Решение по делу № 2-4595/2024 от 22.08.2024

УИД: 34RS0008-01-2024-008447-93

Дело № 2-4595/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2024 года

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Штапаук Л.А.,

При секретаре судебного заседания П.,

С участием истца А., представителя истца А.Н., представителя ответчика Департамента по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда П., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению А. к Департаменту по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда о признании незаконным и отмене решения об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о наличии оснований для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к руководителю департамента по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда о признании незаконным и отмене решения об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о наличии оснований для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).

Определением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление А. было принято производству на рассмотрение суда в порядке гражданского судопроизводства, поскольку оспаривая решение департамента по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда административного, А. указывается о наличии оснований для признания её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, т.е. направлено на улучшение жилищных условий.

В обосновании иска истец А. указала, что решением руководителя Департамента по жилищным и социальным вопросам найма в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С названным решением А. не согласна.

Как следует из заявления о наличии у гражданина оснований для признания нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, А. представлены документы, подтверждающие её право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В частности, А. представлен подлинник удостоверения инвалида второй группы.

При принятии обжалуемого решения уполномоченным должностным лицом не приняты во внимание, что А. проживает в отдельной комнате общежития, подъезды и подходы к которой не оборудованы, что с учётом состояния здоровья А., страдающей инсулинозависимым сахарным диабетом, осложненного катарактой, является обстоятельствами, заслуживающими внимание.

Указывает, что оспариваемое решение принято на основании муниципального правового акта, который не имеет юридической силы, в связи с тем, что представительный орган - Волгоградский городской Совет народных депутатов не действует, а к полномочиям Волгоградской городской думы отнесено установление учетной нормы площади жилого помещения в Волгограде, что введено решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №....

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать незаконным и отменить решение руководителя Департамента по жилищным и социальным вопросам Администрации Волгограда, оформленное справкой от ДД.ММ.ГГГГ №..., которым отказано А. в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Обязать руководителя Департамента по жилищным и социальным вопросам Администрации Волгограда повторно рассмотреть вопрос о наличии у А. оснований для признания нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В судебном заседании истец А., представитель истца А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объёме. Дополнительно указали, что исковое заявление должно быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства.

Представитель ответчика Департамента по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Дополнительно пояснила, что заявление было рассмотрено в соответствии с действующим законодательством. Указанное заявление осуществляется в рамках предоставления муниципальной услуги, которая предоставляется в соответствии с Постановлением администрации Волгограда от 05.12.2017 №18/52 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги и признания граждан нуждающимися, в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма». Нормативно-правовой акт также действует в соответствии с Законом Волгоградской области «О постановке на учёт граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и в соответствии Жилищным законодательством ст. 51, 54 ЖК РФ. При проверке документов, рассмотрении соответствующего заявления, было установлено, что у истца имеется жилое помещение, которое превышает норму предоставления в 11 кв.м., Департамент руководствовался административным регламентом, а также Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №.... В виду того, что в ходе проверки было установлено, что у А., имеется жилое помещение, которое превышает учётную норму, соответственно было принято решение об отказе.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Учётной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Согласно, ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне.

В силу абзаца 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

С 1 января 2018 года действует Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, что истец А. является инвали... группы с детства, инвалидность установлена бессрочно.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ А. была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении муниципального жилищного фонда Волгограда (квартира) общей площадью 47,7 кв.м, расположенном по адресу: Волгоград, ....

С ДД.ММ.ГГГГ А. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении (комната) общей площадью 18,4 кв.м, расположенном по адресу: Волгоград, ..., ..., принадлежащем на праве собственности А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец А. обратилась в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Справкой руководителя Департамента по жилищным и социальным вопросам найма от ДД.ММ.ГГГГ №... истцу А. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Отказывая в признании А. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Департамент по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда обоснованно исходил из обеспеченности заявителя жилым помещением исходя из нижеследующего.

В соответствии с постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 года N 19/342 учётная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях, составляет 11 кв. м общей площади жилья, приходящейся на одного человека.

Исходя из представленных в материалы дела документов, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 18,4 кв.м (18,4 кв.м / 1 чел.), что является более учётной нормы, установленной постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 № 19/342 «Об утверждении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде».

Таким образом, истец обеспечена учётной нормой жилого помещения и нуждающейся в улучшении жилищных условий не является.

В этой связи, Департаментом по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда сделан правильный вывод об обеспеченности А. жилым помещением и отсутствии оснований для принятия её на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

Суд считает ошибочным довод представителя истца о необходимости рассмотрении настоящего спора по правилам административного судопроизводства, поскольку рассматриваемый спор связан с необходимостью защиты жилищных прав истца относительно постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства

Исследуя доказательства, соблюдая требования процессуального законодательства, с учётом предусмотренного статьёй 12 ГПК Российской Федерации принципа состязательности сторон, в соответствии со статьёй 56 ГПК РФ, оценивая приобщенные доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Департамента по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда принят в строгом соответствии с нормами жилищного законодательства, содержит предусмотренное законом основание отказа в принятии на учёт, в связи с чем исковые требования А. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований А. к Департаменту по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда о признании незаконным и отмене решения об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о наличии оснований для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/      Л.А. Штапаук

    

----------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦подпись судьи ________Л.А.Штапаук¦

¦ ¦

¦ секретарь П. ¦

¦ (должность) (Инициалы, фамилия)¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

2-4595/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Абросимова Светлана Анатольевна
Ответчики
Руководитель департамента по жилищным и социальным спорам Администрации Волгограда
Другие
Адвокат Носачёв Дмитрий Евгеньевич
Суд
Центральный районный суд г. Волгоград
Судья
Штапаук Лариса Александровна
Дело на странице суда
zent.vol.sudrf.ru
22.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2024Передача материалов судье
26.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее