Решение по делу № 2-678/2021 от 06.04.2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                                                                                   08 июня 2021 года

           Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Папиной Е.П.,

при секретаре Бичахчян С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-678/2021 по исковому заявлению Кузнецова А.Н. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, возложении обязанности провести обследование жилого дома и принять решение, взыскании судебных расходов,

                                                      УСТАНОВИЛ:

          Кузнецов А.Н. обратился в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, возложении обязанности провести обследование жилого дома и принять решение, взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

В обоснование исковых требований указано, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанный жилой дом был подтоплен в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года, числится в границах чрезвычайной ситуации. Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от дата обезличена номер обезличен и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена, согласно которым указанное жилое помещение было признано подлежащим капитальному ремонту. При этом судом на администрацию Нижнеудинского муниципального образования возложена обязанность в течение 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома и принять по нему решение. дата обезличена комиссия в составе шести человек: Кузьминой Е.С., Залещенок О.В., Алексановой Н.В., Соловьева Е.С., Сарабаховой О.А., Глазуновой Т.М. посетили его жилой дом, осмотрели дом поверхностно, конструктивные элементы дома не осматривали, никакие приборы для обследования конструкций дома не использовали, затем объявили о том, что решение по обследованию дома он получит позже в администрации Нижнеудинского муниципального образования. дата обезличена ему позвонили из администрации Нижнеудинского муниципального образования и предложили забрать документы по обследованию дома. Он получил

акт обследования помещения номер обезличен от дата обезличена, заключение об оценке жилого дома номер обезличен от дата обезличена и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена «О признании помещений непригодными для проживания», согласно п. 1.1 которого его жилой дом признан непригодным для проживания. С указанными ненормативными актами органа местного самоуправления он не согласен, полагает их незаконными, так как они приняты с нарушением порядка принятия заключения, несоответствием выводов комиссии положениям нормативных актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания. Состав членов комиссии, указанный в акте и заключении, не соответствует составу, утвержденному постановлением главы администрации Нижнеудинского муниципального образования, является неполным. К участию в обследовании его дома не привлекались Туров В.М. – начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора в Нижнеудинском районе; Никитина Т.Ф. – начальник ГУП «ОЦТИ-Областное БТИ»; Лобанова Т.Д. – главный специалист Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования; при принятии оспариваемого заключения участия не принимали. Состав комиссии при обследовании жилого дома был неполным. Кроме того, представители государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека при работе комиссии участия не принимали. Согласно акта обследования от 11.02.2021 жилой дом признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания. Ухудшение технического состояния жилого дома вызвано в том числе бездействием собственника и невыполнением своевременно требуемых работ по капитальному ремонту. Однако ранее принятое заключение о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту признано судом незаконным. Кроме того, заключение и акт обследования подтверждают, что фактически процедура инструментального обследования комиссией не проводилась. Акт обследования подтверждает, что им комиссии при посещении дома было предоставлено заключение экспертов ООО «Ленсудэксперт» по обследованию жилого дома, согласно которому аварийное состояние дома является следствием паводка, произошедшего в июне 2019г., однако доводов, опровергающих выводы эксперта, ни в акте, ни в заключении не изложено. Оценка фактического состояния жилого дома на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ №47, не производилась. Заключение межведомственной комиссии сведений о том, что при обследовании производились какие-либо замеры и исследования, лабораторные испытания, не содержит, равно как и не содержит сведений о том, что при обследовании было использовано диагностическое оборудование, осуществлялось исследование на предмет степени повреждений конструкций жилого дома. Он как собственник жилого помещения к работе комиссии не привлекался, о дате и времени заседания комиссии не уведомлялся в нарушение абзаца 5 пункта 7 указанного Положения, согласно которого собственник жилого помещения привлекается к работе комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, создавшими комиссию, что противоречит ст. 15 ЖК РФ. Кроме того, в связи с обращением в суд с настоящим иском, он вынужден был понести судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб., оплаты услуг адвоката за составление искового заявления и представление его интересов в судебных заседаниях в качестве представителя в сумме 15000 руб. Просил признать незаконными заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования, №02 от 11.02.2021 и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования №131 от 15.02.2021 «О признании помещений непригодными для проживания» в части пункта 1.1. в отношении жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с целью оценки указанного жилого помещения требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и принять по нему решение. Взыскать с администрации Нижнеудинского муниципального образования в его пользу судебные расходы в сумме 15 300 руб. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

          Согласно определению Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области».           Истец Кузнецов А.Н. и его представитель Кузьмина Е.Б. просили рассмотреть дело в их отсутствие.

          Представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Овчинникова С.И. направила возражение на исковое заявление, в котором указала, что состав межведомственной комиссии компетентен; решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, которая не обязана назначать дополнительные обследования и испытания, это право комиссии, которым она может воспользоваться по своему усмотрению. Выводы заключения ООО «Ленсудэксперт» не противоречат выводам межведомственной комиссии. Заключением ООО «Ленсудэксперт» не исключен физический износ как причина возникновения аварийного состояния дома. Акт и заключение полностью соответствуют форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Заявленную истцом сумму судебных расходов на оплату услуг представителя полагала чрезмерной. Просила в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в её отсутствие.

          Представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Григорьева К.К. направила возражение на исковое заявление, в котором указала, что предоставление социальной выплаты носит исключительно заявительный порядок, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Просила отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

           Представитель третьего лица Министерства строительства Иркутской области Хансивирова Е.Н. направила возражение на исковое заявление, в котором указала, что ГКУ «Служба заказчика Иркутской области» 4 декабря 2019 года Кузнецову А.Н. выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения номер обезличен-с. В соответствии с платежными поручениями от 28.01.2020 №38413, от 25.11.2020 №1313544 Кузнецову А.Н. перечислена социальная выплата в размере 211200 руб. В случае несогласия с решением межведомственной комиссии, решением органа местного самоуправления, принятым по итогам работы межведомственной комиссии, гражданин вправе обжаловать их в установленном порядке. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

          Представитель третьего лица ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» Наезжая Л.В. просила рассмотреть дело в отсутствие.           Представитель третьего лица ОГКУ «Управление Социальной защиты населения по Нижнеудинскому району Иркутской области» Качанов С.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

           Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в силу ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих требований и возражений.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

В соответствии с ч. 4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию (абз. 5 п. 7 Положения).

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Пунктом 44 Положения определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, включающая в себя:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии (п. 47 Положения).

В случае обследования помещения комиссия составляет                                       в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 указано, что при рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в пункте 7 Положения, - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций. Кроме того, выяснять производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

         При этом обязанность по доказыванию законности оспариваемых заключения и постановления возлагается на принявший их орган.

Из исследованных в судебном заседании материалов гражданского дела №2-1738/2020 по иску Кузнецова А.Н. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и постановления о признании помещения подлежащим капитальному ремонту, возложении обязанности произвести обследование жилого дома, видно, что Кузнецов А.Н. является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, согласно дубликата договора дарения от 13.11.1985. Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 07.12.2020 исковые требования удовлетворены. Суд решил: признать незаконным заключение межведомственной комиссии номер обезличен от 31.07.2019 о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту. Признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования №1133 от 02.08.2019 о признании помещений подлежащими капитальному ремонту в части п. 1.47 жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и принять по нему решение.

      Согласно свидетельству, удостоверяющему право гражданина на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения номер обезличен от 04.12.2019 оно выдано Кузнецову А.Н. о том, что он имеет право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 211200 руб.

            ГКУ ИО «Служба заказчика Иркутской области» перечислило Кузнецову А.Н. социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения согласно платежного поручения №38413 от 28.01.2020 в сумме 105600 руб., согласно платежного поручения №1313544 от 25.11.2020 в сумме 105600 руб.

Согласно акту обследования помещения номер обезличен от 11.02.2021 межведомственная комиссии, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен «Об утверждении состава комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда», в составе исполняющего обязанности председателя комиссии Е.С. Кузьминой – начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования и членов комиссии: секретаря комиссии Залещенок О.В. – главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации Нижнеудинского муниципального образования; Алексановой Н.В. – главного специалиста отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования; Соловьева Е.С. – заместителя начальника ОНД ПР по Нижнеудинскому району; Сарабаховой О.А.– советника территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Службы государственного жилищного надзора Иркутской области; Глазуновой Т.М. – специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Нижнеудинском районе; произвела обследование указанного жилого помещения по решению Нижнеудинского городского суда от 07.12.2020, указав, что в результате визуального осмотра с фиксированием на камеру мобильного телефона наблюдается нарушение наружной обшивки здания (поражение досок обшивки гнилью). Наружные стены из бруса, наблюдается искривление горизонтальных линий фасада, перекос дома и крены. Оконные и дверные блоки – деревянные, имеют многочисленные повреждения, перекос рам, повреждения гнилью, многочисленные трещины, щели в притворах. Наблюдается прогиб полов с уклоном в сторону несущих стен. Стены и потолок отделаны ДВП, наблюдается коробление и деформации листов ДВП. Выявлены загрязнения и обрывы обоев. Окрасочный слой потолка имеет многочисленные повреждения, загрязнения. Выявлены трещины кирпичной печи, частичное отпадение штукатурного слоя, сколы. Крыша четырехскатная, покрытие кровли – асбестоцементные волнистые листы (шифер), имеются дефекты, сколы, отставание листов шифера от деревянного основания, частичное повреждение конька крыши, водосток частично организован. На момент осмотра жилой дом не отапливаемый. Здание имеет сильный физический износ, работы по капитальному ремонту здания на протяжении длительного времени собственником не производились. Согласно представленному собственником заключению строительно-технической экспертизы номер обезличен от 12.10.2020, выполненному ООО «Ленсудэксперт» по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, жилой дом находится в аварийном состоянии, требуется произвести работы по полному демонтажу здания. Предполагаемые причины дефектов и повреждений: температурно-влажностное воздействие окружающей среды, физический износ и старение материалов, затопление по причине паводка в июне 2019г. Жилое помещение находится в границах чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года, согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019 №956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования», однако на момент обследования признаков паводка не выявлено, в связи с чем определить причинно-следственную связь между паводком, произошедшим в 2019г. и имеющимися дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания межведомственной комиссии не представляется возможным.

В акте обследования помещения номер обезличен от 11.02.2021 в графе сведения о несоответствиях, установленных требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия указано: ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Ухудшение технического состояния жилого дома вызвано в том числе бездействием собственника и не выполнением своевременно требуемых работ по капитальному ремонту здания.

В качестве рекомендаций межведомственной комиссии и предлагаемых мер, которые необходимо принять для создания нормальных условий для постоянного проживания указано, что ввиду сильного физического износа жилого дома мероприятия по приведению жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, к требованиям СП55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» и раздела 6 СП14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах» экономически нецелесообразны, так как потребуют усиление, либо полную замену несущих конструкций.

В акте обследования помещения номер обезличен от дата обезличена в графе заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения указано о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Согласно заключению номер обезличен от 11.02.2021 Межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Согласно п. 1.1. Постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования №131 от 15.02.2021 «О признании помещений непригодными для проживания» признаны непригодными для проживания жилые помещения, в т.ч. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.

Доводы истца о том, что состав членов комиссии не соответствовал составу, утвержденному правовыми актами администрации Нижнеудинского муниципального образования, суд находит заслуживающими внимания.

Так, Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создана, и состав комиссии утвержден постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 06.10.2020г. № 1520: Маскаев Ю.Н. – первый заместитель главы Нижнеудинского муниципального образования – председатель комиссии; Залещенок О.В. – главный специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации Нижнеудинского муниципального образования – секретарь комиссии; члены комиссии: Лобанова Т.Д. – главный специалист Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования – исполняющий обязанности секретаря комиссии в его отсутствие; Алексанова Н.В.– главный специалист отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования; Никитина Т.Ф. – начальник областного подразделения ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» территориального отдела по г. Нижнеудинску и Нижнеудинскому району; Туров В.М. – начальник территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Нижнеудинском районе; Сарабахова О.А. – советник территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, государственный жилищный инспектор Иркутской области; Толкачев В.А. – старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнеудинскому району ГУ МЧС России по Иркутской области, лейтенант внутренней службы. Обязанности председателя комиссии в его отсутствие возлагаются на начальника отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования. Обязанности членов комиссии в их отсутствие возлагаются на должностных лиц, временно их замещающих.

         Никитина Т.Ф. – начальник областного подразделения ОГУП «ОЦТИ- Областное БТИ» территориального отдела по г. Нижнеудинску и Нижнеудинскому району, Туров В.М. – начальник территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Нижнеудинском районе, входившие в утвержденный состав комиссии, к участию в обследовании спорного жилого дома не привлекались, при принятии оспариваемого заключения участия не принимали. Документов, подтверждающих возложение обязанности членов комиссии в их отсутствие на должностных лиц, временно их замещающих, не представлено.

        Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что состав членов комиссии не соответствовал составу, утвержденному постановлением главы администрации муниципального образования. Кроме того, представители государственного контроля и надзора в сферах                                  санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности при работе комиссии участия не принимали, следовательно, доводы истца о некомпетентности состава комиссии также заслуживают внимания.

         Указанное свидетельствует о нарушении процедуры признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленной настоящим Положением.

        Сведений о том, как производился осмотр дома, проверка его фактического состояния (состояние строительных конструкций и жилого дома в целом, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов) акт не содержит.

Администрацией Нижнеудинского муниципального образования не представлено доказательств того, что межведомственная комиссия в полном составе проводила осмотр дома.

Заключение межведомственной комиссии сведений о том, что при обследовании производились какие-либо замеры и исследования, лабораторные испытания не содержит, равно как и не содержит сведений о том, что при обследовании было использовано диагностическое оборудование, осуществлялось исследование на предмет степени повреждений конструкций жилого дома, заключения экспертов проектно-изыскательных и специализированных организаций в отношении жилого помещения не истребовались и не учитывались.

         Согласно представленного истцом заключения строительно-технической экспертизы номер обезличен от 12.10.2020, выполненного ООО «Ленсудэкспер», по результатам обследования спорного жилого дома установлено: отсутствует часть фундамента в результате воздействия воды во время затопления. Просадка фундамента, наличие трещин, разрушений фундамента в результате затопления; деформация пола 1-го этажа и перекрытия дома; частичное разрушение конструкций подполья; дефекты и отсутствие отделки стен, полов и потолка дома в результате затопления. Отсутствие отмостки. Объект находится а аварийном состоянии и требуется произвести работы по полному демонтажу.

         Основания сомневаться в достоверности и объективности указанного заключения у суда отсутствуют, оно содержит подробное описание объекта исследования, выводы специалиста мотивированы. Суд также учитывает, что представленное заключение составлено по результатам осмотра дома в октябре    2020 года, когда последствия наводнения могли проявиться в большей степени, в т.ч. в связи с просадкой грунта, процессом гниения, в связи с чем указанное заключение является достоверным и объективным.

          Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит установленным, что процедура оценки жилого помещения и заключения межведомственной комиссии не соответствуют нормативным правовым актам, поскольку специальные замеры конструкций дома комиссией не проводились, осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения специальных измерительных приборов и приспособлений, предметом исследования межведомственной комиссии являлся лишь акт осмотра, составленный по результатам обследования.

Приложением №2 к указанному Положению установлена форма, которой должен соответствовать акт обследования жилого дома. Согласно данной форме в акте обследования жилого дома приводится оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований.

Так, в силу п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом приводится оценка степени категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

При этом специалисты, эксперты не приглашались, в акте отсутствует описание состояния жилого помещения, инженерных систем здания, отсутствуют сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описания конкретного несоответствия.

Кроме того, в соответствии с абз. 5 п. 7 Положения (в ред. от 21.08.2019) собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. В материалах дела сведения о соблюдении ответчиком данного требования отсутствуют.

Исходя из бремени доказывания, законность оспариваемых заключений межведомственной комиссии подлежит доказыванию ответчиком, вместе с тем таких доказательств им в суд представлено не было, о проведении по делу судебной строительно-технической экспертизы им не заявлялось. Доводы представителя ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Овчинниковой С.И. в возражении на исковое заявление о законности оспариваемых заключения межведомственной комиссии и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования суд находит несостоятельными.

Из вышеизложенных нормативных положений следует, что одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке. Указанное, однако, не означает наличие у суда возможности дачи самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.

Принятие судебного решения о признании соответствующих заключений и постановления незаконными влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения. При этом суд вправе возложить на уполномоченный орган обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям. При этом суд не вправе предрешать выводы компетентного органа.

В соответствии с положениями статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

         При таких обстоятельствах исковые требования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования, №02 от 11.02.2021 и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования №131 от 15.02.2021 «О признании помещений непригодными для проживания» в части пункта 1.1. в отношении жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

             Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

              В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам; расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

          В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

         Согласно п. 1 соглашения №073 от 15.04.2021 Доверитель Кузнецов А.Н. поручает, а Адвокат Кузьмина Е.Б. принимает на себя обязанность оказать Доверителю в объеме и на условиях, установленных настоящим соглашением, юридическую помощь в виде составления искового заявления в суд о признании незаконными решения органа самоуправления в отношении жилого дома Доверителя, обязании произвести повторное обследование жилого дома, взыскании судебных расходов, представительство в суде первой инстанции; согласно п. 3 соглашения гонорар Адвоката, являющийся вознаграждением за оказание юридической помощи по настоящему соглашению, устанавливается в размере 15 000 руб., Доверитель выплачивает Адвокату вознаграждение единовременно при подписании настоящего соглашения путем внесения денежных средств в кассу Адвоката.

Согласно квитанции Адвокатского кабинета Кузьминой Е.Б. к приходному кассовому ордеру №104 от 15.03.2021 принято от Кузнецова А.Н. <данные изъяты> руб. на основании соглашения номер обезличен от 15.03.2021.

        Учитывая характер спора, цену иска, сложность и исход дела, принцип разумности, ценность защищаемого права, объем оказанной представителем юридической помощи, суд находит разумными судебные расходы истца за оказание юридических услуг по составлению искового заявления в размере 5 000 руб. В удовлетворении требования истца о взыскании с администрации Нижнеудинского муниципального образования судебных расходов в размере 10 000 руб. суд считает необходимым отказать.

        Согласно чека-ордера ПАО Сбербанк Иркутского городского отделения №8586/306 от 31.03.2021 Кузнецовым А.Н. оплачена государственная пошлина в сумме 300 руб.

        Требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в сумме 300 руб. не подлежит удовлетворению в силу ч. 19 ст. 333.36 НК РФ, согласно которой органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд по просьбе истца может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя.

           Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не находит.          На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Исковое заявление Кузнецова А.Н. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, возложении обязанности провести обследование жилого дома и принять решение, взыскании судебных расходов – удовлетворить частично.

          Признать незаконными заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования, №02 от 11.02.2021 и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования №131 от 15.02.2021 «О признании помещений непригодными для проживания» в части пункта 1.1. в отношении жилого дома по адресу: <адрес обезличен>.

          Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с целью оценки указанного жилого помещения требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и принять по нему решение.

          Взыскать с администрации Нижнеудинского муниципального образования в пользу Кузнецова А.Н. судебные расходы в сумме 5 000 руб.

          В удовлетворении требования Кузнецова А.Н. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о взыскании судебных расходов в сумме 10 300 руб. отказать.

          Решение может быть обжаловано в Иркутской областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий                                                  Е.П. Папина

Решение в окончательной форме принято 15.06.2021

2-678/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Александр Николаевич
Ответчики
Администрация Нижнеудинского МО
Другие
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"
Кузьмина Елена Борисовна
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Папина Елена Петровна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2021Передача материалов судье
09.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2021Судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее