Решение от 30.05.2024 по делу № 5-351/2024 от 30.05.2024

                                                                                                                             Дело

УИД 41RS0-88

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                                                               г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лубнин Сергей Валерьевич, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении ФИО2, предусмотренном ч. 2 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение поступило дело об административном правонарушении в отношении ФИО2, предусмотренном ч. 2 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрение и принятие решения по делу об административном правонарушении невозможны, в связи с неправильным составлением протокола и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении.

В отношении ФИО2 должностным лицом административного органа ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении КЧ , предусмотренном ч. 2 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Одной из главных задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Исходя из положений ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором указываются, в том числе, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные в устной или письменной форме.

Как следует из смысла ст.ст. 26.1 и 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплено, что эти данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм в материалах дела отсутствует надлежащее объяснение ФИО2 по обстоятельства рассматриваемого дела.

Так, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения об отказе в даче ФИО3 объяснения, или дачи последним объяснения, находящемся на отдельном листе.

В протоколе об административном правонарушении указано только об отказе ФИО2 от подписи в присутствии свидетеля.

В материалах дела содержится объяснение ФИО2, процессуальный статус по делу которого, не определен должностным лицом административного органа должным образом, состав прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях последнему не разъяснен, поскольку должностным лицом были разъяснены ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 49, ст. 59 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, объяснение также не подписано должностным лицом.

В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Следовательно, имеющееся в материалах дела объяснение ФИО2 может быть признано недопустимым доказательством по делу. Указанное нарушение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, также является существенным.

По смыслу норм права, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Правила оформления названного документа указаны в частях 2 и 5 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, согласно ч. 5 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 25.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Вместе с тем, в нарушение указанных требований, должностным лицом административного органа в протоколе об административном правонарушении, зафиксирован отказ ФИО2 от подписи не двумя заинтересованными в исходе дела понятыми, а одним свидетелем.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в том числе подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на участие при рассмотрении дела лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Вместе с тем, как следует из протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа указано, что ФИО5 проживает в г. Петропавловске-Камчатском, <адрес>, в то время, как согласно имеющимся в материалах дела сведениям, последний в настоящее время содержится в СИЗО.

Указанные выше нарушения свидетельствует в том числе о неполноте материалов дела для его рассмотрения по существу, что является существенным недостатком, влекущим возвращение материалов дела, поскольку процессуальные действия, направленные на сбор и закрепление доказательств, осуществляются должностными лицами административных органов, что прямо закреплено Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится к альтернативной подведомственности, т.е. рассматривается судьей в случае, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком правонарушении, передаст его на рассмотрение судье.

Исходя из правового подхода, сформулированного в подпункте «в» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

Санкция ч. 2 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказаний: наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Согласно статье 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов. Административный арест назначается судьей

Анализируя указанные выше нормы права, прихожу к выводу, что, передавая протокол об административном правонарушении на рассмотрение судье, должностное лицо полагало возможным назначение лицу, привлекаемому к административной ответственности административного наказания в виде административного ареста, которое является более строгим наказанием по сравнению с наказанием в виде административного штрафа.

В соответствии с п. 2 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Вместе с тем, в представленных материалах дела отсутствует определение о передаче дела об административном правонарушении в отношении ФИО2, предусмотренном ч. 2 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на рассмотрение судье Петропавловск-Камчатского городского суда, в связи с чем, причины, послужившие основанием для передачи данного дела на рассмотрение судье и мнение должностного лица о необходимости назначения привлекаемому к ответственности лицу, административного наказания более строгого, чем штраф, не мотивированы.

Кроме того, из представленных материалов дела усматривается, что ФИО4 в течении года, предшествующему привлечению к административной ответственности, подвергался административному аресту, ему установлен административный надзор, последний находился в розыске.

Однако материалы дела об административном правонарушении в отношении последнего не содержат указанных процессуальных документов, свидетельствующих об отсутствии законопослушного поведения ФИО2, что в свою очередь, объективно препятствует справедливому назначению наказания с учётом указанных обстоятельств.

Представленная в материалах дела справка ИБДР не подписана должностным лицом, и не может являться надлежащим доказательством указанным сведениям.

В материалах дела имеется также протокол об административном задержании ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, сведения об освобождении последнего в указанном протоколе отсутствуют.

Процессуальные действия, направленные на сбор доказательств, осуществляются должностными лицами, что прямо закреплено Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Учитывая строгое разграничение функций обвинения и суда, обеспечивающее независимое и беспристрастное рассмотрение и разрешение дела, судья не вправе и не должен возлагать на себя функцию обвинения.

Также обращаю внимание должностного лица, что дело об административном правонарушении является неделимым и представляет собой совокупность документов, которые сформированы в соответствии с общими принципами делопроизводства. Дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 состоит из документов, листы которого должным образом не пронумерованы, соответствующая опись документов, находящихся в деле заполнена не полностью, ряд имеющихся в деле документов, не отражен в описи.

Согласно ч. 4 ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

В силу указанной нормы отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории, административным законодательством не предусмотрено, продление сокращенных сроков рассмотрения также недопустимо, в связи с чем, суд лишен процессуальной возможности на отложение рассмотрения дела для истребования дополнительных документов, для вызова свидетелей, сбора необходимых доказательств в подтверждение события, изложенного в протоколе об административном правонарушении, с целью всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств, разрешения дела в соответствии с законом, как о том закреплено ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В силу изложенного, дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 по ч. 2 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит возвращению в ОП УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому по причине неправильного составления протокола и неполноты представленных материалов.

Руководствуясь ст.ст. 29.4, 29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 20.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                            ░.░. ░░░░░░

5-351/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
Ответчики
Горлов Александр Сергеевич
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Лубнин Сергей Валерьевич
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
30.05.2024Передача дела судье
30.05.2024Подготовка дела к рассмотрению
04.06.2024Протокол (материалы дела) НЕ БЫЛИ возвращены в ТРЕХДНЕВНЫЙ срок
30.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее