материалов или лекарственных препаратов, при условии соблюдения защиты от воздействия факторов внешней среды;
в нарушение пункта 7 Приказа № 706н помещение для хранения лекарственных средств в укладках оказания медицинской помощи - приемно-карантинный блок не оснащен прибором для регистрации параметров воздуха, учет показаний такого прибора не организован, фактически на момент проверки учет параметров воздуха в данном помещении не ведется;
в нарушение пунктов 11, 21, 36, 37, 44, 47 Правил в помещениях хранения лекарственных средств: помещение хранения лекарственных средств и медицинских изделий <номер>, процедурный кабинет, пост 3 этажа ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ», расположенных по адресу: <адрес>, не поддерживаются температурные режимы хранения и влажность, соответствующие условиям хранения, указанным в нормативной документации, составляющей регистрационное досье лекарственного препарата, инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата и на упаковке лекарственного препарата; в нарушение пункта 44 не осуществлены необходимые действия по хранению лекарственных препаратов, необходимые для соблюдения условий их хранения, указанные в инструкции по медицинскому применению и на упаковке лекарственного препарата; в нарушение пункта 47 не обеспечено хранение лекарственных препаратов с учетом требований, нормативной документации, составляющей регистрационное досье на лекарственный препарат, инструкции по медицинскому применению, информации, содержащейся на первичной и (или) вторичной упаковке лекарственного препарата, транспортной таре; в нарушение пункта 11 - для осуществления деятельности по хранению лекарственных препаратов не обеспечено наличие оборудования для выполнения операций с лекарственными препаратами, обеспечивающего их хранение в соответствии с требованиями настоящих Правил - системы кондиционирования; в нарушение пункта 36 - частично отсутствует оборудование, оказывающее влияние на хранение лекарственных препаратов; в нарушением пункта 37 – помещения хранения лекарственных средств не оснащены оборудованием, используемым в процессе хранения и (или) перевозки лекарственных препаратов - системой кондиционирования;
в нарушение пунктов 3, 4, 32, 42 Приказа № 706н в помещениях хранения лекарственных средств ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» не поддерживается определенная температура воздуха, позволяющая обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств: помещения для хранения лекарственных средств не оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств; не обеспечено хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации. Нарушаются условия хранения лекарственных средств, указанные на первичной и вторичной упаковке производителем, в том числе лекарственных препаратов.
В помещении основного хранения лекарственных средств выявлены:
- xxxxxxx в количестве 45 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре от 5 до 25 градусов (фактически хранился в сейфе при температуре хранения на момент проверки выше 25 градусов);
- xxxxxxx в количестве 45 упаковок, требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя - при температуре не выше 25 градусов (фактически хранился в сейфе при температуре хранения на момент проверки выше 25 градусов);
- xxxxxxx в количестве 35 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре от 12 до 15 градусов (фактически хранился в медицинском шкафу при температуре хранения на момент проверки выше 25 градусов);
- xxxxxxx в количестве 20 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре не выше 25 градусов (фактически хранился в медицинском шкафу при температуре хранения на момент проверки выше 25 градусов);
- xxxxxxx в количестве 20 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре не выше 25 градусов (фактически хранился в медицинском шкафу при температуре хранения на момент проверки выше 25 градусов);
- xxxxxxx в количестве 65 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре не выше 25 градусов (фактически хранился в медицинском шкафу при температуре хранения на момент проверки выше 25 градусов);
- xxxxxxx в количестве 36 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре не выше 20 градусов (фактически хранился в медицинском шкафу при температуре хранения на момент проверки выше 25 градусов);
- xxxxxxx в количестве 26 упаковок и серии 030318 в количестве 50 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре не выше 25 градусов (фактически хранился в медицинском шкафу при температуре хранения на момент проверки выше 25 градусов).
В процедурном кабинете второго этажа выявлены:
- xxxxxxx в количестве 8 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре от 12 до 15 градусов (фактически хранился в холодильнике при температуре хранения на момент проверки выше 8 градусов);
- xxxxxxx в количестве 1 упаковки - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре от 15 до 25 градусов (фактически хранился в холодильнике при температуре хранения на момент проверки выше 8 градусов);
- xxxxxxx в количестве 4 ампул (1 начатая упаковка) - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре от 2 до 8 градусов (фактически хранился в медицинском шкафу при температуре хранения на момент проверки 22 градуса).
На посту третьего этажа Учреждения выявлены:
- xxxxxxx в количестве 7 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре от 12 до 15 градусов (фактически хранился в холодильнике при температуре хранения на момент проверки выше 5 градусов);
- xxxxxxx в количестве 2 упаковок - требуемая температура хранения (градусов по цельсию) в соответствии с указанием на упаковке производителя при температуре 12-15 градусов (фактически хранился в холодильнике при температуре хранения на момент проверки 5 градусов).
В приемно-карантинном блоке в аптечке первой помощи при отравлении инсектицидами в бумажном пакете с маркировкой «xxxxxxx» хранилось вещество, расфасованное в виде порошков в вощаную бумагу в количестве 10 штук. Документы/сведения, подтверждающие качество и происхождение данного вещества, предоставлены не были.
Таким образом, указанные нарушения, выявленные в ходе проверки, свидетельствуют об осуществлении ГОАУСОН «Алакурттиниский ПНИ» медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований. Данные нарушения могут повлечь последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, которым оказываются медицинские услуги.
Обстоятельства инкриминируемого ГОАУСОН «Алакурттиниский ПНИ» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от 05 апреля 2019 года <номер>, составленным в присутствии законного представителя ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» (л.д. <номер>); актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 05 апреля 2019 года <номер> (л.д. <номер>); предписанием об устранении выявленных нарушений от 05 апреля 2019 года <номер> (л.д. <номер>); копией Устава ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» (л.д. <номер>); копией поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 27 февраля 2019 года <номер> (л.д. <номер>); приказом руководителя территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области от 06 марта 2019 года <номер> о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л.д. <номер>); копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» (л.д. <номер>); копией свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе серии <номер> (л.д. <номер>); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» (л.д. <номер>); копией лицензии на осуществление медицинской деятельности от 05 июня 2018 года <номер> с приложением <номер> (л.д. <номер>); копией приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 21 августа 2014 года <номер> о назначении ФИО на должность директора Учреждения (л.д. <номер>); копией дополнительного соглашения к трудовому договору от 21 августа 2014 года <номер> (л.д. <номер>); копией штатного расписания ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» от 01 февраля 2019 года (л.д. <номер>); копией приказа директора Учреждения от 29 декабря 2016 года <номер> «Об утверждении организационной структуры учреждения» (л.д. <номер>); копией табеля учета рабочего времени (л.д. <номер>); копией диплома о профессиональной переподготовке ФИО3 от 20 декабря 2017 года с приложением (л.д. <номер>); копией сертификата специалиста ФИО3 от 20 декабря 2017 года (л.д. <номер>); копией сертификата о прохождении интернатуры ФИО6. (л.д. <номер>); копией трудовой книжки ФИО3 (л.д. <номер>); дополнительным соглашением к трудовому договору от 01 июня 2015 года <номер> (л.д. <номер>); копией приказа о переводе работника на другую работу в отношении ФИО3 от 01 февраля 2018 года <номер> (л.д. <номер>); копией приказа директора Учреждения от 18 декабря 2018 года <номер> «Об утверждении составов действующих комиссий в учреждении на 2019 год» (л.д. <номер>); копией приказа директора ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» от <дата> <номер> «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» с приложениями №<номер> (л.д. <номер>); копией объяснительной записки ФИО3 от 13 марта 2019 года (л.д. <номер>); копией отчета о работе врачебно-контрольной комиссии за 2018 год (л.д. <номер>); копией истории болезни <номер> (л.д. <номер>); копией объяснительной ФИО7 от 13 апреля 2019 года (л.д. <номер>); фотоматериалами (л.д. <номер>); скриншотами из государственного реестра лекарственных средств (л.д. <номер>) и иными материалами дела.
Вышеперечисленные доказательства в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми. Каких-либо существенных нарушений требований закона, влекущих признания их недопустимыми, судьей не установлено. Представленный административным органом протокол об административном правонарушении от 05 апреля 2019 года <номер> соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют об осуществлении ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, при этом лицензия обязательна, то есть совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Учреждением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Учреждения во вмененном ему административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» административного правонарушения и его последствия, а также то, что ранее Учреждение к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекалось, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, - признание вины в совершении административного правонарушения, частичное устранение выявленных в ходе проверки нарушений, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также имущественное и финансовое положение ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ», организационно-правовую форму юридического лица и источник финансирования его деятельности, принятие Учреждением активных мер к устранению нарушений, и считает возможным назначить ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставляет судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Однако, в данном случае таких исключительных обстоятельств по делу не наблюдается, доказательств их наличия судье не представлено. Сведения о том, что ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» не обеспечило соблюдение требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, а также требований законодательства в сфере лицензирования медицинской деятельности, в результате ее недостаточного финансирования, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не имеется.
В соответствии с данной нормой, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Допущенное Учреждением административное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем, обстоятельств для применения положений указанной статьи не усматривается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного дела. Возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью суда, и неприменение этой нормы не влечет за собой незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное Учреждением, как малозначительное судье не представлено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Руководствуясь статьями 3.1, 3.5, 4.1, 19.20, 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 19.20 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 150000 (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 32.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1.1, 1.3 ░ 1.4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31.5 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░