Дело № 2-3419/2024
УИД 04RS0007-01-2024-004484-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2024 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Баторовой Д.А. при секретаре Дашиянжибон Э.О., с участием прокурора Вершининой И.М., представителей ответчика МБДОУ детский сад №71 «Огонёк» Щербаковой Ю.Л., действующей на основании Устава, Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ Никитиной В.П., действующей на основании доверенности от 29.11.2023, от 20.05.2024, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ к МБДОУ детский сад №71 «Огонёк» г. Улан-Удэ, МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», Муниципальному образованию городской округ "Город Улан-Удэ" о возложении обязанности произвести обследование технического состояния зданий и сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Истец в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам о возложении на МБДОУ детский сад № 71 «Огонек» г. Улан-Удэ (далее- детский сад №71) обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2014 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния); Возложить на Администрацию городского округа «Город Улан- Удэ» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий детский сад № 71 комбинированного вида г. Улан-Удэ, обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2014 (Здания сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния) в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что здание детского сада №71, расположенное по адресу: <адрес>, построено в 1969 году. С момента строительства зданий и введения их в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2024, тогда как данная обязанность в целях недопущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон об образовании). По информации Комитета по образованию денежные средства на проведение таких мероприятий ранее не выделялись, в текущем году не запланированы. Выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц как посещающих, так и обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
Определением суда от 17.07.2024 к участию в деле привлечен Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ, затем последний в протокольной форме 05.08.2024 привлечен в качестве соответчика.
Представитель прокурора Вершинина в судебном заседании исковые требований уточнила. Просила обязать администрацию городского округа «Город Улан-Удэ», МКУ «Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ» принять меры, направленные на осуществление финансирования в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МБДОУ детский сад № 71 «Огонек», расположенных по адресу: <адрес> А, в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда. Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 «Огонек» обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения, расположенных по адресу: <адрес>А, силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).
Представитель ответчика детского сада №71 Щербакова в судебном заседании с выявленными нарушениями согласилась, обследование здания было в 2010 году, на данный момент запрошены коммерческие предложения, направлены письма в комитет по образованию, работа начата.
Представитель ответчика Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ Никитина в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам. изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что пунктом 8 части 1 статьи 41 ФЗ-273 предусмотрено, что обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность возложены на образовательную организацию. Таким образом, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, в том числе и на территории является обязанностью образовательной организации. Кроме того, понуждение судом Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание образовательных учреждений, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 12 Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также принцип самостоятельности бюджетов, установленный в статье 31 Бюджетного кодекса РФ, возложение на Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ обязанности осуществить финансирование вышеуказанных мероприятий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в деятельности образовательных учреждений на территории района, а именно в детском саде № 71, расположенного по адресу: <адрес>А, в ходе которой установлено, что здание детского сада построено в 1969 году. С момента строительства зданий и введения их в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2024, тогда как данная обязанность в целях недопущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена статьей 28 Закона об образовании.
В соответствии с пунктом 1.6 Устава детского сада № 71 учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ «Город Улан-Удэ», от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ».
Согласно пункту 1.10 Устава МБДОУ детский сад № 71 «Огонек» г. Улан-Удэ осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными и региональными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Бурятия, общепризнанными принципами и нормами международного права, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Бурятия, решениями муниципального образования городского округа «Город Улан-Удэ», а также настоящим Уставом.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ «Город Улан-Удэ». Полномочия учредителя Учреждения от имени г. Улан-Удэ осуществляет муниципальное учреждение «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» в соответствии с действующим законодательством.
Согласно положениям пунктов 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются одними из основных принципов противодействия терроризму.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона № 35-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии со статьей 5 Закона № 35-ФЗ выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пункт 4 статьи 3 Закона № 35-ФЗ определяет, что противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующие совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Из пункта 1, статьи 31 Закона об образовании следует, что к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в силу п. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Как следует из ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно- технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
В силу статьи 36 Федерального Закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 № 433-ст введен в действие для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31937-2014 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», которым установлена периодичность обследования технического состояния зданий и сооружений: первое обследование - не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или и отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов более и др.); для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункт 4.2); обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении расчетных сроков службы или сроков безаварийной эксплуатации установленных в отчете (заключении) по результатам предыдущего обследования; для принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации или сносе (демонтаже) здания (сооружения) или его част (пункт 4.3).
Обследование и мониторинг технического состояния зданий сооружений проводят специализированные организации (пункт 4.1 ГОС 31937-2014).
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 18- ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный пункт 1 данной статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оценивать как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандарте стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, указанные положения допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти. То есть неисполнение такого стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, допускается.
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания образовательного учреждения путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о возложение на ответчика обязанности по финансированию мероприятий без учета необходимых сроков и в отсутствие финансирования является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, ошибочны.
В соответствии со статьей 9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, к обязанностям ответчика относится обеспечение финансирование указанных прокурором мероприятий и устранение допущенных нарушений, на ответчика возложены те обязанности, которые должны исполняться им в соответствии с законом и правовыми актами местного самоуправления, при этом в добровольном порядке они не исполнены, учитывая очевидную необходимость исполнения федерального законодательства в области противодействия терроризму.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности. Отсутствие средств, необходимых для исполнения решения суда, не может быть основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (например, определение от 9 ноября 2017 года N 2516-О) высказывался о том, что недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к антитеррористической защищенности подведомственных им объектов (территорий).
Таким образом, реализуя требования части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд возлагает на ответчиков Администрацию городского округа «Город Улан-Удэ», МКУ «Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ» принять меры направленные на обеспечение финансирование мероприятий на проведение обследований технического состояния зданий МБДОУ детский сад № 71 «Огонек», расположенных по адресу: <адрес> А, а детскому саду №71 провести обследование технического состояния зданий и сооружений в течение 1 года с момента вступления в законную силу.
Установленный судом срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Доказательств для иного вывода в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «Город Улан-Удэ», МКУ «Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ» принять меры, направленные на осуществление финансирования в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МБДОУ детский сад № 71 «Огонек», расположенных по адресу: <адрес> А, в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 «Огонек» обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения, расположенных по адресу: <адрес>А, силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Д,А. Баторова
Решение суда в окончательной форме изготовлено ***