Дело № №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кобзаревой О.А.,
при секретаре Калининой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.Е.В. о признании незаконным решения Администрации г/о Балашиха,
установил:
Л.Е.В. обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что она является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>: с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для размещения административных зданий и спортивно-оздоровительных сооружений, для размещения производственной базы. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с заявлением в Администрацию городского округа Балашиха Московской области об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков на вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки. На указанное заявление Администрация городского округа Балашиха приняла решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков в связи нецелесообразностью. Указанное решение, по мнению заявителя, является незаконным и нарушает его права, поскольку использование земельных участков для индивидуальной жилой застройки соответствует функциональному назначению конкретной территориальной зоны и заявление об изменении разрешенного вида использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки соответствует утвержденным документам территориального планирования городского округа Балашиха. В решении об отказе в связи с нецелесообразностью изменения разрешенного вида использования земельных участков Администрация ссылается на планирование прохождения по территории городского округа Балашиха автомобильной дороги Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный и проведение проектных работ, и что часть указанной дороги пройдет по земельным участкам заявителя. При этом, как указано в решении об отказе, в настоящее время ведутся лишь проектные работы по разработке проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги. Земельные участки заявителя не являются зарезервированными, свободны от обременений, в связи с чем оснований для отказа в изменении разрешенного вида использования земельных участков не имелось. Оспариваемое решение лишает заявителя законного права на изменение разрешенного вида использования земельных участков.
Заявитель просит суд признать незаконным решение ДД.ММ.ГГГГ № № Администрации г/о Балашиха Московской области об отказе ему в изменении разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с «для размещения административных зданий и спортивно-оздоровительных сооружений, для размещения производственной базы» на вид разрешенного использования: «для индивидуальной жилой застройки», обязать Администрацию городского округа Балашиха Московской области в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу, принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков по адресу: <адрес>, с «для размещения административных зданий и спортивно-оздоровительных сооружений, для размещения производственной базы» на вид разрешенного использования: «для индивидуальной жилой застройки».
Л.Е.В. и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель Администрации г/о Балашиха в судебное заседание явился, против заявления возражал. Пояснил, что в настоящее время на территории городского округа Балашиха правила землепользования и застройки в установленном порядке не приняты. Законодатель установил, что впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой Главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего. Заявитель обратился в Администрацию городского округа Балашиха по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>. Администрация городского округа Балашиха направила в адрес заявителя сообщение о том, что соответствующее заявление об изменении вида разрешенного использования земельных участков не подлежит удовлетворению. Орган местного самоуправления, рассмотрев заявление в пределах своей компетенции, счел невозможным на сегодняшний день изменить вид разрешенного использования земельных участков. Отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельных участков не нарушает каких-либо прав и законных интересов заявителя, не создает препятствий к использованию участков в соответствии с их назначением или к распоряжению ими, просил прекратить производство по делу, поскольку заявитель является ИП и возможно использует земельные участки для экономических целей.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что заявитель является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>: с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административных зданий и спортивно-оздоровительных сооружений, для размещения производственной базы.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с заявлением в Администрацию городского округа Балашиха Московской области об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков на вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки.
Как пояснил в судебном заседании заявитель, он планирует объединить данные земельные участки и построить жилые дома – объекты индивидуального жилищного строительства.
На указанное заявление Администрация городского округа Балашиха письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № приняла решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков, ссылаясь на то, что на территории г/о Балашиха планируется прохождение автомобильной дороги Лыткарино - Томилино - Красково – Железнодорожный. В настоящее время ведутся работы по заказу Главного управления дорожного хозяйства Московской области, проектировщик – ЗАО «Институт «Стройпроект». Часть указанной дороги пройдет по указанным участкам, поэтому изменять вид их разрешенного использования считается нецелесообразным.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено понятие «решения». К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом, необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний. Т.е., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определение планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основании пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения содержит карту функциональных зон поселения.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.Пунктом 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми _домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки срднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов (п. 2 ст. 35 ГрК РФ).
Согласно действующему Генеральному плану городского округа Балашиха, утвержденному решением Совета Депутатов Балашихинского района, территория земельных участков заявителя отнесена к жилой зоне, предусматривающей застройку индивидуальными жилыми домами.
Таким образом, использование земельного участка для индивидуальной жилой застройки соответствует функциональному назначению конкретной территориальной зоны и заявление об изменении разрешенного вида использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки соответствует утвержденным документам территориального планирования городского округа Балашиха.
Ссылку в решении об отказе в связи с нецелесообразностью изменения разрешенного вида использования земельных участков заместитель руководителя Администрации г/о Балашиха ссылается на планирование прохождения по территории городского округа Балашиха автомобильной дороги Лыткарино -Томилино - Красково - Железнодорожный и проведение проектных работ, и что часть указанной дороги пройдет по земельным участкам заявителя, суд считает необоснованной, поскольку, как указано в решении, в настоящее время ведется лишь разработка проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги.
Только утвержденная и согласованная документация по планировке территории служит исходными данными для: проектирования автомобильной дороги, принятия решений о резервировании земель для ее строительства.
Порядок резервирования земель определяется постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд".
Резервирование - это первичная стадия последующего изъятия земельного участка, регулируется ст. 56.1, 70.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 43 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет гражданам и юридическим лицам осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Порядком резервирования земель определено, что орган государственной власти, принявший решение о резервировании земель, направляет копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости. Ограничения прав на земельный участок, возникшие на основании акта о резервировании земель, подлежат государственной регистрации в силу ст. 56.1 ЗК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 40 ЗК РФ предусмотрено право собственников участков возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и видом его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных правил, нормативов.
Ст. 56.1. ЗК РФ определено, что предусмотренные подпунктами 2 статьи 40 ЗК РФ права собственников земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, не прошедшие государственной регистрации ограничения в связи резервированием земель, не влекут предусмотренных законом обременений для собственников этих участков и ограничений по использованию земельных участков в соответствии с существующими документами территориального планирования территории городского округа Балашиха.
Земельные участки истца с кадастровыми номерами № не являются зарезервированными, свободны от обременений, в связи с чем основания отказа в изменении разрешенного вида использования земельных участков, указанные в оспариваемом решении, являются необоснованными.
Оспариваемое решение лишает заявителя, как собственника, права на изменение разрешенного вида использования земельных участков.
Как было установлено, в ходе рассмотрения дела, заявитель обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков в связи с тем, что на основании существующего Генерального плана городского округа Балашиха территория земельных участков отнесена к жилой зоне, предусматривающей индивидуальную жилую застройку. Изменение вида разрешенного использования земельных участков соответствует документам территориального планирования городского округа Балашиха, так как иных документов по планировке территории в настоящий момент не существует.
Ссылку представителя Администрации г/о Балашиха в обоснование возражений на заявление о том, что до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой Главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего, суд считает в данном случае несостоятельной в связи со следующим.
Действительно, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Вместе с тем, реализуя предоставленные ему полномочия, орган местного самоуправления, завершая процедуру рассмотрения заявления лица, заинтересованного в изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка, должен принять ненормативный акт об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования либо об отказе в таком изменении. Иное бы порождало правую неопределенность в поставленном заявителем вопросе, нарушало право заинтересованного лица обжаловать принятое по результатам рассмотрения его заявления решение.
По заявлению Лаптевой Е.В. глава Администрации г/о Балашиха никакого решения, оформленного в установленном порядке не выносил.
Оспариваемый ответ за подписью заместителя руководителя Администрации г/о Балашиха не содержит ни одного обоснованного довода, в связи с чем возвращаются его документы, отсутствуют ссылки на нормы действующего законодательства.
По мнению суда, такой ответ, содержащий, по сути, отказ в изменении вида разрешенного использования земельных участков заявителя не соответствует закону, нарушает право заявителя как собственника земельных участков полноправно распоряжаться и владеть своей собственностью.
Заявленные требования об обязании Администрации г/о Балашиха принять в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков, суд считает преждевременным.
Кроме того, судебное решение не может подменять собой решения органа либо должного лица, на которые законом возложена обязанность по принятию соответствующих решений.
В качестве способа защиты нарушенного права (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ) суд полагает необходимым обязать Администрацию повторно рассмотреть заявление Лаптева Е.В. и принять решение по результатам рассмотрения его заявления в установленном законом порядке.
Оснований для прекращения производства по тем основаниям, что спор является экономическим не имеется, поскольку заявитель обратился в суд как физическое лицо, владеющее на праве собственности рядом земельных участков.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Л.Е.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Л.Е.В., содержащийся в ответе Администрации г/о Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ № №, в изменении разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с «для размещения административных зданий и спортивно-оздоровительных сооружений, для размещения производственной базы» на вид разрешенного использования: «для индивидуальной жилой застройки».
Обязать Администрации г/о Балашиха повторно рассмотреть заявление Л.Е.В. об изменении вида разрешенного использования земельных участков расположенных по адресу: <адрес>: с кадастровыми номерами №, и принять решение по результатам рассмотрения его заявления в установленном законом порядке.
В удовлетворении требования об обязании принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, отказать.
В прекращении производства по делу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Кобзарева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.А.Кобзарева