Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г. Магнитогорск
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего Шапошниковой О. В.
при секретаре Минцизбаевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г.Магнитогорска к Омельяненко ОС, Омельяненко ЕА об изъятии жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением, по иску Омельяненко ЕА к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г.Магнитогорска, администрации г.Магнитогорска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма
У С Т А Н О В И Л :
Комитет по управлению имуществом и земельными отношениям администрации г. Магнитогорска (КУИиЗО администрации г.Магнитогорска) обратился в суд с иском к Омельяненко О.С., Омельяненко Е.А. и (с учетом уточненных исковых требований) просил изъять для муниципальных нужд г. Магнитогорска жилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый №, путем предоставления взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В обоснование иска указано, что Постановлением администрации г.Магнитогорска от 18.07.2016 г. многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г.Магнитогорска от 13.01.2023 принято решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом, для муниципальных нужд. Собственниками квартиры по адресу: <адрес> является Омельяненко О.С. и Логейко Е.Ю. в 1/3 доле и 2/3 долях соответственно. Администрацией г.Магнитогорска было предложено Омельяненко О.С. и Логейко Е.Ю. было предложено жилое помещение: трехкомнатная квартира, площадью 60 кв.м, собственники обратились в суд с требованием о предоставлении отдельных жилых помещений. Решением Правобережного районного суда г.Магнитогорска от 20 июня 2023 г. на КУИиЗО администрации г.Магнитогорска была возложена обязанность предоставить Омельяненко О.С. и Логейко Е.Ю. отдельные жилые помещения, в том числе Омельяненко О.С. однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 19,3 кв.м. Омельяненко О.С. оказывается подписать соглашение о предоставлении взамен изымаемого помещения квартиры <адрес>. Просят прекратить право пользования Омельяненко О.С. на изымаемое жилое помещение, признать за ней право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, признать Омельяненко О.С. и Омельяненко Е.А. утратившими право пользования жилым помещением.
Омельяненко Е.А. обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г.Магнитогорска, администрации г.Магнитогорска, в котором просил возложить на ответчиков обязанность предоставить Омельяненко Е.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью 33 кв.м, указав в обоснование иска, что проживал совместно с матерью Омельяненко О.С. в квартире по адресу: <адрес>, проживал в отдельной комнате, в предоставляемом жилом помещении жиля площадь составляет 8 кв.м, он не имеет возможности проживать в квартире, не имеет жилого помещения для проживания, считает, что имеет право на предоставление квартиры, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебных заседаниях представитель истца КУИиЗО администрации г.Магнитогорска, ответчика по требованиям Омельяненко Е.А. администрации г.Магнитогорска Веденеева Ю.В., действующая на основании доверенностей от 15.05.2023, от 10.05.2023, поддержала заявленные исковые требования, исковые требования Омельяненко Е.А. не признала, пояснила, что обязанность по предоставлению однокомнатной квартиры была возложена решением суда, Омельяненко О.С. обращалась в суд с заявлениями о разъяснении решения, определением суда было разъяснено, что необходимо предоставить квартиру, площадью не менее 19,8 кв.м, предложенная квартира эти требованиям соответствует. Просила исковые требования удовлетворить, в удовлетворении требований Омельяненко Е.А. отказать, считает, что отсутствуют основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Ответчик Омельяненко О.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что является собственником 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>, они с сыном проживали в комнате, площадью 12 кв.м, ей предлагают квартиру, жилой площадью 8 кв.м, в квартире не разделения на комнату и коридор, проживать вместе с сыном в квартире невозможно, считает, что ей должны предоставить квартиру, соответствующую по жилой площади, либо предоставить отдельную квартиру её сыну Омельяненко Е.А.
Представитель ответчика Басиров С.Л., действующий на основании устного заявления, в судебном заседании поддержал исковые требования Омельяненко О.С., считает, что в требованиях КУИиЗО администрации г.Магнитогорска следует отказать, так как предоставляемое жилое помещение не является неравноценны, Омельяненко Е.А. как члену семьи собственника жилого помещения следует предоставить квартиру по договору социального найма.
Ответчик ( истец по встречному иску) Омельяненко Е.А. в судебном заседании поддержал свои исковые требования, пояснил, что не имеет возможности вселиться в предоставленную квартиру, не имеет жилого помещения для проживания, пытался встать на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, у него не прияли документы в МФЦ.
Третье лицо Логейко Е.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что у неё в собственности находилось 2/3 доли квартиры по адресу: <адрес>, на основании решения суда ей должны предоставить двухкомнатную квартиру, предложенная квартира её устраивает, но до настоящего времени в собственность ей не передана.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение помощника прокурора Ленинского района г.Магнитогорска Чичилановой Е.Е. о наличии оснований для удовлетворения иска КУИиЗО администрации г.Магнитогорска, исследовав доказательства, суд пришел к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению, в удовлетворении иска Омельяненко Е.А. следует отказать.
При рассмотрении дела судом установлено, что трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 57,9 кв.м принадлежала на праве собственности Логейко Е.Ю. в размере 2/3 доли, Омельяненко О.С. в 1/3 доле. Догейко Е.Ю. занимала в квартире две комнаты, Омельяненко О.С. одну изолированную комнату, площадью 12 кв.м. Ответчик (истец по встречному иску) Омельяненко Е.А. проживал совместно с матерью в спорной квартире, зарегистрирован в квартире по месту жительства.
На основании заключения межведомственной комиссии, постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области № 8580-П от 18 июля 2016 года многоквартирный <адрес> А по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области № 192-П от 13 января 2023 г., земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, а также находящиеся в частной собственности жилые помещения в многоквартирном доме по указанному адресу, расположенном на земельном участке, изъяты для муниципальных нужд, собственникам жилых помещений направлены уведомления с предложением заключить соглашение об изъятии жилого помещения и предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого. Уведомления направлялись собственникам 19 января 2023 г.
Как следует из представленных суду документов собственникам спорного жилого помещения Омельяненко О.С. и Логейко Е.Ю. было предложено взамен аварийного жилого помещения трехкомнатная квартира, площадью 60 кв.м. Омельяненко О.С. и Логейко Е.Ю., не являющиеся членами одной семьи обратились в суд с исковым заявлением о предоставлении отдельных жилых помещений.
Решением Правобережного районного суда г.Магнитогорска от 20 июня 2023 г., вступившим в законную силу, на КУИиЗО администрации г.Магнитогорска возложена обязанность по предоставлению Омельяненко О.С. взамен аварийного жилья однокомнатной квартиры, Догейко Е.Ю. двухкомнатной квартиры. Определением Правобережного районного суда г.Магнитогорска от 2 ноября 2023 г. разъяснено указанное решение суда, указано, что на КУИиЗО администрации г.Магнитогорска возложена обязанность предоставить Омельяненко О.С. однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 19,3 кв.м, Логейко Е.Ю. двухкомнатную квартиру, общей площадью не менее 38,6 кв.м. Омельяненко О.С. также обращалась в Правобережный суд г.Магнитогорска с иском о возложении обязанности предоставить квартиру, жилой площадью не менее 13,8 кв.м, определением суда производство по данным исковым требованиям было прекращено на основании абз.3 ст.220 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что КУИиЗО администрации г.Магнитогорска Омельяненко О.С. предложено заключить соглашение о предоставлении взамен изымаемого аварийного помещения в собственность однокомнатной квартиры, общей площадью 23,5 кв.м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <адрес> Омельяненко О.С. от получения данного жилого помещения отказалась (л.д.17,20), в связи с чем КУИиЗО администрации г.Магнитогорска обратилсь в суд с настоящим иском. Омельяненко Е.А. при рассмотрении исковых требований Омельяненко О.С., Логейко Е.Ю. Правобережным районным судом г.Магнитогорска участия не принимал, с какими-либо заявлениями о предоставлении жилого помещения в администрацию г.Магнитогорска не обращался, предъявил встречные исковые требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма после привлечения к участию в деле.
При разрешении заявленных требований суд исходит из следующего:
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам 11 Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Как следует из материалов дела собственники изымаемого жилого помещения выбрали способ обеспечения их жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения. При этом Омельяненко О.С., Логейко Е.Ю. обратились в суд с исковыми требованиями о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения. Решением суда требования Омельяненко О.С. были удовлетворены, принято решение о предоставлении отдельного жилого помещения - однокомнатной квартиры, общей площадью не менее 19,3 кв.м. КУИиЗО администрации г.Магнитогорска предоставляет Омельяненко О.С. жилое помещение, соответствующее требованиям закона и решению суда. Из технического паспорта на квартиру по адресу: <адрес> следует, что общая площадь однокомнатной квартиры составляет 23,5 кв.м, данное жилое помещение является благоустроенным, находится в пределах территории г.Магнитогорска.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Учитывая, что решением Правобережного районного суда г.Магнитогорска от 20 июня 2023 г. с учетом определения о разъяснении решения суда, установлены характеристики жилого помещения, которое КУИиЗО администрации г.Магнитогорска обязано предоставить Омельяненко О.С., при этом вопрос об изъятии аварийного жилого помещения разрешен не был, суд считает, что исковые требования КУИиЗО администрации г.Магнитогорска об изъятии у Омельяненко О.С. 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес> путем предоставления другого жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности подлежат удовлетворению.
Суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Омельяненко Е.А. о возложении на КУИиЗО адинистрации г.Магнитогорска, администрацию г.Магнитогорска обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Законодателем в силу положений действующего жилищного законодательства предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо утратило пригодное для проживания единственное жилое помещение и не имеет возможности обеспечить себя им самостоятельно в силу имущественного положения.
Именно такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Обращаясь к оценке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, регламентируя отношения, связанные с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены в том числе многоквартирные дома, и закрепляя право собственников жилых помещений в них на справедливое возмещение за изымаемое жилье, ее нормы обеспечивают права этих лиц и отвечают их интересам. Положения данной статьи, предусматривая как принудительное изъятие жилых помещений по решению суда, так и договорный способ их передачи, в частности путем предоставления взамен другого жилого помещения, учитывают принцип свободы договора, направлены на защиту интересов собственников изымаемых помещений и конкретизируют предписания статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения (определения от 27 февраля 2018 года N 429-О, от 25 марта 2021 года N 528-О, от 24 июня 2021 года N 1187-О, от 21 ноября 2022 года N 3108-О и др.).
В части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель в качестве общего правила закрепил, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В исключение из этого правила в части 2 той же статьи предусмотрено внеочередное предоставление жилья, в том числе в ее пункте 1 - тем гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Будучи дополнительной гарантией права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма направлена на защиту их интересов. Такое регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Конституционный Суд Российской Федерации не раз отмечал, что нормы статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие порядок предоставления жилья с учетом общеправового принципа справедливости, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права. При этом ее часть 2, гарантируя внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в ней гражданам, направлена на защиту их интересов, притом что законодатель в рамках дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и правила обеспечения жильем с учетом экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Суд учитывает, что Конституционным Судом Российской Федерации приняты Постановления по делам о проверке конституционности положений статьи 32 и статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся условий и порядка обеспечения жилищных прав граждан, являющихся собственниками и членами семьи собственников жилых помещений, которые признаны аварийными и подлежащими сносу, однако Омельяненко О.С., Омельяненко Е.А. не входят в руг лиц, в отношении которых Конституционным Судом дано толкование о конституционности норм жилищного законодательства Постановлением от 25 апреля 2023 г. №20-П, поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не признаны малоимущими и не представили доказательств того, что имеются обстоятельства, необходимые ля признания из малоимущими. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Омельяненко Е.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Суд считает, что требования КУИиЗО администрации г.Магнитогорска о прекращении права пользования Омельяненко О.С., Омельяненко Е.А. жилым помещением по адресу: <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку право пользования жилым помещением ответчиком прекращается в связи с изъятием и прекращением права собственности в силу положений ст. ст.235,239 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.35 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г.Магнитогорска к Омельяненко ОС, Омельяненко ЕА об изъятии жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением– удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд МО г. Магнитогорск у Омельяненко ОС принадлежащую ей на праве собственности 1/3 долю квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый №, путем предоставления в собственность квартиры по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
Прекратить право собственности Омельяненко ОС №) на 1/3 долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Прекратить право пользования Омельяненко ОС, Омельяненко ЕА жилым помещением, расположенным по адресу по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Прекратить право собственности Муниципального образования «город Магнитогорск» на квартиру, расположенную по адресу <адрес> кадастровым номером №.
Признать за Омельяненко ОС (№) право собственности на квартиру по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Решение о признании утратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства.
В удовлетворении исковых требований Омельяненко ЕА к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г.Магнитогорска, администрации г.Магнитогорска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г.Магнитогорска.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 2 мая 2024 года.