ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Стрельцов С.Н.
Докладчик Амбарцумян Н.В. Дело № 33а-1596/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«16» мая 2022 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Долбнина А.И.
судей Киселевой О.М., Амбарцумян Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Азовцевой Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи в городе Липецке административное дело №2а-367/2022 по апелляционной жалобе административного истца Попова Анатолия Анатольевича на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 16 марта 2022 года, которымпостановлено:
«Попову Анатолию Анатольевичу в удовлетворении иска к начальнику отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области Кавериной Наталье Николаевне, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области об оспаривании действий (бездействия) отказать».
Заслушав доклад судьи Амбарцумян Н.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Попов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области Кавериной Н.Н., указывая, что по приговору суда он отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области. 17.01.2022 он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил предоставить ему справку об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания. Ответчик отказал ему в предоставлении указанной справки. Отказ является незаконным и нарушающим его права на получение информации. Просил признать незаконным отказ ответчика о предоставлении ему справки об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания, а также признать за ним право на получение денежной компенсации.
Определением Елецкого городского суда Липецкой области от 28.01.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
В судебном заседании 15.02.2022 Попов А.А. частично изменил исковые требования, просил признать незаконным отказ ответчика о предоставлении ему справки об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания, а также взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Определением Елецкого городского суда Липецкой области от 15.02.2022 частичное изменение исковых требований Попова А.А. было принято к производству суда, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам гражданского судопроизводства, определенным нормами ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчиков были привлечены ФСИН России и УФСИН России по Липецкой области.
В судебном заседании 02.03.2022 года Попов А.А. отказался от иска в части требований о взыскании компенсации морального вреда.
Определением Елецкого городского суда Липецкой области от 02.03.2022 года был принят отказ Попова А.А. от иска к начальнику отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области Кавериной Н.Н., ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области в части требований о взыскании компенсации морального вреда, производство по делу в указанной части было прекращено. Определением суда (протокольно) 02.03.2022 ФСИН России и УФСИН России исключены из числа третьих лиц по делу, в связи с частичным отказом истца от иска.
В судебном заседании Попов А.А. поддержал исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно объяснил, что 17.01.2022 он обратился к начальнику отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области Кавериной Н.Н. с заявлением, в котором просил предоставить ему письменную справку об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания. Каверина Н.Н. отказала ему в предоставлении такой справки. Отказ является незаконным. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством он имеет право на получение информации, в том числе в виде запрошенной справки. Отказ в предоставлении справки нарушает его права на получение информации. Просил удовлетворить иск в полном объеме.
Начальник отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области Каверина Н.Н., представитель административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области по доверенности Болотова И.В. иск не признали. Объяснили, что отдел специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами УИК РФ, приказа МЮ РФ от 15.08.2007 №161-дсп, приказа МЮ РФ от 16.12.2016 №295. Согласно п. 31 приказа МЮ РФ от 23.06.2005 №94-дсп личному делу осужденного присваивается гриф «Для служебного пользования», документы, хранящиеся в личном деле, являются неотъемлемой частью личного дела и имеют гриф ДСП. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки, при этом в личное дело вкладывается копия ответа. В случае отказа заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного. Сотрудники отдела специального учета исправительного учреждения ведут прием осужденных. Во время прием осужденных им объявляется под их личную подпись, куда и когда направлены жалобы, заявления и предложения. Осужденным даются разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции отдела специального учета. Попов А.А. был ознакомлен лично под роспись со всей входящей корреспонденцией, поступившей на его имя. Иной корреспонденции поступившей в адрес истца и не врученной ему не имеется. Согласно п. 37 приказа МЮ РФ от 15.08.2007 №161-дсп при необходимости работники спецотдела знакомят осужденного с содержанием имеющихся в личном деле на него копий приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик. Ознакомление осужденного с материалами личного производится прочтением вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки из этих документов под контролем сотрудника спецотдела. Обязанность сотрудников спецотдела выдавать осужденным справки о входящей и исходящей корреспонденции из личного дела законодательством не предусмотрена. Попов А.А. вправе ознакомиться с интересующей его информацией путем ознакомления с материалами личного дела, о чем истцу было разъяснено в письменном ответе на его заявление. Таким образом, письменный ответ истцу на его заявление от 17.01.2022 является законным. На основании изложенного просили отказать Попову А.А. в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец Попов А.А. просил решение Елецкого городского суда Липецкой области от 16.03.2022 года изменить, признать отказ в предоставлении ему информации об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период его отбывания наказания незаконным, обязать ответчика предоставить ему указанную информацию.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области по доверенности Болотова И.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила суд решение Елецкого городского суда Липецкой области от 16 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Попова А.А. без удовлетворения.
Начальник отдела ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области Каверина Н.Н. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Выслушав административного истца Попова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области по доверенности Болотову И.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суд первой инстанции.
Согласно п.2 ч.2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Определением Елецкого городского суда Липецкой области от 02.03.2022 года был принят отказ Попова А.А. от иска к начальнику отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области Кавериной Н.Н., ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области в части требований о взыскании компенсации морального вреда, производство по делу в указанной части было прекращено, принимая во внимание характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что имеются основания для перехода к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ч.1,2,4 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно ч.ч. 1, 4, 10 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.ч.1-3, 5 ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.
Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст. 9 указанного Федерального закона).
Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Пунктами 1,2,6 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Согласно п. 31 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 23.06.2005 №94-дсп личному делу осужденного присваивается гриф «Для служебного пользования», документы, хранящиеся в личном деле, являются неотъемлемой частью личного дела и имеют гриф ДСП. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки, при этом в личное дело вкладывается копия ответа. В случае отказа заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного. Сотрудники отдела специального учета исправительного учреждения ведут прием осужденных. Во время приема осужденных им объявляется под их личную подпись, куда и когда направлены жалобы, заявления и предложения. Осужденным даются разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции отдела специального учета.
В силу п. 37 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 15.08.2007 №161-дсп при необходимости работники спецотдела знакомят осужденного с содержанием имеющихся в личном деле на него копий приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик. Ознакомление осужденного с материалами личного производится прочтением вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки из этих документов под контролем сотрудника спецотдела.
Обязанность сотрудников спецотдела выдавать осужденным справки о входящей и исходящей корреспонденции из личного дела законодательством не предусмотрена.
Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно п. 13 указанных Правил осужденные имеют право:
получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания;
обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации ИУ или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления…
В силу п. 34 Правил личный прием осужденных осуществляется администрацией ИУ (по графику).
Каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных.
Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (п. 62, 67 Правил).
Из материалов дела следует, что Попов А.А. по приговору суда отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
В период отбывания наказания Попов А.А. неоднократно обращался с заявлениями в различные государственные органы.
17.01.2022 Попов А.А. обратился в отдел специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области с заявлением, в котором просил предоставить ему справку об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания.
17.01.2022 года ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области был дан ответ на обращение Попова А.А. №48/ТО/2/4/8 за подписью начальника отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области Кавериной Н.Н. о том, Попов А.А. под роспись был ознакомлен с поступившими ответами на его обращения, ответы на его обращения хранятся у него в связи с тем, что от него не поступало заявление об отказе от хранения. Истцу было предложено ознакомиться с номерами входящей и исходящей на его имя почтовой корреспонденции, имеющейся в его личном деле, на личном приеме. Кроме того, Попову А.А. было разъяснено, что обязанность выдачи исправительным учреждением справок о входящей и исходящей корреспонденции законодательством не предусмотрена.
Как следует из материалов личного дела осужденного Попова А.А., он был ознакомлен лично под роспись со всей входящей корреспонденцией, поступившей на его имя.
Отказывая в заявленных требованиях, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Попов А.А. имеет право на получение информации об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания, а на администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области лежит соответствующая обязанность. Запрошенная истцом информация может быть предоставлена административному истцу по усмотрению администрации исправительного учреждения любым из возможных способов: устно, письменно либо путем предоставления истцу возможности ознакомления с материалами его личного дела. Однако, доводы Попова А.А. о том, что ответчики обязаны предоставить ему информацию об отправленной и входящей корреспонденции за весь период отбывания наказания исключительно в письменном виде являются ошибочным, поскольку действующее законодательство не возлагает на администрацию исправительного учреждения обязанность предоставления истцу запрошенной информации в виде письменной справки, в том варианте, который запрашивает административный истец. При этом, отказ истцу в предоставлении запрошенной информации не имел место быть, поскольку в письменном ответе от 17.01.2022 Попову А.А. было предложено ознакомиться с информацией об отправленной и входящей корреспонденции путем ознакомления с материалами личного дела. Таким образом, предусмотренные действующим законодательством права Попова А.А. на получение информации не были нарушены.
Каких-либо неправомерных действий, которыми бы нарушались права административного истца, административными ответчиками не допущено.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что административный истец не указал, какие конкретно неблагоприятные последствия для него возникли вследствие предоставления ему информации в том порядке, которая регламентирована законом, так же истец не привел мотивов, которые повлекли бы за собой неблагоприятные правовые последствия в виде нарушения прав административного истца. При этом доводы Попова А.А. по факту нарушения его прав и законных интересов носят декларативныйхарактер, сводятся к констатации факта не выдаче ему справки в виде отдельного документа об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания, без конкретизации и раскрытия сути допущенных, по мнению Попова А.А. нарушений.
Принимая во внимание, что условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии необходимой для удовлетворения административных исковых требований Попова А.А. совокупности обстоятельств.
Вопреки доводам жалобы районным судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу и установления фактических обстоятельств, указанные доводы являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елецкого городского суда Липецкой области от 16 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Попова Анатолия Анатольевича без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16.05.2022 года.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)