<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«16» августа 2022 года село Большая Черниговка
Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Лигостаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Добрышкиной И.П.,
с участием прокурора Егорова А.В.,
Маркиной Л.П. – представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-753/2022 по иску заместителя прокурора Большечерниговского района Самарской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области обязать создать специализированный жилой фонд,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ответчику - Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области о признания бездействия указанного органа местного самоуправления, выразившиеся в длительном непринятии мер по созданию на территории сельского поселения специализированного жилого фонда в виде помещений маневренного фонда, незаконным и обязать совершить определенные действия, а именно создать специализированный жилой фонд в виде помещений маневренного фонда.
В ходе рассмотрения дела прокурор, принимая во внимание то, что ответчик создал специализированный жилой фонд в виде помещений маневренного фонда, уточнил исковые требования и просил суд признать бездействия ответчика, выразившиеся в длительном непринятии мер по созданию специализированного жилого фонда в виде помещений маневренного фонда, незаконным.
Ответчиком заявленные и уточненные прокурором требования не были признаны, при этом ответчик обосновывал позицию по данному делу тем, что к моменту рассмотрения судом заявленных прокурором требований специализированный жилой фонд в виде помещений маневренного фонда был создан.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных прокурором требований по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, согласно Конституции - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Одно из проявлений этого - установление особых социальных прав. В широком смысле к социальным правам относятся все, что обеспечивает человеку достойную жизнь в обществе. При узком подходе к социальным правам относятся прежде всего права в сфере обеспечения человеку уровня определенного материального благосостояния, социальной защиты и обеспечения, охрану жизни и здоровья.
Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходят из того, что создание маневренного жилищного фонда на конкретной территории муниципального образования относится к ведению исполнительных органов местного самоуправления для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений пунктов 3, 6, 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу положений ст. 15 указанного Закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначались для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому административному спору - к компетенции ответчика.
Прокурор может обращаться в суд с заявлением в соответствии со ст. 45 ГПК РФ целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда, рассматриваются судами в порядке гражданского судопроизводства (по правилам ГПК РФ) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям и в пределах таковых.
Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории указанного выше поселения, в ходе которой установлено, что маневренный жилищный фонд на момент проведения проверки отсутствует (представление прокурора от 01.04.2022 года, ответ ответчика, датированный маем текущего года, согласно которому представление прокурора было признано обоснованным и администрацией сельского поселения проводится работа по устранению нарушений жилищного законодательства: разрабатывается нормативно-правовой акт о маневренном жилищном фонде).
Несмотря на то, что Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже длительный период времени регламентируют вопросы создание маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, ответчиком только после внесения акта прокурорского реагирования (представления) были предприняты меры как по утверждению порядка предоставления жилых помещений маневренного фонда, так и включению конкретного жилого помещения в специализированный жилищный фонд, в частности в маневренный фонд (письменный отзыв ответчика, Решение Собрания представителей № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории сельского поселения Глушицкий муниципального района <адрес>», Постановление администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд сельского поселения Глушицкий муниципального района <адрес>», выписка из реестра имущества, фото квартиры).
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что отсутствие маневренного жилищного фонда на территории поселения создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на данной территории и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на исполнительный орган местного самоуправления муниципального образования в силу закона возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения), равно как и судом установлен факт длительного бездействия ответчика, связанного с непринятием им мер по созданию на территории сельского поселения специализированного жилого фонда в виде помещений маневренного фонда.
Таким образом, с учетом изложенного выше, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных прокурором требований, оснований для отказа в удовлетворении уточненного прокурором требования не имеется; несостоятельным является довод ответчика о том, что основанием для отказа в удовлетворении требования прокурора является сам факт создание ответчиком специализированного маневренного фонда к моменту рассмотрения судом настоящего иска.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не были понесены расходы в связи с его рассмотрением. В силу положений налогового законодательства прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить иск прокурора.
Признать бездействие администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области, выразившиеся в длительном непринятии мер по созданию специализированного жилого фонда в виде помещений маневренного фонда, незаконным.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента подготовки решения в окончательной форме через Большеглушицкий районный суд Самарской области.
Решение подготовлено в окончательной форме 16 августа 2022 года
Председательствующий подпись
<данные изъяты>