Дело № 2а-278/2022
УИД 02RS0008-01-2022-000617-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 04 мая 2022 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Чернышовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску УФНС России по Республике Алтай к Ошлаковой ФИО4 о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по налогу, страховому взносу, пени и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском к Ошлаковой ФИО6. о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 5 229 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ОМС до 01.01.2017 г. в размере 2 847,62 руб., пени поданным страховым взносам в сумме 152,36 руб., штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) в размере 500 руб., мотивируя тем, что Ошлакова Л.Н. являлась индивидуальным предпринимателем и выступала страхователем, была зарегистрирована в Управлении в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Ошлакова Л.Н. представила в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход за 1,2,3 квартал 2015 г., согласно которой общая сумма исчисленного налога составила 5 229 руб. В адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога, в связи с тем, что в установленные сроки налог не был оплачен, на сумму недоимки была начислена пеня в размере 1300,52 руб. Налоговая декларация за 2 квартал 2020 г. была представлена Ошлаковой ФИО8. с нарушением срока согласно п.3 ст. 346,32 НК РФ, в результате чего была принято решение № 5330 от 25.12..2020 г. о привлечении Ошлаковой ФИО7. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ сумма штрафа составила 1 000 руб., с учетом смягчающих обстоятельств в соответствии со ст. 112 НК РФ сумма штрафа уменьшена в 2 раза и составляет 500 руб. Штраф налогоплательщиком не оплачен, в его адрес направлено требование № 6447 по состоянию на 26.02.2021 г. с установлением срока уплаты до 06.04.2021 г., до настоящего времени не уплачено. Исходя из фиксированного размера страховых взносов, задолженность должника за расчетный период по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г., составляет 2 847,62 руб., пени - 152,36 руб. В целях взыскания задолженности, налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа, в принятии которого отказано в связи со спором о праве.
Представитель административного истца о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Ошлакова ФИО9 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (ст. 45 НК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Ошлакова ФИО13 являлась индивидуальным предпринимателем с 14.11.2019 до 26.05.2020 г.
Ошлакова ФИО15 представила в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию за 2 квартал 2020 г., согласно которой общая сумма исчисленного налога составила 5 229 руб.
В связи с неуплатой налога в адрес налогоплательщика направлено требование № 4881 об уплате налога на доходы физических лиц и пени по состоянию на 15.02.2021 г., со сроком уплаты до 05.04.2021 г., № 1027 об уплате налога на доходы физических лиц и пени по состоянию на 18.01.2021 г., со сроком уплаты до 19.02.2021 г., № 11362 об уплате налога на доходы физических лиц и пени по состоянию на 21.05.2021 г., со сроком уплаты до 22.06.2021 г., № 8316 об уплате налога на доходы физических лиц и пени по состоянию на 09.04.2021 г., со сроком уплаты до12.05.2021 г., № 12262 об уплате налога на доходы физических лиц и пени по состоянию на 10.06.2021 г., со сроком уплаты до 13.07.2021 г. Требования в настоящее время не исполнено.
Как следует из административного искового заявления налоговая декларация должна была быть представлена Ошлаковой ФИО10. в налоговый орган по месту своего учета по итогам налогового периода не позднее 25-го числа месяца следующего налогового периода. Фактически налоговая декларация представлена ею была 04.08.2018 г., что в соответствии с п. 3 ст. 346.32 НК РФ является нарушением срока подачи декларации за 2 квартал 2020 г.
В силу ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Решением от 25.12.2020 г. № 5330, принятого административным истцом на основании акта налоговой проверки от 03.11.2020 г. № 5011, Ошлакова ФИО12 привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 500 руб.
В связи с неуплатой штрафа в адрес налогоплательщика направлено требование № 6447 по состоянию на 26.02.2021 г., в котором установлен срок для уплаты штрафа до 06.04.2021 г.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Как установлено п.п. 1.1, 1.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Согласно ч.ч. 2, 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
С учетом фиксированного размера страховых взносов налоговым органом исчислены суммы, подлежащие уплате на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. в размере 2 847,62 руб., которые, согласно административному исковому заявлению, Ошлаковой ФИО11. в установленный законом срок не уплачены.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 5-7 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
За несвоевременную уплату страховых взносов ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. в размере 152,36 руб., которые Ошлаковой Л.Н. не исполнены.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа приведенной нормы закона следует, что одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.
По смыслу закона только наличие уважительных причин пропуска срока является основанием к его восстановлению.
Учитывая установленный срок исполнения самого раннего требования № № 68335 по состоянию на 18.07.2017 г., а также сумму задолженности, суд полагает, что срок обращения с заявлением о взыскании недоимки по налогу истек. К мировому судье судебного участка Усть-Коксинского района Республики Алтай с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обращался также за пределами данного срока, в связи с чем, мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления.
При подаче административного иска административный истец просит восстановить срок для его подачи, однако не указывает, какие уважительные причины привели к пропуску срока подачи административного искового заявления, доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока для подачи административного иска не представлены.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах оснований для восстановления срока для подачи административного искового заявления не имеется.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований налогового органа, поскольку установил, что срок обращения с заявлением о взыскании налоговой санкции истек, уважительных причин пропуска срока не имеется, в связи с чем, административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Ошлаковой ФИО5 о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 5 229 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ОМС до 01.01.2017 г. в размере 2 847,62 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ОМС до 01.01.2017 г. в сумме 152,36 руб., штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам), в размере 500 руб. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай.
Председательствующий С.Н. Шатина
Решение суда в окончательной форме принято 10 мая 2022 года.