Дело № 2-1186/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Березовка Пермский край 19 апреля 2016 года
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в составе:
председательствующего судьи Зыковой Е.И.,
при секретаре Рязановой Л.Н.,
с участием помощника прокурора Березовского района Киселевой Т.В.,
представителя ответчика администрации Кляповского сельского поселения Петрова А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Прокурора Березовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кляповского сельского поселения о возложении обязанности по разработке и утверждению схемы водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района обратился в суд к Администрации Кляповского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края с иском о возложении обязанности по разработке и утверждению схемы водоснабжения. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Березовского района установлено, что в собственности Кляповского сельского поселения находятся водопроводные сети в <адрес>, протяженностью 2700 п.м., <адрес>, протяженностью 1800 п.м., <адрес>, протяженностью 1800 п.м., <адрес>, протяженностью 1200 п.м., по которым осуществляется централизованное водоснабжение населения. Вместе с тем установлено, что схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Кляповское сельское поселение» ответчиком не разработана и не утверждена. Прокурор указывает, что организация водоснабжения населения, проживающего на территории Кляповского сельского поселения, относится к полномочиям администрации Кляповского сельского поселения. Также указывает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» органам местного самоуправления было рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31.12.2013 г. Кроме того указывает, что из содержания письма администрации Кляповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что финансовые средства на разработку схемы водоснабжения и водоотведения не предусмотрены. При этом объективных обстоятельств, обусловливающих невозможность ее утверждения или обоснованность бездействия по неутверждению указанной схемы, не имеется. Утверждает, что администрацией Кляповского сельского поселения в нарушение норм действующего законодательства РФ не разработана и не утверждена схема водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования. Также утверждает, что бездействие администрации Кляповского сельского поселения приводит к невозможности планового развития систем коммунальной инфраструктуры, что влечет за собой нарушение прав жителей сельского поселения на гарантированное бесперебойное водоснабжение и поставку качественной питьевой воды. Утверждает, что возложение на ответчика обязанности принять меры по организации водоснабжения граждан, проживающих на территории Кляповского сельского поселения, в части разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения данного муниципального образования – это способ защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор Березовского района в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования по изложенным доводам.
Представитель ответчика Петров А.Л. в судебном заседании исковые требования признал, указав, что в настоящее время принимаются меры по разработке и утверждению схемы водоснабжения.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив представленные письменные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе и организация в границах поселения водоснабжения населения.
Из п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.4 ч.1 ст.6 данного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится и утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно ст.38 указанного Закона развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: 1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; 2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; 3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; 4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. №782 О Схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.3 Правил целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
Согласно п.5 Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также Республики Крым. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
В соответствии со ст.ст.4,6 Закона Пермской области от 10.02.2000 №817-122 «О безопасности питьевой воды» субъектами правоотношений в области питьевого водоснабжения являются, в том числе и органы местного самоуправления муниципальных образований края. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с обеспечением населения безопасной питьевой водой, определяются в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст.ст.8, 14, 15 указанного Закона граждане имеют право: на безопасную питьевую воду. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений Пермского края должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Судом установлено:
В силу статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Уставом Кляповского сельского поселения предусмотрено, что к вопросам местного значения относится и организация в границах поселения водоснабжения населения.
В собственности Кляповского сельского поселения Березовского муниципального района находятся объекты водоснабжения: водопроводная сеть в в <адрес>, протяженностью 2700 п.м., <адрес>, протяженностью 1800 п.м., <адрес>, протяженностью 1800 п.м., <адрес>, протяженностью 1200 п.м., что подтверждается Реестром муниципального имущества Кляповского сельского поселения (л.д. 11-19).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО и ИОИП РД УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, предметом исполнения является: обязать администрацию Кляповского сельского поселения осуществить инвентаризацию водопроводных сетей, участвующих в водоснабжении сельского поселения. Обязать администрацию Кляповского сельского поселения организовать передачу прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения (л.д. 8-10).
Согласно постановлению Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» органам местного самоуправления было рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31.12.2013 г.
Из информации администрации Кляповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что отсутствует утвержденная схема водоснабжения, водоотведения Кляповского сельского поселения, в связи с отсутствием в бюджете поселения средств для осуществления данных мероприятий. В настоящее время указанные схемы разрабатываются специалистом по земельным и имущественным отношениям. Инвентаризация водопроводных сетей по судебному решению от ДД.ММ.ГГГГ не проведена, однако в МП БТИ «Ординского района» и ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» направлены письма с просьбой изготовить техническую документацию по инвентаризации водопроводных сетей Кляповского сельского поселения. Работа в указанном направлении ведется, но ввиду отсутствия финансовых средств в бюджете поселения техническая документация на объекты водоснабжения не получена. Организация, осуществляющая в 2017 г. водоснабжение физических и юридических лиц на территории Кляповского сельского поселения отсутствует. Тариф, по которому водоснабжающей организацией начисляется плата за воду, не установлен (л.д. 7).
В судебном заседании представитель ответчика доказательств разработки и утверждения схемы водоснабжения, не представил.
Довод представителя ответчика об установлении годичного срока для исполнения решения суда суд находит несостоятельным, так как срок, указанный в исковом заявлении, в данном случае является разумным, кроме того, Администрация Кляповского сельского поселения, при принятии достаточных мер, направленных на исполнение решения, не лишена права на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Довод представителя ответчика об отсутствии денежных средств суд находит необоснованным, поскольку отсутствие надлежащего финансирования не освобождает Администрацию Кляповского сельского поселения от исполнения возложенной на нее Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности и не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом
В связи с чем, суд считает, что исковые требования прокурора Березовского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Кляповского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края принять меры по разработке и утверждению схемы водоснабжения и (или) водоотведения муниципального образования «Кляповское сельское поселение Березовского муниципального района Пермского края».
Установить администрации Кляповского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края срок для исполнения решения суда шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.И.Зыкова