Дело №а-3614/2021
88а-3143/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.05.2022.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В., Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу административных истцов ООО Дальавтотранс», ООО «Техника и Технологии» на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2021 года, принятые по административному делу № 2а-3614/2021 по административному исковому заявлению ООО Дальавтотранс», ООО «Техника и Технологии» к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным в части постановление от 11 июня 2021 года №1014-па.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., выслушав пояснения представителя административных истцов ООО Дальавтотранс», ООО «Техника и Технологии» Тремасовой С.Н., представителя администрации города Комсомольска-на-Амуре Осадчей К.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Царевой М.Г., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
ООО «Дальавтотранс» и ООО «Техника и Технологии» обратились с административными исками в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края к администрации города Комсомольска-на-Амуре в которых просили признать недействующим постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 11 июня 2021 года № 1014-па в части отмены муниципального маршрута регулярных перевозок № 33/1 с 1 октября 2021 года и № 18/1 с 1 января 2022 года, и муниципального маршрута регулярных перевозок № 37/2 с 1 октября 2021 года как несоответствующие действующему законодательству.
В обоснование требований административные истцы указали, что занимаются перевозкой пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Комсомольск-на Амуре. Оспариваемым постановлением отменяются маршруты №18/1, и №33/1, свидетельство на которые выдано ООО «Дальавтотранс» сроком действия по 14 июня 2021 года, а также отменяется маршрут №37/2, свидетельство на который выдано ООО «Техника и технологии» сроком действия по 14 июня 2021 года.
Принятое постановление нарушает их права, поскольку принято за три дня до окончания срока действия свидетельств, противоречит положениям части 3 статьи 12 Федерального закона РФ № 220-ФЗ, поскольку принято позднее чем за 180 дней до окончания свидетельства. Кроме того, нарушаются права административных истцов на переоформление свидетельств, выданных сроком действия до 14 июня 2021 года, на срок не менее пяти лет, право на которое предусмотрено положениями статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Определением судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13 июля 2021 года дела по административным искам ООО «Дальавтотранс» и ООО «Техника и Технологии» объединены в одно производство, административному делу присвоен № 2а-3614/2021.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований ООО Дальавтотранс», ООО «Техника и Технологии» отказано.
11 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ООО «Дальавтотранс», ООО «Техника и Технологии», поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 31 января 2022 года, в которой просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы и дополнении к ней указано, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагают, что выводы судов о том, что уведомления от 14 декабря 2020 года являются решением об отмене маршрутов, являются ошибочными, не основаны на нормах права. Кроме того, принятие решения об отмене маршрута не входит в полномочия заместителя мэра города Комсомольска-на-Амуре. На дату получения уведомления самого решения об отмене маршрута в надлежащем виде административным ответчиком принято не было. В уведомлении отсутствует информация о принятом решении, которым должны быть предусмотрены сроки отмены маршрутов. Решение об отмене маршрутов в виде нормативного правового акта принято 11 июня 2021 года в постановлении № 1014, которое вступило в силу в день официальной публикации, то есть 11 июня 2021 года. Таким образом, постановление № 1014 вступило в силу за 3 дня до окончания срока действия свидетельств административных истцов, что является нарушением норм части 3 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 года кассационная жалоба ООО «Дальавтотранс», ООО «Техника и Технологии» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей административных истцов, административного ответчика, заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не установлено.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федеральных законов от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 12 октября 2016 года № 2654-па «Об утверждении Порядка организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (действующим на момент возникновения спорных правоотношений и утратившим силу на момент рассмотрения настоящего дела), установив, что административные истцы о планируемой отмене маршрутов уведомлены с соблюдением срока, установленного частью 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ, пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам федерального и регионального законодательства, принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры, порядка и формы его принятия, права ООО «Техника и технологии» и ООО «Дальавтотранс» его принятием в оспариваемой части не нарушаются.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения. В рамках предоставленных законом полномочий, уполномоченные органы местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа обладают правом установить, изменить либо отменить муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа. При этом, в случае необходимости перевода маршрута с нерегулируемого тарифа на регулируемый должен быть изменен вид регулярных перевозок (часть 1 статьи 11 и статья 18 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления
Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
В силу пунктов 17 и 18 части 1 статьи 3 названного Федерального закона №220-ФЗ к регулярным перевозкам по регулируемым тарифам относятся регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; а к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ предусмотрено, что если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Как следует из материалов дела и установлено судами ООО «Дальавтотранс» и ООО «Техника и технологии» являются действующими юридическими лицами, основным видом деятельности которых является – регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении.
Согласно свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, ООО «Дальавтотранс» осуществляло перевозки по маршруту № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по маршруту № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, ООО «Техника и технологии» осуществляло перевозки по маршруту № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
11 июня 2021 года администрацией г. Комсомольска-на-Амуре принято постановление № 1014-па «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Комсомольска-на-Амуре на 2021-2026 годы».
Согласно пункту 8 указанного постановления определены мероприятия по изменению и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах города Комсомольска-на-Амуре. В частности, маршрут № отменяется с ДД.ММ.ГГГГ, маршрут № отменяется с ДД.ММ.ГГГГ, маршрут № отменяется с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 12 октября 2016 года № 2654-па утвержден Порядок организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (действующий на момент возникновения спорных правоотношений и утратившим силу на момент рассмотрения настоящего дела) (далее- Порядок).
В соответствии с пунктом 2.15 указанного Порядка, решение об отмене маршрута принимается на основании предложений уполномоченного органа и предусматривается в документе планирования.
Согласно пункту 2.17 указанного Порядка, уполномоченный орган информирует юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по маршруту, об отмене маршрута регулярных перевозок не позднее 180 дней до дня вступления указанного решения в силу почтовым отправлением.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Дальавтотранс» направлено уведомление за подписью заместителя главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре Л.В. Багринцева об отмене муниципальных маршрутов № № 18/1, 33/1 после окончания срока действия выданных свидетельств об осуществлении перевозок. В уведомлении указано, что изменения будут предусмотрены документом планирования регулярных перевозок, действие которого будет распространяться на период после ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичное уведомление направлено ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Техника и технологии» за подписью заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре Л.В. Багринцева об отмене муниципального маршрута №.
Факт получения указанных уведомлений представителем административных истцов не оспаривался в судебном заседании.
Исполняющим обязанности первого заместителя руководителя Департамента экономического развития администрации города Комсомольска-на-Амуре дано положительное экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия от ДД.ММ.ГГГГ, проведена антикоррупционная экспертиза проекта нормативно-правового акта. Оспариваемый нормативно правовой акт был в полном объеме опубликован в средствах массовой информации.
Установив, что во исполнение части 3 статьи 12 Федерального закона №220-ФЗ администрацией города Комсомольска-на-Амуре в адрес истцов направлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные надлежащим должностным лицом в соответствии с предоставленными ему полномочиями, срок уведомления административных истцов о принятом решении об отмене маршрутов в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона РФ № 220-ФЗ не нарушен, проект постановления был опубликован на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре, при этом, указан срок проведения публичных слушаний и публичных консультаций проекта, суды обоснованно пришли к выводу о соблюдении процедуры принятия нормативно-правового акта и о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит нормам федерального и регионального законодательства, и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Изложенная позиция судов основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Из положений вышеуказанного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, следует, что обязательным условием отмены соответствующего маршрута по инициативе установившего его уполномоченного органа местного самоуправления является закрепление такого решения в документе планирования регулярных перевозок и уведомление об этом решении лиц, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
В данном случае защита прав и законных интересов административных истцов - субъектов предпринимательской деятельности гарантируется и обеспечивается посредством установления срока - 180 дней, не позднее которого субъекты предпринимательской деятельности должны быть уведомлены об изменении либо отмене соответствующего маршрута.
В судебном заседании установлено, что административные истцы своевременно уведомлены об отмене соответствующих маршрутов.
Как следует из оспариваемого постановления, маршрут № отменяется с ДД.ММ.ГГГГ, маршрут № отменяется с ДД.ММ.ГГГГ, маршрут № отменяется с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационных жалоб решения об отмене маршрутов №, №, №, изложенные в документе планирования регулярных перевозок пассажиров, вступили в силу не ранее даты окончания срока действия выданных административных истцам свидетельств об осуществлении перевозок (ДД.ММ.ГГГГ) и не связаны с датой подписания и опубликования оспариваемого муниципального правого акта, в котором они закреплены,ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ ООО «Дальавтотранс» и ООО «Техника и технологии» продлены сроки ранее выданных свидетельств без проведения открытого конкурса на период до дня вступления в силу решений об отмене муниципальных маршрутов.
Таким образом, учитывая, что уведомления направлены ДД.ММ.ГГГГ, получены ДД.ММ.ГГГГ, административные истцы были заблаговременно (за 9 и 12 месяцев) уведомлены о предстоящих решениях об отмене маршрутов до их фактического вступления в силу, что гарантировало соблюдение прав и законных интересов административных истцов, как субъектов предпринимательской деятельности, и свидетельствует об отсутствии нарушений их прав.
Доводы кассационной жалобы о вынесении уведомлений неуполномоченным лицом были предметом рассмотрения нижестоящих судов, обоснованно со ссылкой на распоряжение главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ №-р, положения статьи 36 Устава городского округа Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края отклонены.
Также суды с учетом положений части 5 статьи 19, частей 5, 5.1 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ обоснованно отклонили доводы административных истцов о нарушении их прав отсутствием возможности продления свидетельств об осуществлении перевозок. Оснований для переоценки выводов нижестоящих судов у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы ООО «Дальавтотранс» и ООО «Техника и технологии» основаны на неверном толковании норм материального права, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, повторяют позицию административных истцов в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены постановленных по делу судебных актов кассационная жалоба административного истца не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Дальавтотранс» и ООО «Техника и технологии» - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи