ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело № 3а-57/2019
8 апреля 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.,
при секретаре Абзаевой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергеевой Екатерины Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
07 марта 2019 г. Сергеева Е.В. обратилась с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просит установить кадастровую стоимость двух земельных участков, в размере их рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что она является собственником земельного участка, площадью 4 639 кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...> земельного участка площадью 7 407 кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...> На основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> на 01.01.2015 г. определена в размере 5 178 654 рубля 87 копеек, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> на 01.01.2015 г. определена в размере 8 268 656 рублей 31 копейка, что значительно превышает их рыночную стоимость, которая, согласно отчетам об оценке рыночной стоимости, равна 3 023 000 рублей и 4 827 000 рублей соответственно. Кадастровая стоимость земельных участков влияет на размер земельного налога, уплачиваемого истцом.
В судебное заседание административный истец Сергеева Е.В., ее представитель Сенюшин А.Н. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Правительства Республики Бурятия Тришкина Е.С. в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Правительства РБ.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Лубсанова О.Д. в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления.
Ранее направила письменный отзыв, в котором указывает на недостатки отчетов об оценке.
Представитель Администрации города Улан-Удэ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образщом.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ Цыденжапова Л.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд письменный отзыв, из которого следует, что заинтересованное лицо не возражает против удовлетворения иска. Также в письменном отзыве содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя филиала.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Сергеева Е.В. является собственником земельных участков с кадастровым номером <...>, площадью 4 639 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов – занимаемый сооружениями и зданиями ТЭЦ-1, с кадастровым номером <...>, площадью 7 407 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов – занимаемый сооружениями и зданиями ТЭЦ-1.
Постановлением Правительства Республики Бурятия № 2 от 13 января 2016 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленных истцом кадастровых справок, выданных филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 03:24:023201:539 установлена в размере 5 178 654 рубля 87 копеек по состоянию на ...г, с кадастровым номером 03:24:023201:540 установлена в размере 8 268 656 рублей 31 копейка по состоянию на ...г.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от ... № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно частям 2, 3 статьи 24.18 Федерального закона от ... № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 4 данной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 24.15 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчеты об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> от 03 декабря 2018 года, земельного участка с кадастровым номером <...> от 03 декабря 2018 года (далее - отчеты), выполненные ИП Малыгиным М.Н.
Из отчетов следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости города Улан-Удэ, общего состояния рынка земельных участков города Улан-Удэ, исследовал объем предложений объектов продажи земельных участков, а также ценообразующие факторы.
Оценщик использовал информацию газет «Все для Вас», газеты «Из рук в руки», базы данных агентств недвижимости, Интернет ресурсы.
В соответствии с пунктами 12-14 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № 297 от 20 мая 2015 года, оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога – земельные участки, расположенные в черте г. Улан-Удэ.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2015 года равна 3 023 000 рублей, с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2015 г. равна 4 827 000 рублей.
Оценивая отчет по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает его допустимыми доказательствами, поскольку оценка проведена оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом НП «Саморегулируемая организация ассоциация российских магистров оценки.
Оснований не согласиться с указанными отчетами у суда нет, так как проверив приведенные отчеты оценщика, не содержащих в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит их соответствующими требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Вопреки доводам письменного отзыва представителя Управления Росреестра, объект-аналог № 1, также как объект оценки и иные объекты-аналоги, относится к виду разрешенного использования – промназначения. Данное обстоятельство подтверждается скриншотом страницы архива бесплатных объявлений (стр. 79 отчета № РН58-11/18, стр. 77 отчета № РН59-11/18).
Иных доказательств, опровергающих изложенные в отчетах выводы об установлении рыночной стоимости, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату подачи административного искового заявления – 07 марта 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Сергеевой Екатерины Викторовны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 4 639 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...> в размере его рыночной стоимости, равной 3 023 000 рублей, по состоянию на 01.01.2015 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 7 407 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 4 827 000 рублей, по состоянию на 01.01.2015 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 07 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Захаров