Дело № 2а-1889/2021

64RS0046-2021-003160-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2021 года                           г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Токаревой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Пантелеевой Д.А.,

с участием представителя административного истца Сафронова С.А.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Саратова Куликовой В.А.,

представителя заинтересованного лица комитета по управлению имуществом г. Саратова Косыревой С.В.,

представителя заинтересованного лица МКУ «Администрация кладбища» Баженова С.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействие, обязании провести мероприятия по приведению места захоронения в соответствии с требованиями законодательства,

установил:

заместитель прокурора Ленинского района г. Саратова обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», в котором просил признать незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов», выразившееся в непринятии мер к установлению мест захоронений и проведению мероприятий по их надлежащей организации, обязать администрацию МО «Город Саратов» в течении 2-х месяцев со дня вступления в силу решения суда произвести инвентаризацию земельного участка в границах <адрес> (координаты – <данные изъяты> ). Обозначить и зарегистрировать данное место захоронения, провести исследование на предмет наличия останков умерших, осуществить мероприятия по приведению места захоронения в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также норм, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

В обоснование иска указано, что прокуратурой района по результатам проведенного обследования установлено, что в границах <адрес> (координаты – <данные изъяты> ) имеются захоронения. Право собственности на данный участок территории не разграничено. Кроме того, указанное место захоронения организовано в нарушение действующих норм федерального и санитарно-эпидемиологического законодательства (ст. ст. 4, 16, 17, 22, 25 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 2.9 Постановления Территория санитарно-защитных зон).

01.12.2020 г. в администрацию МО «Город Саратов» была направлена информация с предложением о принятии мер по результатам обследований территорий истцом с установлением срока до 25.12.2020 г. Однако в срок, установленный прокуратурой района, какие-либо сведения об организации работы по данному направлению, администрацией МО «Город Саратов» сообщены не были.

Таким образом, вышеуказанные места захоронения организованы с нарушениями норм действующего законодательства, в том числе санитарных норм и правил. Бездействие администрации МО «Город Саратов» нарушает принцип достойного отношения к телам умерших, в связи с чем. истец обратился в суд с указанным выше иском.

В ходе рассмотрения дела, в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по управлению имуществом г. Саратова, комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов».

28.04.2021 г. комитет по управлению имуществом г. Саратова исключен из числа заинтересованных лиц, привлечен в качестве соответчика.

05.05.2021 г., в ходе рассмотрения дела представитель истца отказался от части заявленных требований - провести исследование на предмет наличия останков умерших, осуществить мероприятия по приведению места захоронения в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также норм, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Отказ от части иска принят судом, производство в данной части исковых требований прекращено.

Кроме того, представитель истца уточнил ранее заявленные исковые требования, в которых просил признать незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов», выразившееся в непринятии мер к установлению мест захоронений и проведению мероприятий по их надлежащей организации, обязать администрацию МО «Город Саратов» обозначить и зарегистрировать место захоронения на земельном участке в границах <адрес> (координаты – Ш: 51.5746, Д: 45.8755), определить границы и размер земельного участка, занятого под кладбищем, а также установить площадь земельного участка. Поставить земельный участок на кадастровый учет, внести его в реестр муниципальной собственности.

В ходе рассмотрения дела, ответчик комитет по управлению имуществом г. Саратова исключен из числа ответчиков, привлечен по делу в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель истца Сафронов С.А. поддержал ранее заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений и отказа от части иска.

Представитель ответчика Куликова В.А. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, дополнительно пояснила, что в соответствии с п. 3.6 Порядка деятельности общественных кладбищ муниципального образования «Город Саратов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22.10.2010 г. № 2533, установленные гражданами (юридическими лицами)    надмогильные сооружения являются их собственностью. Однако, в исковом заявлении отсутствуют сведения, позволяющие индивидуализировать объекты, которые в соответствии с требованиями необходимо организовать и зарегистрировать. В материалах дела отсутствуют документальное подтверждение наличия (отсутствие) собственников объектов (захоронений), либо отказа собственников от права собственности на данные объекты.

Представители заинтересованных лиц комитета по управлению имуществом г. Саратова Косырева С.В. и МКУ «Администрация кладбища» Баженов С.В. считали исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержали доводы, изложенные представителем ответчика.

Представитель заинтересованного лица комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, причина не явки не известна.

В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителей административного истца, ответчика, заинтересованных лиц, исследовав предоставленные доказательства, материалы исполнительных производств, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В обоснование иска указано, что в соответствии со ст. 4 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ст. 16 Закона, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 17 Закона закрепляет, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В силу ст. 22 Закона при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.

Согласно ст. 25 Закона определяет, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).

В ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п. 2 ст. 48 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с п. 50 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – Постановление) кладбища должны размещаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу п. 51 Постановления участок, отводимый под кладбище, должен соответствовать следующим требованиям: иметь уклон в сторону, противоположную от населенных пунктов, открытых водоемов, потоков грунтовых вод, используемых населением для питьевых и хозяйственно-бытовых целей; не затопляться при паводках; иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован только для размещения кладбища для погребения после кремации; иметь сухую, пористую почву на глубине 1,5 метров и ниже с влажностью почвы в пределах 6 - 18%.

Кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; от водозаборных сооружений на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, в соответствии с требованиями к зонам санитарной охраны водных объектов; от многоквартирных жилых домов; индивидуальных жилых домов; детских игровых и спортивных площадок; зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций; учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам; территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших должны составлять не менее 50 метров; до зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания - не менее 50 метров.

В соответствии п. 53 Постановления при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.

Пункт 54 предусматривает, что площадь участков для размещения мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища.

Работы по размежеванию земельного участка, на котором расположены места захоронений, не проводились, информация о размерах участков отсутствует, на государственном кадастровом учете не состоят и государственная регистрация прав не проводилась. Отсутствует отнесение по категориям земель и по видам разрешенного использования, проектная документация на вышеуказанный земельный участок, размер земли безвозмездно предоставляемой гражданам для погребения умерших на территории кладбища не определен, паспорт на земельный участок, предназначенный для размещения мест погребений, отсутствует.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Судом установлено, что прокуратурой района по результатам проведенного обследования установлено, что в границах <адрес> (координаты – <данные изъяты> ) имеются захоронения.

Право собственности на данный участок территории не разграничено.

Кроме того, указанное место захоронения организовано в нарушение действующих норм федерального и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Администрация МО «Город Саратов» проинформирована о результатах обследований территорий, о чем 01.12.2020 г. была направлена информация с предложением о принятии мер в срок до 25.12.2020 г. Однако в срок, установленный прокуратурой района, какие-либо сведения об организации работы по данному направлению сообщены не были.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Пунктом 22 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Саратов» от 18.12.2005 г. №67-649, с учетом изменений и дополнений, внесенных решением Саратовской городской Думы от 27.02.2020 г. №62-490, к вопросам местного значения города относятся, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статьей 46 Устава (п. 12), в собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории города мест захоронения и организации ритуальных услуг.

То обстоятельство, что указанное прокурором выявлено гражданское захоронение, не освобождает административного ответчика от обязанности по надлежащему содержанию данного кладбища, в том числе, в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.

К доводам административного ответчика в части того, что данные захоронения индивидуализированы, суд также относится критически, поскольку это не освобождает также в силу наделенных на администрацию полномочий по определению границ и размера земельного участка, постановки его на кадастровый учет, внесение в реестр муниципальной собственности.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.

Непостановка на государственный кадастровый учет и нерегистрация права собственности на земельный участок фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В связи с чем, доводы административного ответчика, изложенные в письменном отзыве и поддержанные в судебном заседании, суд считает необоснованными по вышеуказанным обстоятельствам.

Следовательно, заявленные заместителем прокурором требования подлежат удовлетворению, при этом, с учетом характера и объема совершаемых действий, необходимых для постановки земельного участка на кадастровой учет и последующего внесения в реестр муниципальной собственности (регистрации права муниципальной собственности), данные действия должны быть совершены административным ответчиком в срок до 01.06.2022 г.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.06.2022 ░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.05.2021 ░.

░░░░░:

2а-1889/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Саратова
Ответчики
Администрация МО "Город Саратов"
Другие
МКУ "Администрация кладбищ"
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов»
Комитет по управлению имуществом г. Саратова
Суд
Ленинский районный суд г. Саратов
Судья
Токарева Н.С.
Дело на сайте суда
leninsky.sar.sudrf.ru
10.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2021Передача материалов судье
12.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
20.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
14.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее