Решение по делу № 11-2395/2024 от 22.01.2024

Судья Гафарова А.П.

Дело № 2-467/2023

     74RS0041-01-2023-000384-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-2395/2024

27 февраля 2024 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего        Скрябиной С.В.,

судей Федосеевой Л.В., Челюк Д.Ю.

при помощнике судьи Бурлаковой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Анешкиной Ольги Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Увельского районного суда Челябинской области от 16 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Федосеевой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Галичиной Т.А., действующей на основании доверенности, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Анешкина О.А. обратилась в суд с иском к ОСФР по Челябинской области, в котором, с учетом уточнений просила отменить решение от 15 мая 2019 года в части не включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 03 мая 1990 года по 31 марта 1992 года в совхозе-комбинате «Южный» в должности <данные изъяты> в медсанчасти и в должности <данные изъяты> во врачебной амбулатории, с 01 октября 2003 года по 15 апреля 2004 года в должности <данные изъяты> ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>», а также периодов прохождения курсов повышения квалификации с 09 января 2007 года по 02 февраля 2007 года, с 01 сентября 2014 года по 24 сентября 2014 года, с 17 июня 2018 года по 23 июня 2018 года, включить указанные периоды в специальный стаж. Возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию с 29 июля 2019 года, поскольку при включении указанных периодов в специальный стаж истца, право на досрочное назначение пенсии у нее возникло по состоянию на 29 января 2019 года.

В обоснование исковых требований истец указала, что 29 января 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) от 15 мая 2019 года истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работы. Считает отказ в установлении пенсии незаконным, поскольку в спорные периоды независимо от наименования учреждения, она фактически осуществляла лечебную деятельность в должностях, предусмотренных соответствующими списками.

Определением суда, изложенном в протоколе судебного заседания от 31 октября 2023 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>».

Истец Анешкина О.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала.

Представитель Анешкиной О.А. Попова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции на исковых требованиях, с учетном уточнения, настаивала по доводам и основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика - Морозова И.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 52-55).

Представитель третьего лица ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» в суд первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Решение ОСФР по Челябинской области от 15 мая 2019 года признано незаконным в части не включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы и прохождения курсов повышения квалификации и отказа в назначении досрочной страховой пенсии. На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность включить в специальный стаж Анешкиной О.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды:

- работы с 03 мая 1990 года по 30 июня 1991 года в должности <данные изъяты> в медсанчасти и с 01 июля 1991 года по 31 марта 1992 года в должности <данные изъяты> во врачебной амбулатории в совхозе-комбинате «<данные изъяты>»;

- работы с 01 октября 2003 года по 12 февраля 2004 года в должности <данные изъяты> Лечебно – профилактического комплекса ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>»;

- периоды прохождения курсов повышения квалификации с 09 января 2007 года по 02 февраля 2007 года, с 01 сентября 2014 года по 24 сентября 2014 года, с 17 июня 2018 года по 23 июня 2018 года, а также назначить Анешкиной О.А. досрочную страховую пенсию по старости с 29 июля 2019 года.

Не согласившись с вынесенным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

    В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что периоды работы в должности <данные изъяты> в учреждениях, организациях, структурных подразделениях не указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее Правила № 781, Список № 781), не подлежат включению в специальный стаж работы для установления досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, поскольку такие структурные подразделения как медсанчасть, врачебная амбулатория совхоза-комбината, лечебно-профилактический комплекс открытого акционерного общества не указаны в пункте 6 Правил № 781, документы о структурных подразделениях Совхоза-комбината «Южный» медсанчасти и врачебной амбулатории в материалах дела отсутствуют, среди структурных подразделений, поименованных в пункте 6 Правил № 781, лечебно-профилактический комплекс тоже не значится.

Также указывает, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не свидетельствует о безусловном включении периодов работы в такой организации в должности, предусмотренной соответствующими Списками в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Утверждение о том, что фактически филиал ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» «Лечебно-профилактический комплекс» сформирован на базе медико-санитарной части ЮГРЭС, работа в которой включена в специальный стаж заявителя, не подтверждается доказательствами, нет должностных инструкций истца, нет штатных расписаний и иных документов, которые бы подтверждали, сохранение характера и условий работы заявителя. Кроме того, полагает, что судом неверно применены положения Приложения 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец Анешкина О.А. направила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, с связи с чем, просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Анешкина О.А., представитель третьего лица ОАО Э и Э «Челябэнерго» не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм процессуального и материального права.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Анешкина О.А. 29 января 2019 года обратилась к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Увельском районе по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 39-41).

Решением ОСФР по Челябинской области от 15 мая 2019 года, истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ не менее 30 лет.

Согласно принятому решению, ее специальный трудовой стаж составил 28 лет 05 месяцев 12 дней, который недостаточен для назначения пенсии.

В страховой стаж пенсионным органом не был включен период работы с 03 мая 1990 года по 31 марта 1992 года в совхозе-комбинате "<данные изъяты>" в должности <данные изъяты> в медсанчасти и в должности <данные изъяты> во врачебной амбулатории, так как работа осуществлялась в организации (совхоз-комбинат) или в структурном подразделении, которые не предусмотрены Списком от 29 октября 2002 года № 781; с 01 октября 2003 года по 15 апреля 2004 года в качестве <данные изъяты> ОАО ЭиЭ "<данные изъяты>", поскольку разделом "Наименования учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 такое учреждение как "Лечебно -профилактический комплекс" не предусмотрено, также в соответствии с пунктом 6 Правил от 2002 года как структурное подразделение не указано. В сведениях индивидуального персонифицированного учета коды ДПО отсутствуют. Также, в специальный стаж не засчитаны периоды отпуска без сохранения заработной платы с 28 мая 2007 года по 13 июля 2007 года, 13 августа 2007 года по 31 октября 2007 года, с 21 июля 2008 года по 01 августа 2008 года, с 03 августа 2009 года по 02 октября 2009 года, со 02 августа 2010 года по 03 сентября 2010 года, с 04 июля 2011года по 31 августа 2011 года, с 05 августа 2013 года по 16 августа 2013 года, с 04 октября 2017 года по 17 октября 2017 года; курсы повышения квалификации с 09 января 2007 года по 02 февраля 2007 года, с 01 сентября 2014 года по 24 сентября 2014 года, с 17 июня 2018 года по 23 июня 2018 года, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516( далее Правила № 516) включение в специальный стаж отпуска без сохранения заработной платы и курсов повышения квалификации не предусмотрено; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 04 декабря 2003 года рождения до полутора и трех лет с 16 апреля 2004 года по 04 декабря 2006 года, поскольку указанные периоды подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ только за периоды до 06 октября 1992 года (л.д. 9-14, том 1).

В ходе слушания дела судом также установлено, что в период с 03 мая 1990 года по 31 марта 1992 года Анешкина О.А. работала в совхозе - комбинате <данные изъяты>» <данные изъяты> в медсанчасть комбината. Об этом свидетельствует запись в трудовой книжке о принятии истца на работу приказом -к от 03 мая 1990 года (л.д. 23-28).

Также, из личной карточки работника Анешкиной О.А. следует, что с 01 июля 1991 года она работала в указанной организации в должности <данные изъяты> во врачебной амбулатории, также 26 августа 1991 года была временно переведена <данные изъяты> в скорою помощь на время болезни другого <данные изъяты> ФИО10, при этом ставка <данные изъяты> скорой помощи также находилась во врачебной амбулатории и ее в указанный период действительно занимала ФИО10, то есть временный перевод имел место внутри структурного подразделения – врачебная амбулатория (т. 1 л.д. 15-16, 17, 71-73 119-120, 121-122).

Кроме того, трудовой книжкой подтвержден факт того, что 01 декабря 2003 года истец была перемещена внутри ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>» из филиала <данные изъяты> в филиал Лечебно-профилактический комплекс в должности <данные изъяты>, уволена 15 апреля 2004 года.

Как видно из Приказа по совхозу – комбинату «<данные изъяты> Мосагропрома от 02 июля 1991 года - по состоянию на 1991 год в организации существовала врачебная амбулатория, в которой имелась ставка <данные изъяты>, имеются сведения о том, что ее занимала ФИО11 Между тем, из пояснений истца следует, что в данном приказе допущена описка в ее фамилии, ответчиком указанное обстоятельство не оспаривалось (т. 1 л.д. 20-22).

Кроме того, из трудовой книжки истца также следует, что она работала в ОАО Э и Э «<данные изъяты> <данные изъяты> в период с 06 апреля 1992 года по 30 сентября 2003 года в должности <данные изъяты> и с 16 апреля 2004 года в здравпункте <данные изъяты> (в настоящее время – ООО) «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>. При этом решением ответчика период работы истца с 06 апреля 1992 по 30 сентября 2003 года и с 16 апреля 2004 года по 31 декабря 2018 года (частично) зачтены в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной пенсии.

Из архивной справки от 05 октября 2018 года № С- следует, что в спорный период работы истца с 01 октября 2003 года по 15 апреля 2004 года в ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>» существовал филиал «Лечебно-<данные изъяты>» (т. 1 л.д. 96-98).

В последующем, филиал ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>» - «<данные изъяты><данные изъяты>» перестал существовать как филиал. Было создано НП «Лечебно-профилактический комплекс» и с 10 февраля 2009 года реорганизовано в ООО <данные изъяты>.

Согласно штатному расписанию персонала Южноуральской <данные изъяты>» на 2003 год, в структуре <данные изъяты> имелась медсанчасть (до 30 сентября 2003 года), в которой в должности <данные изъяты> работала истец (т. 1 л.д. 179-197).

В последующем, согласно приказу о перемещении работников от 13 октября 2003 года № работники медсанчасти <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> Анешкина О.А. были перемещены в Лечебно-профилактический комплекс внутри предприятия ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>

В период с 10 октября 2002 года по 09 октября 2007 года ОАО «<данные изъяты>» была предоставлена лицензия на осуществление медицинской деятельности №

Разрешая спор по существу, признавая решение пенсионного органа незаконным и обязывая ОСФР по Челябинской области включить в специальный стаж Анешкиной О.А. для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ " О страховых пенсиях" периодов работы с 03 мая 1990 года по 30 июня 1991 года в должности <данные изъяты> в медсанчасти и с 01 июля 1991 года по 31 марта 1992 года в должности <данные изъяты> во врачебной амбулатории в совхозе-комбинате «<данные изъяты>», периода работы с 01 октября 2003 года по 12 февраля 2004 года в должности <данные изъяты> <данные изъяты>», суд первой инстанции применив положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», положениями Списков, предоставляющих право на досрочное пенсионное обеспечение, которые определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 (редакция от 04 марта 2021 года) «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», требованиями постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», положениями Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, разъяснениями пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», пришел к выводу о том, что Совхоз – комбинат «Южный», ОАО Э и Э «Челябэнерго», действительно, не относятся к числу учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, но вместе с тем, исходя из положений Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должностях, указанных в Списке N 781, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в указанном списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил, не поименованных в Списке (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30). Суд указал, что хотя лечебно-профилактический комплекс в названном перечне структурных подразделений отсутствует, однако это не является основанием для исключения из специального стажа работы истца в лечебно-профилактическом комплексе в ОАО ЭиЭ «<данные изъяты> поскольку в период с 01 октября 2003 года по 15 апреля 2004 года постоянно существовало структурное подразделение, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которое в указанный период именовалось как филиал ОАО Э и Э «Челябэнерго» «Лечебно-профилактический комплекс» и, исходя из объяснений истца, наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности № Г и отсутствия на предприятии иных структурных подразделений, осуществляющих лечебные функции, основными задачами Лечебно-профилактического комплекса являлись: оказание медицинской помощи, фактически филиал ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>» «<данные изъяты> сформирован на базе медико-санитарной части ЮГРЭС, при этом период работы истца именно в медико-санитарной части ЮГРЭС был включен в специальный стаж истца.

Применяя по аналогии п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, согласно которому, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (далее Федеральный закон № 173- ФЗ), в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что истец работала сначала в медико-санитарной части ЮГРЭС ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>», затем в лечебно-профилактическим комплексе ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>», осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, при этом после переименования структурного подразделения ни задачи и цели структурного подразделения, ни характер профессиональной деятельности истца не изменились, остались прежними, что позволяет прийти к выводу о тождественности работы истца в должности <данные изъяты> в лечебно-профилактическом комплексе работе в аналогичной должности такого структурного подразделения как медико-санитарная часть. Суд указал, что в спорные периоды истец работал в должности, предусмотренной Списком N 781 (медицинской сестры, фельдшера) в структурном подразделении, осуществляющем медицинскую деятельность, в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, оснований для отказа во включении периодов работы истца в должности <данные изъяты> в совхозе-комбинате <данные изъяты> <данные изъяты> в <данные изъяты> - филиале ОАО Э и Э «<данные изъяты>» в спорные периоды времени не имелось, указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, а решение пенсионного органа об отказе в зачете указанных периодов в стаж, является незаконным.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при исчислении стажа на соответствующих видах работ с целью досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, возможно применение следующих нормативных актов, действовавших в период выполнения работ:

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, либо до 01 октября 1993 года (на основании части 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ);

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (далее - Список от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года либо с 01 октября 1993 года (на основании части 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ) по 31 октября 1999 года включительно;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (далее - Список от 22 сентября 1999 года N 1066), для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 ( за периоды медицинской деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года либо за весь период трудовой деятельности (далее - Список N 781);

Согласно пункту 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и пункту 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, выполнявшейся после 01 ноября 1999 года, засчитываются в стаж медицинской деятельности при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством дл соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости ( объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее Правила от 11 июля 2002 года № 516).

На основании пунктов 4,5 Правил от 11 июля 2002 года № 516 в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Указанные периоды работы засчитываются стаж в календарном порядке, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400- ФЗ, а также Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункты 4, 18, 26, 43).

В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными ( муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании первичных документов за соответствующий период работы, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах ( в условиях), дающих право на досрочное назначение пенсии.

Исходя из совокупности вышеперечисленных норм законодательства, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях, предусмотренных Списками.

В Списках учреждений Совхоз - комбинат "<данные изъяты>" и ОАО Э и Э "<данные изъяты>" не поименованы.

В пункте 6 Правил № 781 такие структурные подразделения как медсанчасть, врачебная амбулатория совхоза -комбината, лечебно-профилактический комплекс открытого акционерного общества не указаны.

Как следует из материалов дела, документы о структурных подразделениях Совхоза- комбината "<данные изъяты>" медсанчасти и врачебной амбулатории отсутствуют, среди структурных подразделений, поименованных в пункте 6 Правил № 781, лечебно-профилактический комплекс также не значится.

Судом первой инстанции не учтено что, устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В приведенных выше Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не предусмотрено возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения, даже если указанные организации осуществляют медицинскую деятельность.

Ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций, к которым могут быть отнесены Совхоза- комбината "<данные изъяты>", ОАО ЭиЭ "<данные изъяты>".

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Аналогичное положение, позволяющее включать в специальный стаж периоды работы в должностях, предусмотренных Списками при условии выполнения работ в медицинских структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), предусмотрено п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.

В соответствии с разъяснениям и пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 " О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил № 781 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173- ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в списке, но и в структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско- акушерских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (военных частей) и других, не поименованных в Списке.

Из изложенного следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой не только в учреждениях здравоохранения, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

При этом, то обстоятельство, что ОАО ЭиЭ "<данные изъяты>" имело лицензию на право осуществления медицинской деятельности, не является безусловным основанием для отнесения структурного подразделения ОАО ЭиЭ "<данные изъяты>" к структурным подразделениям, работа в которых может засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Ссылка суда на то, что фактически филиал ОАО ЭиЭ "<данные изъяты>" "<данные изъяты>" сформирован на базе медико- санитарной части ЮГРЭС, работа в которой включена в специальный стаж заявителя, не подтверждается доказательствами, поскольку в материалы дела не представлено должностных инструкций истца в период работы в ЮГРЭС и в "<данные изъяты>", штатных расписаний, иных документов, могущих подтвердить сохранение прежнего характера и условий работы истца.

Как следует из представленных документов, спорный период работы истца осуществлялся не только в другом структурном подразделении, но и у другого работодателя (ЮГРЭС и ОАО ЭиЭ "Челябэнерго").

Поскольку в ходе слушания дела, стороной истца не представлено достоверных доказательств того, что подразделения Совхоза- комбината "<данные изъяты>", ОАО ЭиЭ "<данные изъяты>", в которых осуществляла свою деятельность истец, являлись медицинскими организациями, судебная коллегия не усматривает оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы истца в указанных учреждениях,, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.

Решение суда в части включения в стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации не обжалуется, поэтому судом апелляционной инстанции не подвергается проверке.

Поскольку судебной коллегией не установлено оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 03 мая 1990 года по 31 марта 1992 года в совхозе-комбинате «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> в медсанчасти и в должности <данные изъяты> во врачебной амбулатории, с 01 октября 2003 года по 15 апреля 2004 года в должности фельдшера ЛПК ОАО ЭиЭ «<данные изъяты>», оснований для назначения пенсии истцу т не имеется, решение в данной части также подлежит отмене.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Увельского районного суда Челябинской области от 16 ноября 2023 года в части признания незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 15 мая 2019 года в части не включения в специальный стаж Анешкиной Ольге Анатольевне периодов работы с 03 мая 1990 года по 30 июня 1991 года, с 01 октября 2003 года по 12 февраля 2004 года, а также обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области включить указанные периоды в ее специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29 июля 2019 года, отменить.

Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении этих требований Анешкиной О.А.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 марта 2024 года.

11-2395/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Анешкина Ольга Анатольевна
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Другие
Попова Наталья Владимировна
ОАО ЭиЭ Челябэнерго
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Федосеева Лариса Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
22.01.2024Передача дела судье
27.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2024Передано в экспедицию
27.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее