Решение по делу № 12-103/2024 от 29.01.2024

Мировой судья Янкина Н.В.

Дело № 12-103/2024

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 марта 2024 года                              г. Серпухов Московской области

Судья Серпуховского городского суда Московской области     Бахановская Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Вратской А.Ю.,

без участия законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генерального директора ООО «Бестлайн» - Глазкова М.В.,

с участием защитника юридического лица по доверенности -      Пронина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Бестлайн» на постановление от 17 января 2024 года мирового судьи 198 судебного участка Серпуховского судебного района Московской области по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Бестлайн», ИНН 5037044701, ОГРН 1025004858988, расположенного по адресу: Московская область г. Протвино ул. Южная д. 1 офис 1 привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи 198 судебного участка Серпуховского судебного района Московской области от 17.01.2024 ООО «Бестлайн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с постановлением ООО «Бестлайн» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.

ООО «Бестлайн» обжалует указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить, а в случае если это невозможно - изменить и назначить наказание в виде предупреждения или уменьшить сумму штрафа. Свои требования мотивирует тем, что мировым судьей не учтены устные и письменные пояснения защитника юридического лица, в частности не дана оценка доводу, что причины нарушения сроков уведомления от юридического лица не зависели, и у него не было умысла на совершение правонарушения.

Законный представитель юридического лица – генеральный директор ООО «Бестлайн» Глазков М.В. в судебное заседание не явился, извещен и при таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу без его участия. Защиту юридического лица по делу заявитель по жалобе доверил осуществлять Пронину А.В., полномочия которого подтвердил соответствующей доверенностью.

Защитник юридического лица по доверенности Пронин А.В., доводы жалобы в суде поддержал, просил ее удовлетворить. Указал, что для реализации подключения сети ООО «Бестлайн» к ИС «Антифрод» фактически не было предоставлено 120 дней с момента получения Технических условий (далее по тексту-ТУ) от ФГУП «ГРЧЦ». Как видно из доказательств, представленных ФГУП «ГРЧЦ», на электронную почту ООО «Бестлайн» 10.07.2023 было выслано сопроводительное письмо о выдаче ТУ, с сообщением о том, что необходимые данные для подключения к ИС «Антифрод» доступны в личном кабинете оператора связи на Портале заявителей Роскомнадзора. Из полученных ТУ следует, что они устанавливают порядок функционирования и взаимодействия ИС «Антифрод» с системами операторов связи, предоставляются на основании п. 18 Постановления правительства Российской федерации №1978 от 03.11.2022. Пункт 11 Технических условий описывает технические требования на подключение операторов связи к ИС «Антифрод», а именно ссылается на дополнительные материалы, которые так же должны быть доступны в личном кабинете оператора связи на Портале заявителей Роскомнадзора. Вместе с тем, данные требования были размещены в кабинете гораздо позже, уже после того как их утвердил ответственный руководитель, а именно 29.08.2023. Вместе с тем, именно данные технические требования определяют процесс взаимодействия и последовательность работ при разработке и подключению системы оператора связи к ИС «Антифрод». Технические условия были предоставлены не в полном объеме, этот недостаток не позволил приступить к выполнению подключения с момента их получения. Требования о подключении к ИС «Антифрод» на момент получения технических условий были невыполнимы из-за отсутствия технических требований к самому подключению. ООО «Бестлайн» не направило в установленный законом срок уведомление о готовности узла верификации к эксплуатации в составе ИС «Антифрод». После получения технических условий на подключение к ИС «Антифрод» в полном объеме ООО «Бестлайн» осуществило выбор поставщика оборудования, подходящего для работы с сертифицированной автоматической телефонной станцией (ГАТС «Элком»), установленной на сети местной телефонной связи ООО «Бестлайн» из перечня, рекомендованного ФГУП «ГРЧЦ». Договор №298 от 28.09.2023 был заключен с ООО «Астарта». На этапе подписания договора поставщик уведомил о переносе сроков поставки на 3 недели. ООО «Бестлайн» не могло предвидеть заранее, как и не было времени искать другого поставщика, в связи с тем, что согласование параметров АТС и устанавливаемого оборудования потребует дополнительное время. Согласно выданным Техническим условиям к ТУ для его выполнения необходимо соблюсти определенные технические и организационные меры (Технические требования). В частности, прежде чем уведомить о подключении к системе ИС «Антифрод», реализовать два условия: Установить и настроить узел верификации, ООО «Бестлайн» реализовало данный пункт, заключив договор с ООО «Астарта» и установив оборудование на своей сети; Обеспечить подключение узла верификации оператора связи к защищенной сети VipNet «16856 ФГУП «ГРЧЦ». ООО «Бестлайн» исполняя требования ст.46.1 Федерального закона №126-ФЗ «О связи» выполнило первый пункт требований. Поскольку установка программного обеспечения для организации шифрованного соединения с защищенной сетью VipNet возможно только на смонтированное и настроенное оборудование узла верификации, кроме того это требование стало очевидным только после получения Технических требований к подключению, сразу после монтажа, полученного от ООО «Астарта» оборудования, ООО «Бестлайн» начали процесс закупки ПО «VipNet», поставляемое ООО «Бастион». Закупка программного обеспечения (далее по тексту – ПО) «VipNet» заблаговременно не имеет смысла, ввиду того, что ПО имеет множество модификаций, и выбор конкретной модификации зависит от способа подключения к защищенной сети ФГУП «ГРЧЦ», определяемого поставщиком оборудования. Процесс от момента обращения до момента установки занял пятьдесят дней, учитывая, что ООО «Бастион», монополист, ООО «Бестлайн» не имело возможности решить вопрос о поставке ПО другим способом. О том, что ООО «Бестлайн» столкнулось с трудностями при закупке ПО «VipNet» у ООО «Бастион», 08.11.2023 было письмом уведомлено ФГУП «ГРЧЦ». Само ПО «VipNet» было установлено сотрудниками ООО «Бастион» удаленно за один день на пятидесятый день после того как ООО «Бестлайн» начали попытки закупить ПО. На момент рассмотрения дела мировым судьей и вынесения постановления ООО «Бестлайн» уведомило ФГУП «ГРЧЦ» о готовности узла верификации к эксплуатации в составе НС «Антифрод» и подключило свой узел верификации к ИС «Антифрод». Защитник считает, что сроки были нарушения по объективным причинам, так как первоначально после получения технических условий Общество не бездействовало, велись работы по поиску поставщика, оборудования, были обнаружены недостатки технических условий, и только после получения дополнений в сентябре 2023 года, возможно было приступить с заключению договоров. С поставщиками ПО ООО «Бастион», возникли проблемы, о которых было сообщено ФГУП «ГРЧЦ», но уже после истечения установленного законом срока.

Допрошенный в качестве свидетеля - консультант территориального отдела в г. Чехове Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу Галиев Н.Р., показал, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.11.2022 №1978 операторы связи обязаны подключиться к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети общего пользования – ИС «Афтифрод» и в течение 120 дней со дня получения технически условий направить уведомление о готовности узлов верификации к эксплуатации в составе системы оператору системы обеспечения соблюдение требований. В результате анализа, данных представленных ФГУП «ГРЧЦ», было установлено, что оператор связи ООО «Бестлайн» получил 10.07.2023, путем размещения в личном кабинете, из ФКУП «ГРЧЦ» программное обеспечение узлов верификации и технические условия на подключение узлов верификации оператора связи с ИС «Антифрод» и в срок, не превышающий 120 дней, то есть не позднее 07.11.2023 не направил оператору системы обеспечения соблюдения требований соответствующее уведомление о готовности к подключению, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 13.2.1 КоАП РФ. В отношении ООО «Бестлайн» был составлен протокол об административном правонарушении, и он (Галиев) считает, что у юридического лица имелась объективная возможность с момента получения технических условий в полном объеме выполнить требования действующего законодательства.

Свидетель П. в судебном заседании показал, что является начальником территориального отдела в г. Чехове Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу. Работа с операторами связи, в том числе с ООО «Бестлайн» по подключению к системе ИС «Антифрод» проводилась сотрудниками их отдела заранее, еще с февраля 2023 года. Инспектора в ручном режиме обзванивали представителей операторов связи, предлагали продумать варианты подключения. На тот период инспектором, курирующим ООО «Бестлайн» был Зуев, взаимоотношения с оператором были налажены, при возникновении вопросов предлагалось уточнять спорные моменты, и сотрудники отдела готовы были лично связывать оператора связи с ФГУП «ГРЧЦ» для их разрешения. 10.07.2023 путем размещения в личном кабинете в адрес ООО «Бестлайн» были направлены технические условия. С момента их получения ООО «Бестлайн» не связывалась с ними по вопросам недостаточности данных для подключения. Для улучшения работы системы, были направлены дополнительные технические требования. Однако, это не увеличивало первоначально установленный законом срок предоставленный операторам для подключения. При своевременном начале требуемых для подключения работ, предоставленного срока, было достаточно для полного их выполнения. Но как показал анализ, работа в основном была начата операторами не летом, а только осенью после окончания сезона отпусков, что и привело к нарушению сроков. При этом рычаги воздействия, в том числе и на поставщиков оборудования, имелись, и он считает ссылку ООО «Бестлайн» на объективные причины нарушения сроков уведомления, не состоятельными. Указал, что если бы оператор связи начал работу сразу после получения технических условий, то есть после 10.07.2023, нарушений не произошло. С момента получения технических условий в июле 2023 года, при наличии для них неполной информации, до сентября 2023 года ООО «Бестлайн» в соответствующие органы за дополнениями и разъяснениями не обратились, фактически в этой части бездействуя на протяжении двух месяцев.

Судья, выслушав защитника, допросив свидетелей, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть, объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена за неисполнение оператором связи обязанности по подключению к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, либо обязанности по направлению в систему обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования и (или) по получению из указанной системы сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области связи.

С целью соблюдения вышеназванных обязанностей операторы связи обязаны подключиться к системе, направлять в систему и получать из нее сведения в сроки, порядке, составе, формате и случаях, которые установлены Правительством РФ (п. 2 ст. 46.1 Федерального закона N 126-ФЗ, введенной с 01.01.2023 Федеральным законом от 02.07.2021 N 319-ФЗ).

Правила направления в систему и получения из нее сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2022 N 1979 (действует с 01.01.2023 до 01.01.2029).

Требования к системе, а также правила функционирования и взаимодействия системы с информационными системами и иными системами, в том числе с системами операторов связи, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2022 N 1978 (срок действия документа такой же, что и Постановления N 1979).

Сведения в систему направляются операторами связи посредством автоматического взаимодействия системы с оборудованием узлов связи и (или) системами операторов связи, обеспечивающими получение и передачу информации о вызовах и их статусе

Оператор связи подключает сеть связи к системе, используя программное обеспечение узлов верификации, предоставленное оператором системы; или реализовав интерфейсы в соответствии с техническими условиями, предоставленными оператором системы.

Неисполнение оператором связи обязанности по подключению к системе либо обязанности по направлению в систему и (или) по получению из нее сведений, предусмотренных законодательством РФ в области связи, административно наказуемое деяние. Мера наказания - наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 400 000 до 800 000 рублей, на юридических лиц - от 600 000 до 1 000 000 рублей (ч. 3 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Бестлайн» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в неисполнении обязанности по подключению к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, а именно установлено, что ООО «Бестлайн» не направило уведомление о готовности узлов верификации к эксплуатации в составе системы обеспечения соблюдения требований и выполнении технических условий по подключению к системе обеспечения соблюдения требований оператору системы обеспечения требований, чем нарушило требования пункта 2 статьи 46.1 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», пункт 19 Правил функционирования и взаимодействия системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования с информационными системами и иными системами, в том числе с системами операторов связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2022 №1978.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46.1 Закона о связи - операторы связи в целях обеспечения соблюдения обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 указанного Федерального закона, обязаны подключиться к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, направлять в систему обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования и получать из указанной системы сведения в сроки, порядке, составе, формате и случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2022 N 1978, оператор связи в срок, не превышающий 120 календарных дней со дня получения программного обеспечения узлов верификации и технических условий, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил, направляет уведомление о готовности узлов верификации к эксплуатации в составе системы обеспечения соблюдения требований и выполнении технических условий по подключению к системе обеспечения соблюдения требований оператору системы обеспечения соблюдения требований любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления.

Согласно пункту 3 указанных Правил ФГУП «ГРЧЦ» является оператором системы обеспечения соблюдения требований.

Мировым судьей установлено, что оператор связи ООО «Бестлайн» получил 10.07.2023 из ФГУП «ГРЧЦ» программное обеспечение узлов верификации оператора связи к ИС «Антифрод» и в срок, не превышающий 120 календарных дней, не направил оператору системы обеспечения соблюдения требований Уведомление, которое должно было быть направлено не позднее 07.11.2023, тем самым не исполнил обязанность по подключению к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований, при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.

Субъектом данного правонарушения является ООО «Бестлайн», как оператор связи.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: письмами ФГУП «ГРЧЦ» в адрес ООО «Беслайн», уведомлениям о планируемой дате подключения к ИС «Антифрод», снимками с экранов монитора о получении информации оператором связи в личном кабинете; протоколом об административном правонарушении.

Все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о виновности ООО «Бестлайн» в совершении административного правонарушения, и являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу.

Постановление мирового судьи основано на материалах дела и законе, соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивировано, вынесено в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не допущено.

Доводы апеллянта, что ООО «Бестлайн» по объективным причинам не смогло исполнить возложенную на него законом обязанность, судья находит не состоятельными, поскольку они опровергаются показаниями допрошенных в суде второй инстанции свидетелей - должностных лиц территориального отдела в г. Чехове Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу; исследованными документами, в том числе представленными защитником юридического лица, из которых следует, что в основном переписка с соответствующими организациями велась ООО «Бестлайн» уже по истечению установленного законом срока предоставления Уведомления.

Согласно части 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено в ходе рассмотрения дела юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры в установленный законом срок для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и объективных доказательств принятия таких своевременных мер юридическим лицом, суду не представлено.

Приведенные доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной мировым судьей оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного акта.

Вместе с тем, постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Бестлайн» в части размера назначенного административного наказания подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Постановлением мирового судьи Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей, предусматривающем ответственность юридических лиц.

В тоже время ООО «Бестлайн» относиться к субъектам малого предпринимательства, включено по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 3 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Следовательно, в отношении Общества подлежат применению положения части 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определяя размер штрафа, суд не соглашается с выводами мирового судьи об отсутствии смягчающих ответственность ООО «Бестлайн» обстоятельств, которыми признает устранение допущенных нарушений, на момент рассмотрения дела мировым судьей.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

    Изменить постановление мирового судьи 198 судебного участка Серпуховского судебного района Московской области Янкиной Н.В. от 17 января 2024 года, которым ООО «Бестлайн» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей, и снизить размер административного штрафа до 400 000 (четырехсот тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

    Жалобу ООО «Бестлайн» - удовлетворить частично.

                                                                                  Судья:                       Л.Г. Бахановская

12-103/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Бестлайн"
Другие
Генеральному директору ООО "Бестлайн"- Глазкову М.В.
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
29.01.2024Материалы переданы в производство судье
19.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее