РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2022 года г.о. Самара
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Никоновой И.П.,
при секретаре судебного заседания Климовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «СВЕТЛЫЙ ДОМ» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов.
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «СВЕТЛЫЙ ДОМ» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов, указав, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована работа ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком. 1, ИНН 6318187810) по исполнению требований лесного законодательства. Установлено, что общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № использует лесной участок, расположенный в Рачейском лесничестве <адрес>. Прокуратурой установлено, что ООО «Светлый дом» проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработан, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не представлен, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Светлый дом» внесено представление. Вместе с тем до настоящего времени ООО «Светлый дом» нарушения законодательства не устранены. Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, в том числе законодательства о пожарной безопасности в лесах. Несвоевременная разработка проектов освоения лесов нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку использование лесных участков без проектов освоения лесов может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов и тем самым оказать негативное воздействие на объекты, находящиеся в федеральной собственности.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком. 1, ИНН 6318187810) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного в Рачейском лесничестве <адрес> и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе судебного заседания истцом уточнены исковые требования, поскольку ответчиком в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие разработку ООО «Светлый Дом» проекта освоения лесов по вышеуказанному договору аренды, а также направление его в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>. Вместе с тем приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённому с ООО «Светлый дом». Согласно заключению государственной экспертизы, экспертной комиссией установлены несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, целям и видом освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Рачейского лесничества, лесному плану <адрес>, утверждённому постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, законодательству Российской Федерации. Таким образом, проект освоения лесов не может считаться разработанным надлежащим образом.
На основании изложенного, с учетом уточенных требований, истец просит возложить на ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком. 1, ИНН 6318187810) обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить доработку проекта освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного в Рачейском лесничестве <адрес> и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, с учётом замечаний, изложенных в заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённом приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также возложить на ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком/ 1, ИНН 6318187810) обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить доработанный проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного в Рачейском лесничестве <адрес> и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> для проведения государственной экспертизы.
В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам иска.
Представитель ответчика в судебном заседании уточненные исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв по заявленным требованиям, согласно которого указал, что у ответчика отсутствует проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 данного закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Судом установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована работа ООО «Светлый дом» (юридический адрес: 443076, <адрес>, этаж 1, ком. 1, ИНН 6318187810) по исполнению требований лесного законодательства. Установлено, что общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № использует лесной участок, расположенный в Рачейском лесничестве <адрес>.
Статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договорные обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
- обеспечение охраны и защиты лесов;
- использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 2 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Согласно ч. 8 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута.
В силу ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч. 2 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ №).
Согласно п. 3 Приказа № проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Раздел 9 проекта освоения лесов «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит:
характеристику территории Десного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта;
сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря;
сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (приложение N 15), тематическая лесная карта;
обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16);
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения №) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного г участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (п. 2 Приказа №).
Согласно п. 30. Приказа № проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
В соответствии с п. 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, виды средётв предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены новые лесохозяйственные регламенты лесничеств <адрес>.
При этом прокуратурой установлено, что ООО «Светлый дом» проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработан, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не представлен.
Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Светлый дом» внесено представление.
В ходе судебного разбирательства, ответчиком в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие разработку ООО «Светлый Дом» проекта освоения лесов по вышеуказанному договору аренды, а также направление его в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>. Вместе с тем приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённому с ООО «Светлый дом».
Согласно заключению государственной экспертизы, экспертной комиссией установлены несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, целям и видом освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Рачейского лесничества, лесному плану <адрес>, утверждённому постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, законодательству Российской Федерации. Лесопользователю необходимо осуществить доработку проекта освоения лесов с учетом замечаний, указанных в заключении государственной экспертизы и договора аренды лесного участка.
Доработанного проекта освоения лесов после вышеуказанного заключения ответчиком в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не направлялось. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, проект освоения лесов не может считаться разработанным надлежащим образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, в том числе законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Несвоевременная разработка проекта освоения лесов нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку использование лесного участка без проекта освоения лесов может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов и тем самым оказать негативное воздействие на объекты, находящиеся в федеральной собственности.
До настоящего времени требования законодательства не соблюдены в полном объеме, доказательств обратного суду не представлено.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░» (░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 443076, <░░░░░>, ░░░░ 1, ░░░. 1, ░░░ 6318187810) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░» (░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 443076, <░░░░░>, ░░░░ 1, ░░░/ 1, ░░░ 6318187810) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░