Судья Малышева Л.Н. дело № 33-2356/2022
дело № 2-691/2022 (УИД 12RS0001-01-2022-000901-49)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 10 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Гринюк М.А. и Скворцовой О.В.,
при секретаре Цепелевой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 апреля 2022 года, которым постановлено:
Исковое заявление Ширяевой В. П. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл в ненаправлении Ширяевой В. П. проекта соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, и принадлежащее на праве собственности Ширяевой В.П. другого жилого помещения равнозначное ему по общей площади 48,7 кв.м, благоустроенное и отвечающее установленным требованиям жилищного законодательства, с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения без возмещения разницы в стоимости, между изымаемым жилым помещением и предоставляемым другим жилым помещением.
Обязать администрацию Волжского муниципального района Республики Марий Эл заключить с Ширяевой В. П. соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, и принадлежащее на праве собственности Ширяевой В.П. другого жилого помещения равнозначное ему по общей площади 48,7 кв.м, благоустроенное и отвечающее установленным требованиям жилищного законодательства, с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения без возмещения разницы в стоимости, между изымаемым жилым помещением и предоставляемым другим жилым помещением в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Дополнительным решением суда от 23 августа 2022 года признано незаконным бездействие администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл в не предоставлении Ширяевой В. П. проекта договора мены о передаче другого жилого помещения равнозначное ему по общей площади 48,7 кв.м, благоустроенное и отвечающее установленным требованиям жилищного законодательства, с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, и принадлежащее на праве собственности Ширяевой В.П. без возмещения разницы в стоимости, между изымаемым жилым помещением и предоставляемым другим жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ширяева В.П. обратилась с иском в суд к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл, в котором в окончательно сформулированных требованиях просила признать незаконным бездействие ответчика по предоставлению ей проекта соглашения о заключении договора мены квартиры, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, на другое жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 48,7 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 29,5 кв.м, отвечающее установленным требованиям, без доплаты его стоимости; возложить на администрацию Волжского муниципального района Республики Марий Эл обязанность заключить с истцом соглашение об изъятии квартиры, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, и принять данное жилое помещение по акту приема-передачи с предоставлением другого жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью не менее 48,7 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 29,5 кв.м, отвечающее установленным требованиям без доплаты его стоимости в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Ширяева В.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, общей площадью 48,4 кв.м, в том числе жилой 29,5 кв.м. Многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем она имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. Истица указывает, что она выбирает способ изъятия - мену ее жилого помещения на другое жилое помещение без доплаты. Ответчик до настоящего времени не направил ей никакого соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение или предоставления взамен другого жилого помещения. 8 марта 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей копии заключения межведомственной комиссии о признании вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, постановления об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилых помещений, и направлении ей соответствующего соглашения (договора) об изъятии принадлежащего ей на праве собственности данного жилого помещения и предоставлении взамен другого благоустроенного жилого помещения без доплаты, отвечающего требованиям статей 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ответчик предложил заключить с ней соглашение о выкупе ее квартиры, от чего она отказалась.
Судом постановлены вышеуказанные решение и дополнительное решение.
В апелляционной жалобе администрация Волжского муниципального района Республики Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование жалобы указано, что вывод суда о незаконности бездействия администрации не основан на фактических обстоятельствах дела. Заключение соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое помещение без возмещения разницы в стоимости между изымаемым жилым помещением и предоставляемым жилым помещением в Волжском муниципальном районе не предусмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу Ширяева В.П. просит решение оставить без изменения.
Заслушав объяснения представителя администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Сабитовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Ширяевой В.П. и ее представителя Дурсунова Р.З., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из дела видно, что Ширяева В.П. является собственником жилого помещения общей площадью 48,7 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, на основании договора купли-продажи от <дата>.
Постановлением Большепаратской сельской администрации <№> от 22 мая 2013 года на основании заключения межведомственной комиссии от 18 января 2013 года жилой дом по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2023 годы планируемой датой расселения данного многоквартирного дома определено 31 декабря 2022 года.
10 августа 2021 года администрацией Волжского муниципального района принято постановление <№> об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№>, на котором расположен многоквартирный жилой дом <№> по ул. <адрес> Республики Марий Эл, а также находящейся в этом доме квартиры <№> общей площадью 48,7 кв.м, принадлежащей на праве собственности истцу.
Кроме того, в пункте 2 постановления администрации Волжского муниципального района <№> указано о направлении собственникам жилых помещений, указанных в пункте 1 постановления, проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения в многоквартирном доме.
10 марта 2022 года в администрацию Волжского муниципального района Республики Марий Эл поступило заявление Ширяевой В.П. от 8 марта 2022 года, в котором она просила направить ей копии заключения межведомственной комиссии о признании вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, постановления об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилых помещений, и направлении ей соответствующего соглашения (договора) об изъятии принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения и предоставлении взамен другого благоустроенного жилого помещения без доплаты, отвечающего требованиям статей 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанное заявление Ширяевой В.П. принято в силу абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией в качестве нового доказательства, поскольку является значимым для настоящего дела, судом первой инстанции содержание данного документа не исследовалось.
17 марта 2022 года администрацией Волжского муниципального района Республики Марий Эл Ширяевой В.П. направлено уведомление от 14 марта 2022 года <№>, проект соглашения об изъятии ее жилого помещения для муниципальных нужд путем возмещения за жилое помещение в размере выкупной стоимости в сумме 1334538 руб., которая уплачивается по мере поступления денежных средств из Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, республиканского бюджета, бюджета Волжского муниципального района в срок не позднее 31 декабря 2022 года, и проект соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, согласно которому администрация Волжского муниципального района предоставляет Ширяевой В.П. взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение, состоящее из двух комнат, без указания адреса, площади, с возмещением разницы в стоимости, между изымаемым жилым помещением и предоставляемым жилым помещением путем перечисления собственником изымаемого жилого помещения на лицевой счет администрации.
Указанные проекты соглашений истцом Ширяевой В.П. получены 30 марта 2022 года и предоставлены суду первой инстанции.
Учитывая, что истец избрал способ обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным, однако, администрацией Волжского муниципального района Республики Марий Эл фактически равнозначное жилое помещение истцу не предлагалось (поскольку конкретное жилое помещение с указанием адреса и площади в проекте соглашения не предложено), вывод суда о признании незаконным бездействия ответчика в ненаправлении проекта соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Ширяевой В.П., другого жилого помещения равнозначного ему по общей площади 48,7 кв.м, благоустроенного и отвечающего установленным требованиям жилищного законодательства, с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения без возмещения разницы в стоимости между изымаемым жилым помещением и предоставляемым другим жилым помещением, является законным о обоснованным. Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются, как несостоятельные.
С учетом правового регулирования, установленных обстоятельств, суд пришел к верным выводам, что требование истца о возложении обязанности на ответчика заключить с Ширяевой В.П. соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Ширяевой В.П., другого жилого помещения, равнозначного ему по общей площади 48,7 кв.м, благоустроенного и отвечающего установленным требованиям жилищного законодательства, с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения без возмещения разницы в стоимости между изымаемым жилым помещением и предоставляемым другим жилым помещением, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 40, статьей 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища. Право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 16 указанного Федерального закона 21 июля
2007 года № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 2 приведенного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, по смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения как путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, так и путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение.
В то же время, включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо его выкуп.
Как разъяснено в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года
№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, право требовать предоставления истцу в связи с аварийностью дома, включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, другое жилое помещение в собственность является правом истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае предоставления истице жилого помещения стоимостью выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, обязанность по оплате разницы между ними должна быть возложена на нее, а суд обязал предоставить истице жилое помещение без доплаты, не может быть признан обоснованным, так как ответчик обязан исполнить решение суда в том виде, в котором оно изложено, то есть предоставить истице равнозначное жилое помещение, то есть жилое помещение той же общей площадью, что и изымаемое.
Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи М.А. Гринюк
О.В. Скворцова
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 16 ноября 2022 года.