Решение по делу № 2-210/2024 (2-1028/2023;) от 25.12.2023

УИД: 61RS0034-01-2023-001294-83

№ 2-210 (24)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2024 года                                                                         п. Зимовники

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе судьи Яковенко Д.А., при секретаре Загнитко Д.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Моргунова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зимовниковского района Ростовской области поданному в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 Зимовниковского района Ростовской области, управлению образования Зимовниковского района Ростовской области, об обязании совершить определенные действия, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 Зимовниковского района Ростовской области, управлению образования Зимовниковского района Ростовской области, об обязании совершить определенные действия.

Истец просил обязать МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 разработать и согласовать с органом регионального государственного экологического контроля мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать управление образования Зимовниковского района осуществить финансирование выполнения МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 мероприятий по разработке и согласованию с органом регионального государственного экологического контроля мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу

В обоснование указанных требований, в заявлении приведено следующее: «прокуратурой района, проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12. Установлено, что в МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 эксплуатирует на праве оперативного управления находящийся в муниципальной собственности администрации Зимовниковского района объект, оказывающий влияние на окружающею среду, включенный в соответствующий государственный реестр ОНВОС и отнесённый к 3 категории (ул. Мира, д. 12 «а» сл. Верхнесеребряковка, Зимовниковский р-н, Ростовская область). В соответствии с Уставом образовательного учреждения, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования Зимовниковского района. В нарушение указанных требований закона МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 меры по разработке и согласованию с органом регионального государственного экологического контроля мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не приняты. Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью, детей, воспитанников учреждения, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение, круг которых невозможно определить, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение».

Представитель истца Моргунов П.А. в судебном заседании требования иска поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, причину неявки представителя не сообщили (том 1 л.д. 67).

        Представитель ответчика управления образования Зимовниковского района ростовской области в судебное заседание не явился, обратились к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования иска признают (том 1 л.д. 67-68).

Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц и их представителей в порядке ст. 167 ГПК РФ.

        Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.ст. 2, 20, 41, 42 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В силу ст. 1 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно пункта 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», который направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством РФ, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Согласно пункта 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

На основании п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. На территории Ростовской области таким органом является министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), которые распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п. п. 2, 5, 19 указанных Требований мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 закона об охране атмосферного воздуха.

Таким образом, обязательным условием разработки и согласования хозяйствующими субъектами мероприятий при НМУ является наличие у природопользователя источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, при этом отсутствие НМУ на территории, на которой находится организация и ее объекты, не лишает их обязанности по разработке и согласованию таких мероприятий.

В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Непроведение хозяйствующим субъектом при получении прогнозов НМУ мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области, а равно отсутствие согласованных с органом регионального государственного экологического контроля таких мероприятий влечет угрозу причинения ущерба окружающей среде, что в свою очередь нарушает ст. 42 Конституции РФ, ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека, и возлагает на ответчика обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства в указанной части.

Материалами дела подтверждено и не оспаривалось сторонами, что в нарушение вышеперечисленных требований закона, по настоящее время в МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 имеется объект, оказывающий влияние на окружающую среду, включенный в соответствующий государственный реестр ОНВОС и отнесенный к 3 категории, который МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 эксплуатирует на праве оперативного управления находящегося в муниципальной собственности администрации Зимовниковского района, объект расположенный по адресу: ул. Мира дом 12 «а», сл. Верхнесеребряковка, Зимовниковский район, Ростовская область. Однако меры по разработке и согласованию с органом регионального государственного экологического контроля мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не приняты (том 1 л.д. 9-15).

Требованиями п. 3 ст. 28 закона «Об образовании в РФ» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Управление образования администрации Зимовниковского района осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, в том числе МБОУ СОШ № 12, которая является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обеспечивает безопасность обучающихся во время пребывания.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

         Однако ответчиком не приняты меры направленные на устранение нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха. Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений вышеуказанного законодательства.

Выявленные нарушения не позволяют обеспечить надлежащую охрану жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения, что способствует возникновению негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью как учащихся, работников, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение.

В соответствии с ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.

    На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования иска прокурора, являются законными, обоснованными и направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, посещающих общеобразовательное учреждение.

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Зимовниковского района Ростовской области, удовлетворить.

Обязать МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 разработать и согласовать с органом регионального государственного экологического контроля мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать управление образования Зимовниковского района осуществить финансирование выполнения МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ № 12 мероприятий по разработке и согласованию с органом регионального государственного экологического контроля мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение, изготовленное в окончательной форме, стороны могут получить по истечении 5 дней. Решение суда изготовлено в окончательной форме 30.01.2024 года.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания или отдельного процессуального действия и в течение пяти дней со дня подписания протокола подать в письменной форме замечания на такие протокол и аудиозапись с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий судья:                                            Д.А. Яковенко

2-210/2024 (2-1028/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Зимовниковского района Ростовской области
Ответчики
Управление Образование Зимовниковского района Ростовской области
МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12
Суд
Зимовниковский районный суд Ростовской области
Судья
Яковенко Д.А.
Дело на странице суда
zimovnikovsky.ros.sudrf.ru
25.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее