Дело № 2-507/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2013 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Зеневич А.И. к Администрации г. Перми, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Зеневич А.И. обратилась в суд с иском к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ и просит признать за ней право собственности квартиру, расположенную по адресу: <АДРЕС>.
В дальнейшем в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнила заявленные требования – в качестве ответчиков указала Администрацию г. Перми и Министерство обороны Российской Федерации, просила прекратить право собственности муниципального образования «город Пермь» на квартиру, расположенную по адресу: г. №..., а также признать за Зеневич А.И. право собственности на данную квартиру.
В обоснование иска указано, что Зеневич А.И. постоянно зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <АДРЕС> Вместе с ней в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ее мать – Ширинкина В.А., дочь – Зеневич Е.В., сын – Зеневич С.В. Данная квартира была предоставлена по ордеру №... от 28.09.1990г., является трехкомнатной, имеет общую площадь 60,3 кв.м., жилую – 43,3 кв.м. 25.03.2009г. Ширинкина В.А. – мать истицы, как наниматель заключила договор социального найма №... данной квартиры. Ранее указанная квартира находилась на праве оперативного управления у ФГКЭУ «Пермская КЭЧ района», согласно приказу Министерства обороны РФ от 17.12.2010г. №... «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищная группа ФГКЭУ «Пермская КЭЧ района» закрыта с 01.03.2011г., все дела переданы в ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. В октябре 2012г. Зеневич А.И. обратилась в ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ по вопросу приватизации квартиры, на что получила отказ от 08.11.2012г., мотивированный тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность, поэтому ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России не имеет возможности в установленном законом порядке заключить договор передачи квартиры в собственность. В настоящее время право собственности на спорную квартиру зарегистрировано за муниципальным образованием «город Пермь». Истец полагает, что в соответствии со ст. 35 Конституции РФ, ст.ст. 2, 7,8 23 закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право на признание за ними права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. Члены семьи истицы участвовать в приватизации отказались, выразив согласие на признание за Зеневич А.И. права собственности на указанную квартиру.
В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, а также указала, что на заявленных требованиях настаивает.
Представитель ответчика - Администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица –ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Администрации Кировского района г. Перми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, в котором указал, что истица обращалась в администрацию Кировского района г. Перми с заявлением о приватизации спорной квартиры, однако, необходимые документы к заявлению ею приложены не были. Исходя из указанного, администрация Кировского района г. Перми оставляет решение вопроса о правомерности требований Зеневич А.И. на усмотрение суда.
Третье лицо Зеневич С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил заявление, в котором исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо Ширинкина В.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представила заявление, в котором исковые требования поддержала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Третье лицо Зеневич Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представила заявление, в котором исковые требования поддержала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, выслушав истца, приходит к следующему.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной «собственности», может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу указанного выше закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Ограничения по приватизации жилья, предоставленного гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, отменены, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 15.06.2006 № 6-П и Федеральным Законом РФ от 11.06.2008 № 84-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Материалами дела установлено, что Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ №... от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, дом №... в <АДРЕС>, закреплен на праве оперативного управления за Пермской КЭЧ района Минобороны России.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ.
Согласно подпункту «о» пункта 2 указанного Постановления именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями установлен Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ».
Согласно п. 26 указанного Приказа учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов. Согласно п. 40 указанного Приказа заселение жилых помещений для постоянного проживания производится по соответствующим ордерам. После оформления в установленном порядке ордеров на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает ордер непосредственно военнослужащему, которому предоставляется жилое помещение. Ордера на жилые помещения выдаются КЭЧ района.
25.03.2009г. между Пермской КЭЧ района (Наймодатель), с одной стороны, и Ширинкиной В.А. (Наниматель), с другой стороны, заключен договор социального найма жилого помещения №..., согласно которому Наймодатель передает в нанимателю и членам его семьи (дочери Зеневич А.И., внучке Зеневич Е.В.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из трехкомнатной квартиры, общей площадью 59,4 кв.м., жилой – 42,6 кв.м., по адресу: <АДРЕС>, для проживания в нем (л.д. 5-9).
В настоящее время в спорной квартире проживают и зарегистрированы: истица, ее мать – Ширинкина В.А., дочь – Зеневич Е.В., сын – Зеневич С.В. (л.д. 20).
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р (ред. от 17.03.2010) «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России» утвержден прилагаемый Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Из указанного перечня по Пермскому краю исключен закрытый военный городок №... на основании распоряжения Правительства РФ от 17.03.2010 N 349-р.
Ширинкина В.А.. Зеневич А.И., Зеневич С.В.. Зеневич Е.В. обращались с заявлением в ФГУ «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России о приватизации занимаемой квартиры.
Из ответа ФГУ «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России от 08.11.2012 года следует, что, ФГУ «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России не имеет возможности в установленном законом порядке заключить договор передачи квартиры в собственность (л.д. 10).
Из материалов правого дела на домовладение по адресу: <АДРЕС> следует:
Приказом №... начальника Пермской КЭЧ района от 17.05.2007 года, в связи с передачей жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры Пермской КЭЧ района в муниципальное образование «Город Кунгур» и муниципальное образование «Город Пермь» в эксплуатацию домоуправления №... Пермской КЭЧ района переданы жилые дома, в том числе, дома офицерского состава военный город №... (тринадцать жилых домов).
Согласно акту приемки (передачи) зданий сооружений и территории военного городка №... от 29.05.2007 года домоуправлению №... Пермской КЭЧ района передано тринадцать жилых домов военного городка №..., в том числе №....
Согласно распоряжению от 29.08.2003 года №...-р «О закреплении имущества за Пермской КЭЧ района Минобороны России» в соответствии со ст.125, 214, 296, 299 ГК РФ, постановлением Правительства РФ от 03.06.2002 года №..., на основании обращения Минобороны России от 25.06.2003 года №... за Пермской КЭЧ района Минобороны России закреплено на праве оперативного управления находящееся у нее на учете имущество согласно приложению к настоящему распоряжению (пункт 1). Пермской КЭЧ района Минобороны России в установленном порядке приказано: обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества, обеспечить регистрацию права оперативного управления на указанное в пункте 1 имущество; оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
На основании приложения к вышеуказанному распоряжению, в состав имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Пермской КЭЧ района, вошли и тринадцать жилых домов.
Приказом Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» территориальным управлениям имущественных отношений МО РФ предписано провести инвентаризацию имущества и обязательств ФГКЭУ КЭЧ районов и осуществить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество, закрепленного за данными учреждениями.
Приказом Министра обороны РФ № 3569 от 27.11.2012 года «О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность города Перми» приказано передать из федеральной собственности в муниципальную собственность города Перми объекты недвижимого имущества, в том числе квартиры №... по адресу <АДРЕС>
26.01.2013 года проведена государственная регистрация права собственности на спорное жилое помещение за Муниципальным образованием «Город Пермь» (л.д. 27).
На момент рассмотрения дела спорное жилое помещение не включено в Единый реестр муниципальной собственности.
В соответствии с техническим паспортом на спорное жилое помещение, трехкомнатная квартира, расположенная по адресу <АДРЕС>, по своим техническим характеристикам является жилым помещением, общей площадью 60,3 кв.м., жилой – 43,3 кв.м. (л.д. 13).
Истица вселилась в квартиру в установленном законом порядке, проживает в квартире на условиях социального найма.
Ранее в приватизации жилья Зеневич А.И. не участвовала, других жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 64-65).
Ширинкина В.А., Зеневич Е.В., Зеневич С.В. отказались от участия в приватизации спорного жилого помещения в пользу истицы (л.д. 16-18).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Зеневич А.И. в установленном законом порядке предоставлено жилое помещение, которое входило в состав государственного жилищного фонда, в настоящее время статус закрытого военного городка снят, спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность г.Перми и зарегистрировано на праве собственности за Муниципальным образованием «Город Пермь», соответственно, квартира, расположенная по адресу <АДРЕС>, подлежит приватизации.
По мнению суда, реализация прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законодательными актами, не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующими учреждений и органами власти. Не включение спорного жилого помещения в Единый реестр муниципальной собственности не может служить основанием для ограничения жилищных прав истицы, в том числе права на бесплатную передачу жилья в собственность.
Зеневич А.И. постоянно проживает в жилом помещении, на которое заявлено право, вселилась в установленном законом порядке, приобрела право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, в приватизации других жилых помещений не участвовала, в связи с чем приобрела право на получение занимаемого ею жилого помещения в собственность безвозмездно по правилам, установленным Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Истица вправе сама избрать такой способ защиты своего права как передача занимаемого жилого помещения в собственность, исходя из наличия права, установленного законом, в данном случае – право на приватизацию.
С учетом вышеизложенного, суд считает исковое требование о признании за Зеневич А.И. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <АДРЕС>, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 17 Закона РФ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <АДРЕС>, за Зеневич А.И.
Ввиду того, что наличие у муниципального образования «город Пермь» права собственности на данное жилое помещение может воспрепятствовать истцу в осуществлении ее прав, право собственности г. Перми на спорное жилое помещение должно быть прекращено.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать за Зеневич А.И. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <АДРЕС> прекратив право собственности муниципального образования «Город Пермь» на данное жилое помещение.
Решение суда в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Председательствующий: