РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2022 года                                                                                   г.о. Самара

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никоновой И.П.,

при секретаре судебного заседания Климовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «СВЕТЛЫЙ ДОМ» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов.

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «СВЕТЛЫЙ ДОМ» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов, указав, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована работа ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком. 1, ИНН 6318187810) по исполнению требований лесного законодательства. Установлено, что общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ использует лесной участок, расположенный в Рачейском лесничестве <адрес>. Прокуратурой установлено, что ООО «Светлый дом» проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработан, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не представлен, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Светлый дом» внесено представление. Вместе с тем до настоящего времени ООО «Светлый дом» нарушения законодательства не устранены.    Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, в том числе законодательства о пожарной безопасности в лесах. Несвоевременная разработка проектов освоения лесов нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку использование лесных участков без проектов освоения лесов может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов и тем самым оказать негативное воздействие на объекты, находящиеся в федеральной собственности.

На основании изложенного, истец просит суд обязать ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком. 1, ИНН 6318187810) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного в Рачейском лесничестве <адрес> и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе судебного заседания истцом уточнены исковые требования, поскольку ответчиком в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие разработку ООО «Светлый Дом» проекта освоения лесов по вышеуказанному договору аренды, а также направление его в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>. Вместе с тем приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключённому с ООО «Светлый дом». Согласно заключению государственной экспертизы, экспертной комиссией установлены несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, целям и видом освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Рачейского лесничества, лесному плану <адрес>, утверждённому постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , законодательству Российской Федерации. Таким образом, проект освоения лесов не может считаться разработанным надлежащим образом.

На основании изложенного, с учетом уточенных требований, истец просит возложить на ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком. 1, ИНН 6318187810) обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить доработку проекта освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного в Рачейском лесничестве <адрес> и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , с учётом замечаний, изложенных в заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённом приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , а также возложить на ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком/ 1, ИНН 6318187810) обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить доработанный проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного в Рачейском лесничестве <адрес> и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> для проведения государственной экспертизы.

В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам иска.

Представитель ответчика в судебном заседании уточненные исковые требования признал в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв по заявленным требованиям, согласно которого указал, что у ответчика отсутствует проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 1 данного закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Судом установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована работа ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком. 1, ИНН 6318187810) по исполнению требований лесного законодательства. Установлено, что общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ использует лесной участок, расположенный в Рачейском лесничестве <адрес>.

Статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договорные обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

-     обеспечение охраны и защиты лесов;

- использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Частью 2 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Согласно ч. 8 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута.

В силу ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

На основании ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч. 2 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ ).

Согласно п. 3 Приказа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Раздел 9 проекта освоения лесов «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит:

характеристику территории Десного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта;

сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря;

сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (приложение N 15), тематическая лесная карта;

обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16);

ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения ) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного г участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (п. 2 Приказа ).

Согласно п. 30. Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

В соответствии с п. 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , виды средётв предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.

Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены новые лесохозяйственные регламенты лесничеств <адрес>.

При этом прокуратурой установлено, что ООО «Светлый дом» проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработан, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не представлен.

Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Светлый дом» внесено представление.

В ходе судебного разбирательства, ответчиком в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие разработку ООО «Светлый Дом» проекта освоения лесов по вышеуказанному договору аренды, а также направление его в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>. Вместе с тем приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключённому с ООО «Светлый дом».

Согласно заключению государственной экспертизы, экспертной комиссией установлены несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, целям и видом освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Рачейского лесничества, лесному плану <адрес>, утверждённому постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , законодательству Российской Федерации. Лесопользователю необходимо осуществить доработку проекта освоения лесов с учетом замечаний, указанных в заключении государственной экспертизы и договора аренды лесного участка.

Доработанного проекта освоения лесов после вышеуказанного заключения ответчиком в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не направлялось. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Таким образом, проект освоения лесов не может считаться разработанным надлежащим образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, в том числе законодательства о пожарной безопасности в лесах.

Несвоевременная разработка проекта освоения лесов нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку использование лесного участка без проекта освоения лесов может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов и тем самым оказать негативное воздействие на объекты, находящиеся в федеральной собственности.

До настоящего времени требования законодательства не соблюдены в полном объеме, доказательств обратного суду не представлено.

Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░» (░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 443076, <░░░░░>, ░░░░ 1, ░░░. 1, ░░░ 6318187810) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ , ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ .

░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░» (░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 443076, <░░░░░>, ░░░░ 1, ░░░/ 1, ░░░ 6318187810) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ , ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                      ░░░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░

2-2390/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Светлый дом"
Другие
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самара
Судья
Никонова Ирина Петровна
Дело на сайте суда
sovetsky.sam.sudrf.ru
17.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2022Судебное заседание
12.08.2022Судебное заседание
19.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2022Дело оформлено
01.11.2022Дело передано в архив
12.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее