Дело № 2-620-2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2016 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Никифоровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Андриановых С.И., А.В., О.А. и С.А. к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с названным иском, ссылаясь на следующее.
Их семья была вселена в жилое помещение по адресу: <адрес> на основании ордера №, выданного Андриановой С.И. 27.02.1996. Все они зарегистрированы в жилом помещении и проживают в нем по настоящее время, выполняя обязанности по его содержанию. В настоящее время, когда они решили воспользоваться своим правом на приватизацию спорного жилого помещения, через органы регистрационного учета им стало известно, что правообладателем жилого фонда, к которому относится занимаемое ими жилье, является ФГКУ «СибТУ ИО» МО РФ. Обратившись к последнему за разрешением вопроса о приватизации квартиры, они получили устные разъяснения, что ответчик не является уполномоченным органом на принятие таковых решений. Такой же ответ ими был получен при обращении в ФГКУ «Востокрегионжилье». Свои права на приватизацию жилья они не реализовывали, военнослужащими никогда не являлись, спорное жилое помещение они занимают на условиях договора социального найма, поэтому полагают, что в приватизации указанного жилья им не может быть отказано.
В связи с этим истцы, ссылаясь на невозможность разрешения возникшей проблемы во внесудебном порядке из-за отсутствия документов, в соответствии с которыми ответчик мог бы заключить договор на передачу жилой площади в собственность граждан, просили суд признать за ними право общей долевой собственности в равных долях (по ? за каждым) на жилое помещение по адресу: <адрес> порядке приватизации.
В ходе судебного разбирательства представитель истцов Скачко Ю.В., действующая на основании доверенностей, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Истцы Андриановы в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще, причину неявки в суд не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Представитель ответчика Махмудова В.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте настоящего судебного заседания, в суд не явилась. Действуя по доверенности, Махмудова В.Н. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором одновременно поддержала доводы возражений, представленных ею в предыдущем судебном заседании. В частности, в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на то, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, а решения о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Кроме того, истцы, не являясь военнослужащими, не имеют права на получение жилого помещения в собственность по линии Министерства обороны РФ.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» А.Кудрявцев, действуя по доверенности, в суд также не явился. При этом направил письменные возражения, в которых просил суд рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что договор социального найма в отношении спорного жилого помещения не выдавался.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном введении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
На основании ст. 4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.06.2006 № 6-П, ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, квартира общей площадью 52,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, закрепившей право оперативного управления квартирой за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.09.2014 (см. л.д. 9).
На основании ордера № 93, выданного 27.02.1996 Антипихинской КЭЧ района, названное жилое помещение было предоставлено Андриановой С.И. на состав ее семьи: супруга Андрианова А.В. и троих сыновей (л.д.20).
Вместе с тем, согласно справке о регистрации от 20.11.2015, выданной администрацией городского поселения «Новокручининское», истцы Андриановы С.И., А.В. и С.А. по настоящее время зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства с 01.03.1994, Андрианов О.А. – с 02.11.2000. (см. л.д. 11).
Все истцы проживают в спорном жилом помещении по настоящее время, что подтверждается справкой о составе семьи, выданной войсковой частью 59313-19. (см. л.д. 10).
На занимаемую истцами квартиру открыт финансовый лицевой счет №, по которому производится квартплата. По состоянию на 30.10.2015 задолженности по оплате не имеется, что подтверждается справкой ООО «ГУЖФ» от 20.11.2015. (см. л.д. 12).
Из трудовой книжки Андриановой С.И. следует, что по состоянию на 1996 год (когда ей был выдан ордер), она являлась служащей войсковой части 44504, куда была принята на работу штукатуром-маляром 16.02.1973 году и проработала там до 30.11.2009 (л.д. 14-15).
Военнослужащей по контракту Андрианова С.И никогда не являлась, что ответчиком не оспаривается.
Из сообщения ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ от 25.04.2016 следует, что управление не имеет полномочий по передаче жилых помещений в собственность граждан.
В соответствии с положениями п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В период действия ЖК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 26 декабря 1984 года N 5 (в ред. от 21.12.1993 г.) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР" разъяснил, что при рассмотрении дел суд должен устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20).
Как указано в статьях 42, 43, 47, 50, 101, 104, 105, 106 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. В случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
В соответствии с п. 7 указанного Положения рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечиваются жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
В целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии согласно Положению о жилищных комиссиях (пункт 19).
Распределение жилой площади между рабочими и служащими воинской части производится по совместному решению командования (администрации) и местного комитета профсоюза. Списки распределения жилой площади по установленной форме с необходимыми документами направляются через довольствующую КЭЧ района на утверждение начальнику гарнизона. Утвержденный список являлся основанием для оформления установленным порядком ордеров на заселение жилой площади (п. 22).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункт 31).
Таким образом, в период вселения семьи Андриановых в спорную квартиру лица гражданского персонала Вооруженных Сил могли быть обеспечены жилыми помещениями по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны РФ.
При этом действовавшим на тот период законодательством предусматривалось, что жилое помещение приобретало статус служебного только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов (органом местного самоуправления с 29.10.1993 г.). Анализ приведенных выше норм права свидетельствует о том, что само по себе предоставление служащим ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации. По смыслу закона жилые помещения считаются служебными со времени вынесения решения о включении их в число служебных.
Между тем, ордер на квартиру, выданный истцам, недействительным, незаконным в установленном порядке не признавался, и не подтверждает, что спорное жилое помещение имеет статус служебного.
Доказательств того, что на момент возникновения у истцов права пользования жилым помещением оно находилось на территории закрытого военного городка, суду также не представлено.
О незаконности вселения истцов в 1994 году в спорную квартиру ответчик не заявлял, требований о выселении Андриановых с занимаемой жилой площади также не предъявлялось.
Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено Андриановой С.И. в установленном законом порядке как работнику воинской части из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, Андрианова С.И. и члены ее семьи вселившись в квартиру на законном основании в 1994 году, длительное время постоянно проживают в спорном жилом помещении, в отношении которого решения уполномоченным органом о включении в число служебных не принималось, квартира является жилым помещением государственного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах к возникшим между сторонами правоотношениям о пользовании жилым помещением подлежат применению положения о договоре социального найма жилого помещения, поскольку доказательств того, что истцам жилое помещение было предоставлено на иных условиях, суду не представлено.
Таким образом, истцы, проживая в жилом помещении на условиях социального найма, приобрели весь комплекс вытекающих из него прав и обязанностей, в том числе, право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает, - данное право появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации.
Доводы ответчика относительно того, что для заключения договора найма и регистрации перехода прав собственности гражданин должен предоставить документы (справку), подтверждающие не использование им своего права приватизации по всей России, то есть из каждого субъекта федерации, суд находит несостоятельными, поскольку с 1994 года и по настоящее время все истцы проживают на территории пгт. Новокручининский, а соответствующими справками подтверждается отсутствие зарегистрированных прав истцов на жилые помещения, приобретенные в порядке приватизации.
При указанных обстоятельствах сомнений в том, что у истцов сохранилось право на приватизацию занимаемого ими спорного жилого помещения, не имеется.
Что касается доводов ответчика о том, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, то указанные доводы противоречат положениям ч.3 ст. 125 ГК РФ и Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082.
С учетом вышеизложенного суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имуществ и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.
С учетом названных положений указанного выше закона и того, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду, подлежащему бесплатной приватизации, в случае вступления в силу настоящего судебного решения последнее будет являться основанием для государственной регистрации права на указанное имущество.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░.░., ░.░. ░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░ ? ░░░░ ░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.06.2016