ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-3352
строка № 141
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«24» мая 2018г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Агафоновой Р.Г.
судей: Копылова В.В., Холодкова Ю.А.
при секретаре Макушевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Холодкова Ю.А.
гражданское дело по иску Мордовцеву В.В. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о возложении обязанности устранить реестровую ошибку, уточнить границы земельного участка, о погашении свидетельства о праве собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе представителя Мордовцеву В.В. по доверенности Тановицкого А.А.
на решение Лискинского районного суда Воронежской области от 22 февраля 2018 года
(судья районного суда Резниченко И.А.)
УСТАНОВИЛА:
Мордовцев В.В. обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, указав, что 09.09.2016г. между ФИО7 и Мордовцевым В.В. был заключен договор купли-продажи, согласно которому к покупателю перешло право собственности на следующие объекты недвижимости: нежилое помещение-склад литер К, площадью 185,3 кв.м, нежилое помещение магазин литер А, площадью 91,1 кв.м, нежилое помещение - весовая литер В, площадью 36,0 кв.м, нежилое помещение-склад литер 3, площадью 360.4 кв.м, располагавшиеся при заключении договора по адресу: <адрес>. Указанные объекты недвижимости располагаются, согласно договору, на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.
Право на указанные объекты недвижимости в установленном порядке зарегистрировано истцом Мордовцевым В.В. в Управлении Росреестра по <адрес> 19.09.2016г. Администрацией Среднеикорецкого сельского поселения 06.03.2017г., изданы постановления о присвоении почтовых адресов: нежилому помещению - магазину присвоен адрес: <адрес>; нежилому помещению - весовая присвоен адрес: <адрес>; нежилому помещению - склад присвоен адрес: <адрес> б; нежилому помещению - склад присвоен адрес: <адрес>. Предыдущий собственник указанных объектов недвижимости ФИО7 приобрел их на основании 4 договоров купли-продажи от 10.01.2003г., заключенных с ФИО8 В договорах купли-продажи также указывалось, что объекты недвижимости располагаются на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.
По данным протокола о результатах торгов по реализации складских помещений магазина на территории базы в <адрес> <адрес> от 07.12.1998г., составленном государственным специализированным учреждением юстиции «Воронежский областной центр по реализации имущества», ФИО8 приобрел располагавшиеся на том же земельном участке 6 объектов недвижимости: магазин, два склада, навес, сарай и весовую, реализованных в порядке исполнительного производства.
Согласно договору от 02.12.1994г. Селькоопзаготпромторг Лискинского РАЙПО продало ИЧП «Скип» квасильный цех, овощехранилище, склады, контору, весовую и другие сооружения, расположенные в <адрес>, включая здания, сооружения, оборудование и коммуникации. Приобретены данные объекты ИЧП «Скип» на праве собственности. Договором предусматривалось, что одновременно с правом собственности на имущество покупателю переходят все права землепользования на земельный участок площадью 10490 кв.м.
Сведения о переданных объектах недвижимости при переходе к ИЧП «Скип» права собственности зафиксированы в картографическом плане земельного участка, изготовленном БТИ Лискинского района Воронежской области.
В ходе выполнения кадастровых работ кадастровым инженером при помощи спутник геодезической аппаратуры Торсоп GR-5 определена точная площадь земельного участка, котором находятся принадлежащие истцу на праве собственности объекты недвижимости 9726 кв.м, и который незаконно включен в границы другого, смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В целях согласования и уточнения границ указанного выше земельного участка 14.07.2017г. истец обратился в территориальное управление Росимущества в Воронежской области с соответствующим заявлением. По результатам его рассмотрения 01.08.2017г. в согласовании границ истцу было отказано поскольку, земельный участок с кадастровым номером № является обособленным участком и входит в состав земельного участка с кадастровым номером №, находится в собственности Российской Федерации и предоставлен в аренду ОАО «РЖД».
24.08.2017г. истец обратился к арендатору указанного земельного участка - в филиал ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога с заявлением аналогичного содержания. Согласно ответу от 04.09.2017г. земельный участок с кадастровым номером № является федеральной собственностью, передан в ОАО «РЖД» по договору, заключенному с Росимущества в Воронежской области 05.02.2004г.
Истец полагал, что отказ собственника и арендатора земельного участка в согласовании и уточнении границ земельного участка является незаконным и не мотивированным.
С учетом изложенного, истец просил: возложить на территориальное управление Росимущества в Воронежской области обязанность устранить реестровую ошибку в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № путем установления фактического положения границ на местности, уточнить границы земельного участка с кадастровым номером № путем исключения из его площади земельного участка площадью 9726 кв.м, на котором располагаются принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости по: адресу: <адрес>; погасить свидетельство о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу <адрес> в связи с ошибкой, допущенной при определении его площади.
В ходе судебного разбирательства стороной истца были уточнены требования в части погашения записи о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Лискинского районного суда Воронежской области от 22.02.2018г. в удовлетворении исковых требований Мордовцева В.В. отказано (л.д.146, 147-149).
Не согласившись с указанным решением, Мордовцев В.В. в лице представителя Тановицкого А.А., действующего на основании доверенности, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное (л.д.155-158).
ОАО «РЖД» представлены возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Мордовцева В.В. – Тановицкий А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ОАО «РЖД» ФИО9 полагала решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст.167 ГПК Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон – Тановицкого А.А. и ФИО9, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, согласно договора купли-продажи от 09.09.2016г. истец приобрел недвижимое имущество: нежилое помещение - склад литер К, площадью 185,3 кв.м, нежилое помещение магазин литер А, площадью 91,1 кв.м, нежилое помещение - весовая литер В площадью 36,0 кв.м, нежилое помещение-склад литер 3, площадью 360,4 кв.м, по адресу: <адрес>. Указанные объекты недвижимости располагаются, согласно договору, на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, (л.д.11-14). Данные строения зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.15-18).
Администрацией Среднеикорецкого сельского поселения 06.03.2017г. изданы постановления о присвоении почтовых адресов: нежилому помещению - магазину присвоен адрес Воронежская <адрес>; нежилому помещению - весовая присвоен адрес: <адрес>; нежилому помещению - склад присвоен адрес: <адрес> б; нежилому помещению - склад присвоен адрес: <адрес> (л.д. 19-22). Земельный участок под вышеуказанными строениями истец не приобретал.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 11.12.2003г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> полоса отвода железной дороги ФГУП «ЮВЖД» находится в федеральной собственности.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 07.09.2004г. зарегистрирована аренда вышеуказанного земельного участка с 05.01.2004г. по 04.01.2053г. с ОАО «Российские железные дороги». Данный земельный участок относится к землям для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Из договора аренды земельного участка № от 05.02.2004г. следует, что ОАО «Российские железные дороги» принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (земель транспорта) с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, полоса отвода расположена в центральной части территории района с севера на юг, с запада на восток, с востока на запад по ее направлению для использования под объекты железнодорожного транспорта в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно п. 1-3 ст.27 Земельного Кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п.п. 7 п.5 ст.27 Земельного Кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии со ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Частью 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003г. №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, к которым относятся магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Согласно положениям Федерального закона от 10.01.2003г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные в полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Мордовцева В.В. о возложении обязанности устранить реестровую ошибку, уточнить границы земельного участка, о погашении свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Указанные выводы суда мотивированы в постановленном по делу решении, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК Российской Федерации, и не противоречат требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
По смыслу положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 ГПК Российской Федерации предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов их защиты.
Истец, заявляющий требование об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки, должен доказать ее наличие, дать описание кадастровой (реестровой) ошибки с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указать, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, и способ исправления кадастровой ошибки.
Между тем, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не доказано наличие реестровой ошибки, им не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, правоустанавливающим документам на земельный участок.
При этом исправление кадастровой (реестровой) ошибки в сведениях о границах земельных участков возможно только в отношении земельных участков, границы которых определены в соответствии с действующим законодательством, а поскольку участок (на котором располагаются принадлежащие истцу на праве собственности нежилые строения) является ранее учтенным, его границы не уточнены на местности, механизм исправления кадастровой (реестровой) ошибки не применим в сложившейся ситуации, следовательно, стороной истца выбран неверный способ защиты.
Кроме того, судом при разрешении спора установлено, что земельный участок (на который фактически претендует истец) находится в полосе отвода железной дороги, предназначен для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, и является собственностью Российской Федерации, что с учетом вышеизложенного вообще исключает его право собственности на его часть.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Выводы суда в решении достаточно мотивированы, последовательны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст.,ст.329-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Лискинского районного суда Воронежской области от 22 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мордовцеву В.В. по доверенности Тановицкого А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии: