Решение по делу № 3а-12/2019 от 04.12.2018

Дело № 3а-12/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2019 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Ярадаева А.В.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Карпова Григория Анатольевича к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об установлении кадастровой стоимости здания и земельного участка в размере рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Карпов Г.А. (далее также – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.

Административное исковое заявление обосновано следующими обстоятельствами.

Карпов Г.А. является собственником здания площадью 568,2 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. ..., д.... (далее также – здание), кадастровая стоимость которого, определенная по состоянию на 6 июля 2012 года, составляет 8501950 рублей 30 копеек, и земельного участка площадью 3806 кв.м. с кадастровым номером ..., местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка ориентира, имеющего почтовый адрес: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. ..., д.... (далее также – земельный участок), имеющего кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 1 января 2013 года, в размере 2063993 рублей 80 копеек.

Между тем согласно выполненным обществом с ограниченной ответственностью «Центр независимой оценки и экспертизы «Эксперт» отчетам от 31 октября 2018 года №Н-..., Н-... по состоянию на эти же даты рыночная стоимость здания составляет 3850000 рублей, земельного участка – 1020000 рублей.

Ссылаясь на то, что законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной указанной рыночной стоимости.

В ходе рассмотрения административного дела административный истец Карпов Г.А., действуя через представителя Старикова И.Г., в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил первоначальные требования, и в окончательном варианте просил установить кадастровую стоимость здания в размере рыночной стоимости, равной 3374946 рублей, земельного участка – в размере рыночной стоимости, равной 1086194 рублям 34 копейкам, исходя из того, что их рыночная стоимость в указанном размере была установлена экспертом ФИО 1 согласно его заключению № ... по результатам проведенной по административному делу судебной экспертизы, а также просил указать в решении, что кадастровая стоимость здания в размере его рыночной стоимости устанавливается на период до 31 декабря 2018 года.

Административный истец Карпов Г.А., представитель административного ответчика – Кабинета Министров Чувашской Республики, представители заинтересованных лиц - администрации г. Шумерля Чувашской Республики, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Чувашской Республике в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела были извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Карпова Г.А. - Стариков И.Г. уточненный административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – Молоствова М.Г., представитель заинтересованного лица – федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Мельникова Н.Н. вопрос об удовлетворении административного искового заявления оставили на усмотрение суда.

Заслушав объяснения участников судебного процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Следовательно, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов дела следует, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи от 17 октября 2011 года о праве собственности Карпова Г.А. на нежилое здание площадью 568,2 кв.м с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. ..., д...., кадастровая стоимость которого, определенная по состоянию на 6 июля 2012 года, составляет 8501950 рублей 30 копеек, и земельный участок площадью 3806 кв.м. с кадастровым номером ..., местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка ориентира, имеющего почтовый адрес: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. ..., д...., имеющий кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 1 января 2013 года, в размере в размере 2063993 рублей 80 копеек.

Суд находит, что результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца Карпова Г.А. как их собственника, в связи с чем он вправе в судебном порядке оспаривать эти результаты по основанию необходимости установления в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.12 Закона № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Как было установлено этой же нормой Закона № 135-ФЗ в предыдущей редакции, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики», вступившим в силу 1 января 2019 года, утверждены очередные результаты «массовой» кадастровой оценки объектов капитального строительства, расположенных на территории Чувашской Республики.

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость здания в размере его рыночной стоимости может быть определена на срок только до 31 декабря 2018 года.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона №135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).

По ходатайству заинтересованного лица – администрации г. Шумерля Чувашской Республики судом по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно представленному экспертом ФИО 1 заключению № ... рыночная стоимость принадлежащего Карпову Г.А. здания по состоянию на 6 июля 2012 года составляет 3374946 рублей, а рыночная стоимость принадлежащего Карпову Г.А. земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года составляет 1086194 рубля 34 копейки.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, является заключение эксперта (статья 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (пункт 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (пункт 2).

Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд считает необходимым положить в основу решения об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости заключение эксперта ФИО 1

При этом суд исходит из того, что заключение эксперта ФИО 1 соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит соответствующее обоснование выбранного экспертом метода исследования и другие необходимые сведения.

Оснований считать указанное заключение эксперта необоснованным или противоречивым, неполным либо неясным, не имеется.

Следовательно, указанное заключение эксперта соответствует требованиям закона об относимости и допустимости доказательств (статьи 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено следующее.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

При рассмотрении дела от административного истца Карпова Г.А., действующего через представителя Старикова И.Г., поступило заявление о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Данное заявление мотивировано тем, что на момент обращения административного истца в суд оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости являлась действующей и что она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения, в связи с чем у административного истца сохраняется право на пересмотр их кадастровой стоимости.

Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения абзаца 1 статьи 24.12 Закона № 135-ФЗ, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, суд признает причины пропуска административным истцом Карповым Г.А. срока обращения в суд уважительными, в связи с чем данный срок должен быть восстановлен.

Согласно абзацу 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия), если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Датой обращения административного истца Карпова Г.А. в суд является 4 декабря 2018 года.

Руководствуясь изложенным и статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Установить на период до 31 декабря 2018 года кадастровую стоимость здания площадью 568,2 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, г.Шумерля, ул. ..., д...., равной рыночной стоимости в размере 3 374946 рублей по состоянию на 6 июля 2012 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3806 кв.м с кадастровым номером ..., местоположение которого определено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:

Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. ..., д...., равной рыночной стоимости в размере 1086194 рублей 34 копеек по состоянию на 1 января 2013 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости здания и земельного участка считать 4 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 мая 2019 года.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В. Ярадаев

3а-12/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карпов Г.А.
Ответчики
УФСГР кдастра и картографии по ЧР
Кабинет Министров ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
04.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
11.01.2019[Адм.] Судебное заседание
25.01.2019[Адм.] Судебное заседание
11.04.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
12.04.2019[Адм.] Судебное заседание
26.04.2019[Адм.] Судебное заседание
16.05.2019[Адм.] Судебное заседание
21.05.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Производство по делу возобновлено
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее