Решение по делу № 2-1-945/2024 от 26.07.2024

УИД № 57RS0014-01-2024-001613-11

Дело № 2-1-945/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2024 г. г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,

с участием истца Половцева Е.Ю., представителя ответчика УФСИН России по Орловской области по доверенности Тимонина В.Л., третьего лица Казакова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Половцева Евгения Юрьевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании незаконным заключения о результатах служебной проверки, распоряжения о взыскании ущерба и возврате удержанных денежных средств,

установил:

        

Половцев Е.Ю. обратился в суд с иском к УФСИН России по Орловской области о признании незаконным заключения о результатах служебной проверки, распоряжения о взыскании ущерба и возврате удержанных денежных средств.

В обоснование заявленных требований указал, что с 10 октября 2011 г. находился на службе в системе УФСИН России по Орловской области, в период с 2017 г. по март 2023 г. состоял в должности заместителя начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области - начальника центра трудовой адаптации осужденных, 20 марта 2023 г. назначен начальником данного учреждения. Истец имеет звание подполковника внутренней службы, положительные характеристики по месту работы, в настоящее время уволен со службы. Распоряжением УФСИН России по Орловской области от 12 октября 2023 г. № 57-р с него взыскан ущерб в размере среднего месячного довольствия - 73889 рублей 32 копейки. Согласно данному распоряжению основанием для взыскания ущерба послужила реализация зерна пшеницы урожая 2022 г. ниже производственной себестоимости в количестве 204 тонны 200 кг по цене 9000 рублей, что привело к отрицательному финансовому результату в сумме 408960 рублей 59 копеек. С указанным распоряжением истец не согласен, поскольку продажа зерна в 2023 г. осуществлялась по рыночной стоимости на максимально возможных выгодных условиях. Иных контрагентов, готовых приобрести зерно у ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по цене выше 9000 рублей не имелось, при этом в случае отказа от продажи существовала реальная перспектива порчи продукции, что привело бы к утрате всего урожая и огромным финансовым потерям. В силу ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Руководитель организации, исходя из положений ст. 277 Трудового кодекса Российской Федерации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами, если будет доказано, что при исполнении своих обязанностей он действовал недобросовестно и неразумно. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) руководителя, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица, в данном случае возлагается на УФСИН России по Орловской области. Кроме того, взыскание убытков не может осуществляться на основании распоряжения, данный вопрос подлежит разрешению в судебном порядке.

По указанным основаниям просит признать незаконным и отменить распоряжение врио начальника УФСИН России по Орловской области от 12 октября 2023 г. , признать незаконным заключение о результатах служебной проверки, взыскать с ответчика в свою пользу сумму удержанных денежных средств.

В порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области.

Истец Половцев Е.Ю. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям. В судебном заседании пояснил, что он не оспаривает наличие вины в части неисполнения указаний руководства УФСИН России по Орловской области, однако, не согласен с возложением на него материальной ответственности. На рассмотрение комиссии по экспертной оценке проектов государственных контрактов и договоров, планируемых к заключению учреждениями УФСИН России по Орловской области, в июле 2023 г. был представлен проект договора поставки зерна пшеницы урожая 2022 г., который планировалось заключить с <...> В связи с падением рыночной цены на зерно ниже сложившейся себестоимости по результатам поиска потенциальных покупателей самое выгодное предложение последовало от данного покупателя - 9000 рублей за одну тонну, отказ от заключения договора по этой цене повлек бы более значительные убытки. Возможности реализовать сельскохозяйственную продукцию по ее себестоимости у учреждения не было, при отказе в согласовании проекта договора со стороны комиссии каких-либо предложений, направленных на разрешение сложившейся ситуации, не поступило. Заключение договора поставки зерна вопреки отказу комиссии в его согласовании, предотвратило риск его продажи за более низкую цену, а также полную потерю остатка зерна урожая 2022 г. Необходимость реализации пшеницы в июле 2023 г. также была связана с началом уборки зерновых. Перед закладкой на хранение нового урожая в обязательном порядке проводится обработка складских помещений с привлечением специализированной организации, для этого склады следует полностью освободить, в противном случае сельскохозяйственная продукция быстро портится. Руководство УФСИН России по Орловской области было осведомлено о предстоящей продаже пшеницы по цене 9000 рублей за тонну, по умолчанию под личную ответственность начальника учреждения зерно позволили реализовать. Федеральному бюджету ущерб причинен не был, ФСИН России никаких убытков не понес, отделение трудовой адаптации осужденных ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по итогам года сработало с прибылью, на развитие учреждения денежных средств из бюджета не выделялось. Таким образом, в рассматриваемом случае прямых убытков причинено не было, продажу зерна по рыночной стоимости следует рассматривать как недополученную учреждением прибыль.

Представитель ответчика УФСИН России по Орловской области по доверенности Тимонин В.Л. исковые требования не признал. В обоснование своих возражений указал, что по результатам служебной проверки, проведенной УФСИН России по Орловской области, по факту реализации пшеницы урожая 2022 г. ниже производственной себестоимости начальник ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Половцев Е.Ю. признан виновным в причинении ущерба федеральному бюджету в сумме 408960 рублей 59 копеек. На основании заключения о результатах служебной проверки от 9 октября 2023 г. УФСИН России по Орловской области 12 октября 2023 г. было издано распоряжение о взыскании с начальника учреждения подполковника внутренней службы Половцева Е.Ю. ущерба в размере среднего месячного заработка в сумме 73889 рублей 32 копейки. Действия Управления являются законными и обоснованными, поскольку в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка за причиненный ущерб. Согласно Уставу ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области начальник учреждения, в частности, несет персональную ответственность за результаты деятельности учреждения, за целевое использование финансовых ресурсов, выделенных из федерального бюджета. Должностной инструкцией на начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области возложена обязанность выполнять распоряжения и указания вышестоящего руководства, обеспечивать соблюдение государственной и финансовой дисциплины, распоряжаться ресурсами, выделенными из федерального бюджета, а также средствами, полученными в результате привлечения осужденных к труду, обеспечивать грамотное и рациональное использование материальных средств. Начальник учреждения несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и причинение материального ущерба учреждению. На основании ст. 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а также возмещает убытки, причиненные его виновными действиями. В данном случае ущерб является прямым, поскольку руководитель ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области допустил реализацию зерна по цене менее себестоимости, причинив тем самым ущерб федеральному бюджету в сумме 408960 рублей 59 копеек. Зерно было собрано в 2022 г., вместе с тем до июля 2023 г. необходимых мер по его реализации не предпринималось. Полагал, что имелась возможность продажи пшеницы по более высокой цене, однако Половцев Е.Ю. нарушил прямое указание руководства, при этом представитель ответчика не оспаривал факт отсутствия каких-либо предложений по разрешению ситуации со стороны Управления. Указал на пропуск истцом трехмесячного срока исковой давности, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо руководитель Контрольно-ревизионной группы УФСИН России по Орловской области Казаков В.В. при разрешении спора полагался на усмотрение суда. В судебном заседании пояснил, что в июне 2023 г. на основании его предписания проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области за период 1 сентября 2022 г. по 1 июня 2023 г. В рамках указанной проверки было установлено наличие неликвидного остатка готовой сельскохозяйственной продукции - пшеницы урожая 2022 г. в количестве 200 тонн под реализацию. Специалист, проводившая проверку, пришла к выводу о наличии возможности реализации зерна, документов об утрате потребительских свойств не составлялось. По результатам ревизии он утвердил акт от 23 июня 2023 г., в котором содержалось предложение реализовать неликвидную готовую продукцию в срок до 8 сентября 2023 г. При отсутствии возможности выполнить соответствующие действия в установленные сроки, руководитель учреждения вправе обратиться за продлением сроков устранения выявленных недостатков.

Представитель третьего лица ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав пояснения главного бухгалтера ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Шохиной О.А. и главного экономиста центра трудовой адаптации осужденных ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Филатовой С.Н., привлеченных к участию в деле в качестве специалистов, суд приходи к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность сотрудника Уголовно-исполнительной системы установлена ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ, согласно которой за ущерб, причиненный учреждению и (или) органу уголовно-исполнительной системы, сотрудник несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 238 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работника обязанность возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт (ст. 247 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 239 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 5 Постановления от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» разъясняет, что к нормальному хозяйственному риску могут быть отнесены действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба, и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей.

В соответствии со ст. 241 Трудового кодекса Российской Федерации за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом (ст. 248 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 5 и п. 7 Постановления от 2 июня 2015 г. № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» разъясняет, что руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» Трудового кодекса Российской Федерации (главы 37 «Общие положения» и 39 «Материальная ответственность работника»).

Дела о взыскании убытков с руководителя организации (в том числе бывшего) рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с правилами о разграничении компетенции, установленными процессуальным законодательством.

Таким образом, исходя из содержания приведенных выше норм права, необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба у работодателя, противоправность поведения (действий или бездействия) работника, причинная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба. При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 4 Постановления от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба.

Судом установлено, что Врио начальника УФСИН России по Орловской области Ивановым А.В. к перемещению по службе представлен заместитель начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Половцев Е.Ю., а именно - к назначению на должность начальника данного учреждения. В качестве оснований к назначению на должность указано: служба в уголовно-исполнительной системе России с 10 октября 2011 г., в том числе в должности заместителя начальника учреждения с 13 сентября 2022 г.; положительно охарактеризованы профессиональные качества и организаторские способности; отмечен опыт практического руководства, понимание стоящих перед учреждением задач, умение находить контакт с людьми и положительно влиять на них.

20 марта 2023 г. между Российской Федерацией, от имени которой действовал Врио начальника УФСИН России по Орловской области Иванов А.В. (руководитель), и начальником ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Половцевым Е.Ю. (сотрудник уголовно-исполнительной системы РФ) заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. По условиям контракта сотрудник уголовно-исполнительной системы Российской Федерации обязуется, в частности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей, добросовестно выполнять свои служебные обязанности.

Согласно должностной инструкции начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Половцева Е.Ю., начальник учреждения непосредственно подчиняется начальнику УФСИН России по Орловской области, осуществляет общее руководство деятельностью учреждения, обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов, имеет право самостоятельно решать вопросы обеспечения деятельности учреждения, имеет право в установленном порядке распоряжаться финансовыми ресурсами, выделенными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области из федерального бюджета, а также финансовыми средствами, полученными от внебюджетной деятельности учреждения. В обязанности начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области входит обеспечение надлежащего исполнения возложенных на учреждение задач, устранение недостатков, отмеченных в ходе комплексного инспектирования, контрольных и целевых проверок, проведенных сотрудниками вышестоящих ведомственных организаций, анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности, распоряжение финансовыми ресурсами, выделенными из федерального бюджета, а также средствами, полученными в результате привлечения осужденных к труду, обеспечение рационального использования финансовых и материальных средств. Начальник ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области несет персональную ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, за использование финансовых и материальных средств, целевое использование выделенных бюджетных средств, за причинение материального ущерба учреждению. 21 марта 2023 г. Половцев Е.Ю. ознакомился с должностной инструкцией, о чем свидетельствует его личная подпись.

Приказом ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области от 15 февраля 2024 г. № 29 утверждены положения о структурных подразделениях учреждения, к каковым относится Центр трудовой адаптации осужденных.

В соответствии с п. 2 и п. 3 Положения Центр создан ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, его деятельность представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность учреждения.

Центр осуществляет свою деятельность на основании договоров, заключаемых ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, по линии деятельности Центра с другими органами, учреждениями и организациями любых организационно-правовых форм, а также с физическими лицами (п. 4 Положения).

Центр возглавляет начальник, который непосредственно подчиняется начальнику ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области и является его заместителем (п. 9 Положения).

К задачам Центра отнесена организация собственной производственной деятельности учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также организация работы учреждения по обеспечению занятости осужденных общественно-полезным трудом и созданию дополнительных рабочих мест (п. 10 и п. 11 Положения).

В разделе III Положения определены функции Центра, в частности, подготовка проектов договоров и контрактов по деятельности Центра, разработка на основании соответствующих расчетов цен на выпускаемую продукцию, осуществление мероприятий по обеспечению рационального использования финансовых средств, подготовка предложений по использованию доходов и распределению прибыли от деятельности Центра (п. 22 и п. 23 Положения).

На основании предписания <...> от 2 июня 2023 г. № 420 <...> проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области за период с 1 сентября 2022 г. по 1 июня 2023 г.

Как следует из акта от 23 июня 2023 г., составленного по результатам указанной проверки, на остатке учреждения имеется озимая и яровая пшеница урожая 2022 г. в количестве 200 тонн под реализацию. Продукция поступила на склад в августе 2022 г. и по состоянию на 21 июня 2023 г. не реализована, что привело к образованию неликвидного остатка готовой сельскохозяйственной продукции. В акте содержалось предложение по устранению выявленных недостатков - реализовать неликвидную готовую продукцию в срок до 8 сентября 2023 г.

Сотрудниками учреждения был проведен анализ рынка зерновых культур и изучены коммерческие предложения. Из представленных по запросу суда документов следует, что по состоянию ни июль 2023 г. потенциальные покупатели выражали готовность приобрести партию пшеницы урожая 2022 г. объемом 200 тонн по цене 8600 рублей, 8500 рублей, 8000 рублей и 5000 рублей за 1 тонну. Наиболее выгодное коммерческое предложение поступило от ООО «Зерновест» о возможности закупки пшеницы по цене 9000 рублей за 1 тонну.

С учетом данного предложения <...> ФИО23. подготовил обоснование для заключения договора, в котором указал, что в связи с падением рыночной цены на зерно пшеницы ниже сложившейся себестоимости поиск потенциальных покупателей не дал положительного результата. 7 июля 2023 г. появилась возможность реализации зерна по цене 9000 рублей за тонну, это ниже его себестоимости, однако исходя из прогноза падения цен на зерно пшеницы урожая 2022 г. в связи с началом уборочной компании 2023 г., возникла необходимость заключения договора поставки зерна с <...>. При заключении договора высвободятся площади для хранения урожая 2023 г.

Приказом УФСИН России по Орловской области от 12 января 2023 г. № 4 «Об организации работы в УСИН России по Орловской области по экспертной оценке проектов государственных контрактов и договоров, планируемых к заключению учреждениями УФСИН России по Орловской области с целью привлечения осужденных к оплачиваемому труду и рассмотрению возможности реализации товарной продукции, произведенной с привлечением осужденных к труду» создана комиссия по экспертной оценке проектов государственных контрактов и договоров, а также утвержден порядок работы указанной комиссии.

В соответствии с требованиями указанного Положения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области 10 июля 2023 г. направило на согласование комиссии проект договора поставки зерна пшеницы урожая 2022 г. в количестве 200 тонн по цене 9000 рублей за 1 тонну.

Комиссия по экспертной оценке проектов государственных контрактов и договоров УФСИН России по Орловской области приняла решение об отказе в согласовании заключения договора, поскольку цена по договору поставки ниже полной себестоимости продукции. 13 июля 2023 г. в адрес ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области направлено сообщение о результатах рассмотрения проекта договора.

Не смотря на отказ в согласовании проекта, 14 июля 2023 г. между <...> (Покупатель) и ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области (Поставщик) в лице начальника Половцева Е.Ю. был заключен договор поставки № 49.23, предметом которого является поставка Покупателю в срок до 31 августа 2023 г. 200 тонн (+/- 10 %) зерна пшеницы урожая 2022 г.

Цена поставляемого товара исчисляется в рублях за 1 тонну и составляет 9000 рублей. Партия товара оплачивается Покупателем на условиях 100 % предоплаты в течение 7 банковских дней с момента выставления счета Поставщиком (п. 5.1. п. 5.2. Договора).

УФСИН России по Орловской области 7 октября 2023 г. вынесен приказ № 95-сп о проведении служебной проверки, создана комиссия для ее проведения, отменены результаты служебной проверки, ранее проведенной ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области.

Согласно заключению о результатах служебной проверки в отношении начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области подполковника внутренней службы Половцева Е.Ю., утвержденному 9 октября 2023 г. <...> ФИО24, в рамках проверки установлен факт заключения начальником учреждения договора без согласования комиссии УФСИН России по Орловской области, что привело к отрицательному финансовому результату, повлекшему возникновение убытков, и причинение материального ущерба. Убыток от реализации зерна пшеницы урожая 2022 г. стал возможен по причине ненадлежащего исполнения начальником ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Половцевым Е.Ю. должностных обязанностей в части несоблюдения приказа УФСИН России по Орловской области от 12 января 2023 г. № 4 «Об организации работы в УСИН России по Орловской области по экспертной оценке проектов государственных контрактов и договоров, планируемых к заключению учреждениями УФСИН России по Орловской области с целью привлечения осужденных к оплачиваемому труду и рассмотрению возможности реализации товарной продукции, произведенной с привлечением осужденных к труду» и финансовой дисциплины. Данным заключением вина начальника учреждения признана установленной, на истца возложена обязанность возместить убытки в размере среднего месячного содержания в сумме 73889 рублей 32 копейки, главному бухгалтеру ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области поручено произвести с Половцева Е.Ю. удержание ущерба.

В ходе проведения служебной проверки от истца были получены объяснения, в которых он указал, что с ноября 2022 г. по июль 2023 г. учреждением велась работа по поиску покупателей на пшеницу урожая 2022 г. по цене выше себестоимости продукции. На момент поиска покупателей цена за килограмм пшеницы в разные периоды составляла от 10 рублей до 6 рублей. С целью минимизации финансовых потерь от реализации зерна, а также освобождения площадей для хранения урожая 2023 г., пшеница урожая 2022 г. была реализована в количестве 204,2 тонны по 9000 рублей.

Половцев Е.Ю. в судебном заседании пояснял, что отказ от заключения договора поставки зерна урожая 2022 г. по цене 9000 рублей за 1 тонну повлек бы более значительные финансовые потери, возможности реализовать сельскохозяйственную продукцию по ее себестоимости у учреждения не было. Указал на отсутствие со стороны комиссии УФСИН России по Орловской области каких-либо предложений, направленных на разрешение сложившейся ситуации.

В УФСИН России по Орловской области судом истребована информация относительно подготовки предложений по реализации зерна урожая 2022 г. в июле 2023 г. по цене более 9000 рублей за тонну. Согласно ответу <...> ФИО25 уволен из уголовно-исполнительной системы, поэтому получить указанные сведения не представляется возможным. Член комиссии по проведению служебной проверки - сотрудник <...> ФИО26 пояснить по существу данного вопроса и представить соответствующие документы не смогла.

Письменный расчет ущерба в материалах служебной проверки в отношении начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области подполковника внутренней службы Половцева Е.Ю. отсутствует.

Как следует из устных объяснений представителя ответчика УФСИН России по Орловской области по доверенности Тимонина В.Л., сумма ущерба была определена следующим образом: 2246760 рублей 59 рублей (сумма затрат по производству зерна в соответствии с плановой калькуляцией) - 1837800 рублей (денежные средства, полученные от реализации пшеницы по договору от 14 июля 2023 г.) = 408960 рублей 59 копеек.

Распоряжением Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области от 12 октября 2023 г. № 57-р с начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области подполковника внутренней службы Половцева Е.Ю. на основании результатов служебной проверки взыскан ущерб в размере среднего месячного денежного довольствия (заработка) - 73889 рублей 32 копейки.

На основании приказа УФСИН России по Орловской области от 21 мая 2024 г. № 106-ле контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с Половцевым Е.Ю. расторгнут.

Привлеченная к участию в деле в качестве специалиста главный бухгалтер ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Шохина О.А. пояснила, что по итогам ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проводимой контрольно-ревизионной группой УФСИН, на складе Центра трудовой адаптации осужденных был выявлен остаток неликвидной сельскохозяйственной продукции урожая 2022 г. Указанное нарушение отмечено в акте ревизии, руководству учреждения установлены сроки для реализации зерна. В данном случае реализация сельскохозяйственной продукции ниже себестоимости была объективно необходима, в противном случае ущерб мог составить более 2000000 рублей (в случае порчи продукции), при этом также реально существовал риск снижения цены. Действительно, планировалось продать зерно за более высокую цену, в плановую калькуляцию закладываются планируемые расходы и затраты, при этом цена реализации не всегда совпадает с плановой калькуляцией. Кроме того специалист отметила, что финансовая деятельность ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области оценивается по итогам года, так как учреждение завершило год с прибылью, от продажи зерна урожая 2022 г. прямого ущерба не было.

Опрошенная судом в качестве специалиста главный экономист Центра трудовой адаптации осужденных ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Филатова С.Н. пояснила, что по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности учреждения, проводимой контрольно-ревизионной группой УФСИН, на складе Центра трудовой адаптации осужденных ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области был выявлен остаток пшеницы урожая 2022 г. Поскольку учреждению установили конкретные сроки для устранения выявленных нарушений, в целях реализации пшеницы урожая 2022 г. она занималась подготовкой документов на согласование комиссии УФСИН по экспертной оценке проектов государственных контрактов и договоров. На приобретение зерна поступило несколько коммерческих предложений, самое выгодное из них - 9000 рублей за одну тонну зерна. Как правило, комиссия согласовывает реализацию сельскохозяйственной продукции на основании представленных учреждением документов, в данном случае отказ в согласовании продажи зерна по предложенной цене был впервые. Вместе с тем, каких-либо предложений относительно реализации сельскохозяйственной продукции урожая 2022 г. от лица комиссии УФСИН России по Орловской области не последовало, вариантов разрешения данного вопроса учреждению не предлагалось. Если бы зерно не было реализовано по предложенной цене, то финансовые потери могли составить около 2000000 рублей. Также специалист указала на наличие объективной необходимости реализации пшеницы урожая 2022 г., так как предложения с более высокой ценой за указанную сельскохозяйственную продукцию отсутствовали. Отметила, что в рассматриваемом случае переносить сроки устранения нарушений для поиска более выгодных коммерческих предложений было экономически нецелесообразно.

Согласно справке ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области в случае отсутствия возможности реализации, а также порчи пшеницы урожая 2022 г., сумма предполагаемого ущерба составила бы 2033330 рублей.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что реализация в июле 2023 г. пшеницы урожая 2022 г. по цене 9000 рублей за 1 тонну по сравнению с себестоимостью продукции (9363 рубля 30 копеек - прогноз, 9259 рублей 30 копеек - факт) обусловлена снижением в 2023 г. цен на зерно, при этом руководителем ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области был выбран наиболее выгодный вариант с самой высокой ценой из всех доступных коммерческих предложений. При отсутствии возможности продажи сельскохозяйственной продукции по более высокой цене, учитывая отклонение комиссией по экспертной оценке проектов государственных контрактов и договоров УФСИН России по Орловской области представленного учреждением на согласование проекта договора поставки без каких-либо конструктивных предложений, а также наличие реальной угрозы снижения стоимости зерна и его порчи, в действиях Половцева Е.Ю. не имеется умышленного причинения ущерба и виновного неисполнения своих должностных обязанностей, а также отсутствует причинно-следственная связь между его действиями и ущербом, о котором указано в заключении о результатах служебной проверки.

Кроме того, внутренними положениями УФСИН России по Орловской области и должностными инструкциями руководителя не урегулирован вопрос, каким образом следовало поступить начальнику учреждения, если анализ рынка показал снижение цен на сельскохозяйственную продукцию урожая прошлого года, стоимость которой ниже калькуляции себестоимости продукции.

ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области представлена информация о прибыли учреждения за 2022 г. и 2023 г. с разбивкой по участкам. В 2022 г. прибыль составила 1918910 рублей, в том числе сельскохозяйственный участок - 600450 рублей, в 2023 г. прибыль составила 2497900 рублей, в том числе сельскохозяйственный участок - 1566330 рублей.

Таким образом, в действиях Половцева Е.Ю. имел место нормальный хозяйственный риск, что в силу ст. 239 Трудового кодекса Российской Федерации является основанием для освобождения от материальной ответственности.

В свою очередь, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика УФСИН России по Орловской области не представлено достаточных доказательств в подтверждение противоправности поведения Половцева Е.Ю., его вины и наличия причинно-следственной связи между действиями начальника учреждения и заявленным в материалах служебной проверки ущербом.

Доводы представителя ответчика о том, что с 2022 г. Половцевым Е.Ю. не предпринимались необходимые меры по реализации зерна, не могут быть приняты во внимание.

Как указывалось выше, на должность начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области истец назначен 20 марта 2023 г. Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в рамках которой было выявлено наличие остатка пшеницы урожая 2022 г. в количестве 200 тонн, проводилась за период с 1 сентября 2022 г. по 1 июня 2023 г. Обстоятельства, препятствовавшие разрешению данного вопроса предыдущим руководителем учреждения, в рамках служебной проверки не выяснялись и не устанавливались.

Также следует учитывать, что Центр трудовой адаптации осужденных ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области осуществляет самостоятельную производственную деятельность на основании договоров, заключаемых с различными учреждениями и организациями, задачей Центра является организация производства, обеспечение занятости осужденных общественно-полезным трудом. Прибыль от деятельности Центра направляется на его развитие и распределяется на основании соответствующих предложений. Бюджетные средства на обеспечение деятельности Центра трудовой адаптации осужденных ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области не поступают, он функционирует за счет доходов от своей деятельности. Довод стороны ответчика о причинении ущерба федеральному бюджету опровергается представленной в материалах расшифровкой финансирования учреждения за 2022 г. и 2023 г.

Прямой действительный ущерб в том значении, которое закреплено ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации (реальное уменьшение наличного имущества работодателя, ухудшение состояния имущества, необходимость произвести затраты или выплаты на приобретение, восстановление имущества) в рассматриваемом случае отсутствует, неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

По указанным основаниям заключение о результатах служебной проверки в отношении начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области подполковника внутренней службы Половцева Е.Ю., утвержденное 9 октября 2023 г. <...> ФИО27 в части возложения обязанности по возмещению убытков от реализации зерна пшеницы урожая 2022 г. в размере среднего месячного заработка в сумме 73889 рублей 32 копейки, следует отменить, а также признать незаконным и отменить вынесенное по результатам служебной проверки распоряжение УФСИН России по Орловской области от 12 октября 2023 г. № 57-р «О взыскании ущерба».

Как следует из справки ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области из денежного довольствия подполковника внутренней службы Половцева Е.Ю. по распоряжению УФСИН России по Орловской области от 12 октября 2023 г. за период 23 октября 2023 г. по 21 мая 2024 г. произведены удержания на общую сумму 44461 рубль 30 копеек.

Поскольку заключение о результатах служебной проверки и распоряжение УФСИН России по Орловской области от 12 октября 2023 г. «О взыскании ущерба» отмены, с ответчика в пользу Половцева Е.Ю. подлежат взысканию удержания, произведенные из денежного довольствия, в сумме 44461 рубль 30 копеек.

Представителем УФСИН России по Орловской области по доверенности Тимониным В.Л. заявлено о пропуске истцом трехмесячного срока исковой давности, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае неполной выплаты при увольнении.

Заключение о результатах служебной проверки истец оспаривает в части возложения она него обязанности по возмещению убытков, при этом из денежного довольствия Половцева Е.Ю. с октября 2023 г. по май 2024 г. производились удержания, следовательно, имела место неполная выплата причитающейся работнику заработной платы. Таким образом, рассматриваемые правоотношения следует отнести к индивидуальному трудовому спору, срок обращения по которому составляет один год.

Исковое заявление Половцева Е.Ю. к УФСИН России по Орловской области о признании незаконным заключения о результатах служебной проверки, распоряжения о взыскании ущерба и возврате удержанных денежных средств, поступило в Мценский районный суд 26 июля 2024 г., то есть в установленные законом сроки.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Половцева Евгения Юрьевича удовлетворить.

Отменить заключение о результатах служебной проверки в отношении начальника Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» подполковника внутренней службы Половцева Евгения Юрьевича, утвержденное 9 октября 2023 г. <...> ФИО28. в части возложения обязанности по возмещению убытков от реализации зерна пшеницы урожая 2022 г. в размере среднего месячного заработка в сумме 73889 рублей 32 копейки.

Признать незаконным и отменить распоряжение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области от 12 октября 2023 г. «О взыскании ущерба».

Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области в пользу Половцева Евгения Юрьевича Дата уроженца <адрес> (<...>) удержания, произведенные из денежного довольствия в период с 23 октября 2023 г. по 21 мая 2024 г., в сумме 44461 рубль 30 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 декабря 2024 г.

Председательствующий Е.В. Журавлева

2-1-945/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Половцев Евгений Юрьевич
Ответчики
УФСИН России по Орловской области
Другие
Тимонин Вадим Леонидович
Казаков Василий Васильевич - руководитель Контрольно-ревизионной группы УФСИН России по Орловской области
ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Судья
Журавлева Е.В.
Дело на странице суда
mcensky.orl.sudrf.ru
26.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2024Передача материалов судье
01.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2024Подготовка дела (собеседование)
20.09.2024Подготовка дела (собеседование)
11.10.2024Подготовка дела (собеседование)
11.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2024Судебное заседание
09.12.2024Судебное заседание
19.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее