Дело № 33-1325/2015 Докладчик Емельянова О.И.
Судья Староверова Т.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Семенова А.В., Емельяновой О.И.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 05 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе Аметова И. В. на решение Судогодского районного суда Владимирской области на решение от 10 февраля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Судогодского района в интересах Аметова И. В. к ГКУ Владимирской области «Отделу социальной защиты населения по Судогодскому району» и Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области об обязании предоставить Аметову И.В. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, произвести перерасчет суммы необходимой к выплате по ежемесячной денежной выплате и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплате не дополученной суммы по ежемесячной денежной выплате и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., выслушав объяснения Аметова И.В., прокурора Бурцева Е.П., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ГКУ «Отдел социальной защиты населения по Судогодскому району» по доверенности Тимофеевой С.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Судогодского района Владимирской области обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Аметова И.В. с иском к ГКУ «Отдел социальной защиты населения по Судогодскому району», Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области, в котором с учётом уточнения требований просил, обязать ГКУ «Отдел социальной защиты населения по Судогодскому району» предоставить Аметову И.В. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг с января 2013 года, произвести перерасчет суммы необходимой к выплате по ежемесячной денежной выплате и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг с января 2013 по день вступления решения в законную силу, выплатить Аметову И.В. недополученную сумму по ежемесячной денежной выплате и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг с января 2013 года по день вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указал, что Аметов И.В., **** года рождения, **** запаса, является ****, получателем пенсии за выслугу лет с **** г. с учетом выслуги 20 лет в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия. Истец уволен в запас приказом командира в/ч **** по п. «а» ч.2 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно - штатными мероприятиями, вместе с тем из заключения военно-врачебной комиссии следует, что лётная работа им оставлена по состоянию здоровья. Имея удостоверение ветерана военной службы от ****, а также удостоверение ветерана труда от **** Аметов И.В. неоднократно обращался в ГКУ «Отдел социальной защиты населения по Судогодскому району», однако в предоставлении льгот, предусмотренных законом «О ветеранах» по оплате жилищно-коммунальных услуг, ему отказано. Данный отказ полагает незаконным, поскольку время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил засчитывается в выслугу лет летного состава для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.13 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При таких данных Аметов И.В. достиг возраста, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии приведенной правовой нормой, что обусловливает его право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда.
В судебном заседании старший помощник прокурора Судогодского района Морозова Н.М. заявленные требования в интересах Аметова И.В. поддержала в полном объеме.
Истец Аметов И.В. просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ «Отдела социальной защиты населения по Судогодскому району» по доверенности Тимофеева С.Н. в возражениях относительно исковых требований указала, что Аметов И.В. является получателем пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих. Между тем законодательством Владимирской области предусмотрено, что ветеранам труда, получающим пенсии не по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», меры социальной поддержки предоставляются при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с указанным Федеральным законом, то есть по достижении 60 лет. Поскольку, Аметов И.В. не является получателем пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не достиг возраста 60 лет, оснований для предоставления мер социальной поддержки по категории ветеран труда, ветеран военной службы в соответствии с законом Владимирской области №120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан Владимирской области» у него не имеется. Пояснила, что отдел социальной защиты населения вопросами назначения пенсии не занимается, полномочиями по исчислению продолжительности периода работы Аметова И.В., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не обладает.
.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области по доверенности Баландина О.А. возражения мотивировала не достижением Аметовым И.В. 60-летнего возраста, что исключает возможность предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации за оплату жилищно-коммунальных услуг как ветерану труда и ветерану боевых действий в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Аметовым И.В. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением и истолкованием норм материального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу в отсутствие представителя Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из Федерального бюджета), относится, в том числе решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда.
Статьей 23 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (действовавшей до 1 января 2005 года) было установлено, что ветераны военной службы, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (мужчины- по достижении 60 лет, женщины- по достижении 55 лет), приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов в Российской Федерации» изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, включая ветеранов труда и ветеранов военной службы.
В соответствии с новой редакцией статьи 22 Федерального закона №5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 02.10.2007г. №120-ФЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вне зависимости от того, прекращена ли ими трудовая деятельность, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с п.2 ст. 48 вышеуказанного Закона, ветеранам труда получающим пенсии по основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Губернатора Владимирской области от 24.01.2005 №30 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с областным законодательством.
Согласно пп. «а,в» п.1 вышеуказанного Порядка, право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 48 Закона Владимирской области «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области», предоставляются лицам, имеющим удостоверения «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вне зависимости от того, прекращена ли ими трудовая деятельности, а получающим пенсии по иным основаниям - при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (60 лет- мужчин, 55 лет- женщин).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 31.12.2014 г., право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Аналогичные возрастные критерии для назначения страховой пенсии по старости установлены нормой п.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 г.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Аметов И.В., будучи военным летчиком, досрочно уволен с военной службы приказом командира войсковой части **** по п. «а» ч.2 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно- штатными мероприятиями.
**** запаса Аметов И.В. с **** г. является получателем пенсии за выслугу 20 лет службы, из которых календарная служба составляет **** лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих, состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Владимирской области (л.д.14,20).
Аметов И.В. имеет удостоверение «Ветеран военной службы», выданное **** г. военным комиссариатом г. **** и удостоверение «Ветеран труда», выданное **** г. ГУ «Социальной защиты» Центр социальной работы г. ****.
Судом также установлено, что Аметов И.В. неоднократно, начиная с декабря 2012 года, обращался в ГКУ «Отдел социальной защиты населения по Судогодскому району» по вопросу предоставления мер социальной поддержки, в которых ему отказано по причине не достижения возраста, дающего право на пенсию по старости (60 лет - для мужчин) и не предоставления документов, подтверждающих назначение пенсии по старости.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы федерального законодательства, регулирующие правовое положение ветеранов труда и ветеранов военной службы, а также корреспондирующие им нормы законодательства Владимирской области, исходил из того, что ранее (до 01 января 2005 года) и в настоящее время право на льготы ветеранам труда и ветеранам военной службы предоставляется либо после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», либо при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с приведенным Федеральным законом.
Из материалов дела с достоверностью следует, что Аметов И.В. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", состоит на пенсионом обслуживании в военном комиссариате Владимирской области.
Давая оценку доводам истца о том, что имеющаяся у него продолжительность службы в должностях летного состава Вооруженных Сил дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.13 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», суд первой инстанции, проанализировав Устав ГКУ «Отдел социальной защиты населения по Судогодскому району», Административный регламент предоставления государственным казенным учреждением социальной защиты населения Владимирской области государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, а также ветеранам военной службы, привел аргументированное суждение о том, что исчисление специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не входит в полномочия ответчиков. Указанные функции отнесены к исключительной компетенции территориальных органов Пенсионного фонда РФ по месту жительства лица, претендующего на пенсионное обеспечение.
Данных о том, что истцом реализовано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в материалах дела не имеется и истцом в ходе рассмотрения дела не представлено.
Отклоняя доводы истца о сохранении мер социальной поддержки при переезде на территорию Владимирской области ввиду их предоставления в период проживания в Республике ****, суд правомерно указал, что объем и содержание мер социальной поддержки ветеранов труда и ветеранов военной службы устанавливают самостоятельно субъекты Российской Федерации с учетом возможностей бюджета субъекта.
Поскольку законодательство Владимирской области не предусматривает предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, ветеранам военной службы, не получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», не достигшим возраста, установленного приведенным законом и дающего право на пенсии, правовые основания для предоставления указанных мер социальной поддержки истцу отсутствуют.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что до достижения 60-летнего возраста у истца как ветерана труда и ветерана военной службы, получающего пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих, отсутствует право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 48 Закона Владимирской области от 02.10.2007 №120- ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан по Владимирской области», отказав в удовлетворении заявленных прокурором в интересах Аметова И.В. требований в полном объеме.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, данных, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат, аналогичны доводам истца, изложенным в суде первой инстанции, получившим правильное отражение и судебную оценку в оспариваемом решении, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем отмену правильного по сути решения не влекут.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Судогодского районного суда Владимирской области от 10 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аметова И. В. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: А.В.Семенов,
О.И.Емельянова