Дело № 92RS0004-01-2021-004026-42
Производство № 12-156/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
23 июня 2022 года Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Зарудняк Н.Н., с участием защитника Ловкачева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балаклавского районного суда города Севастополя жалобу заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города Севастополь» Никонова Ф.Б. на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. №П от 26 августа 2021 года, заместитель генерального директора ООО «БГС» Никонов Ф.Б. привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, заместитель генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонов Ф.Б. подал жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, а в обоснование жалобы указал о необоснованной квалификации его действий по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, принятии всех зависящих мер по соблюдению законодательства на право осуществления деятельности по размещению отходов, необоснованном назначении наказания при наличии оснований для прекращении дела ввиду малозначительности деяния.
В судебном заседании защитник Ловкачев А.А. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил об отмене оспариваемого постановления, как вынесенного незаконно, и прекращении в отношении Никонова Ф.Б. производства по делу.
Будучи надлежаще извещёнными о месте и времени судебного разбирательства, заместитель генерального директора ООО «БГС» Никонов Ф.Б. и представитель административного органа в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не подали, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Согласно части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В части 3 статьи 30.6 КоАП РФ закреплено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к выводу о его отмене и прекращении производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.2.3 настоящего Кодекса.
Материалами дела установлено, что ООО «Благоустройство города Севастополь» вменяется несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов и потребления, выразившиеся в осуществлении деятельности без лицензии на право осуществления деятельности по размещению отходов I – IV классов опасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 указанного Федерального закона, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; а лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учётом положений настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что ООО «Благоустройство города Севастополь» является коммерческой организацией, следовательно, правонарушение в части отсутствия у предприятия лицензии на право осуществления деятельности по размещению отходов I – IV классов опасности, не могут квалифицироваться по статье 8.2 КоАП РФ, поскольку образует специальный состав правонарушения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Подобный правовой подход был сформулирован Верховным судом Российской Федерации в постановлении от 01 февраля 2017 года № 36-АД16-9, а также в постановлении от 02 марта 2015 года № 301-АД14-9043, и не противоречит разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Вместе с тем, поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.2 и частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства, переквалификация действий невозможна.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание, что возможности переквалификации действий, при доказанности таковых, не имеется, поскольку часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ имеет иной объект посягательства, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. №П от 26 августа 2021 года, которым заместитель генерального директора ООО «Благоустройство города Севастополь» Никонов Ф.Б. привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, – отменить, а производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии с подачей жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя.
Судья Н.Н. Зарудняк