Судья Котеева М.Г. Дело № 33-4623/2021 (2-8332/2020)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 18 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Симагина А.С.,
судей Солодовниковой ОВ, Винокуровой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Храпцовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарев ЕИ к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31, Избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород, Избирательной комиссии Нижегородской области, Министреству финансов Нижегородской области, управлению Федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании убытков, судебных расходов
по апелляционной жалобе Лазарев ЕИ
на решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 27 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Солодовниковой ОВ, пояснения представителя истца Лазарев ЕИ – Буракевич Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лазарев ЕИ обратился в суд с иском к Окружной Избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31, Избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород, Избирательной комиссии Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области, Управлению федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании убытков.
В обоснование заявленных требований указал, что решением городской Думы города Нижнего Новгорода в соответствии со ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и нрава на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), ст.6 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», ст.ст.15 и 29 Устава города Нижнего Новгорода выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва были назначены на 13 сентября 2020 года.
Лазарев ЕИ 09 июля 2020 года были представлены документы о выдвижении в качестве кандидата для участия в выборах в городскую Думу города Нижнего Новгорода седьмого созыва в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 31.
Истцом 10 июля 2020 года был открыт специальный избирательный счет кандидата [номер] в структурном подразделении №9042/067 ПАС) Сбербанк для формирования и расходования избирательного фонда при проведении избирательной кампании.
16 июля 2020 года в окружную избирательную комиссию были представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей.
По результатам проведенного 22 июля 2020 года заседания рабочей группы окружной избирательной комиссии № 31 были признаны достоверными и действительными 160 представленных подписей избирателей. Указанного количества подписей было достаточно для регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 31.
В этой связи 24 июля 2020 года окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 31 было принято решение № 10 о регистрации Лазарев ЕИ в качестве кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31. В подтверждение регистрации было выдано удостоверение кандидата.
Советским районным судом города Нижний Новгород
07 августа 2020 года вынесено решение о признании незаконным и отмене ранения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 от 24.07.2020 года №10 «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Лазарев ЕИ».
В целях проведения предвыборной агитации истцом был заключен договор 13/2020 от 07 августа 2020 года с МПН. Предметом договора являлось обязательство по проведению предвыборной агитации в рамках избирательной кампании Лазарев ЕИ Ё.И.. Цена договора была определена сторонами в размере 3 900 000 (трех миллионов девятисот тысяч) рублей (п. 4.1 договора).
Денежные средства были сняты со специального избирательного счета и уплачены МПН в наличной форме, что подтверждается распиской о получении денежных средств.
Однако в связи с тем, что решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 от 24.07.2020 № 10 «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Лазарев ЕИ» было отменено судом, цель предвыборной агитации, а именно голосование избирателей за кандидатуру на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва, не может быть достигнута.
После получения определения Советского районного суда города Нижнего Новгорода о возвращении апелляционной жалобы на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 07 августа 2020 года но делу № 2а-2656/2020 договор от 07 августа 2020 года № 13/2020 был расторгнут. Соглашением от 25 августа 2020 года о расторжении договора стороны определили, что стоимость услуг по предвыборной агитации, оказанных Агитатором в период с 07 августа 2020 года по 25 августа 2020 года составляет 3 000 000 рублей.
На основании соглашения о расторжении договора от 07 августа 2020 года № 13/2020 МПН были возвращены денежные средства в размере 900 000 рублей, что подтверждается распиской о получении денежных средств.
Истец считает, что отмена решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 от 24.07.2020 № 10 «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Лазарев ЕИ» вызвана незаконными действиями (бездействием) окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31.
Исходя из взаимосвязанных положений п. 3.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, постановлений Избирательной комиссии Нижегородской области от 14.06.2020 № 144/1804-6, от 30.01.2020 № 128/1551-6 для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года, должна использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.
В нарушение указанных норм права избирательная комиссия не провела проверку подписных листов, представленных Лазарев ЕИ, через ГАС «Выборы», тем самым нарушив принцип равенства кандидатов, установленный п. 1 ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных нрав и нрава на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При обнаружении расхождений в содержащихся в подписных листах сведенях об избирателях по результатам их проверки по Регистру избирателей ГАС «Выборы», с учётом сроков со дня заседания рабочей группы до окончания срока представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата (с 23.07.2020 до 18:00 29.07,2020, срок установлен п. 30 Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13.09.2020 года, утверждённым решением Избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 18,06.2020 №264), кандидат имел бы возможность для повторного выдвижения в качестве кандидата и для повторного сбора подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения, однако действия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 фактически лишили истца такого права, чем также нарушен принцип равенства кандидатов, установленный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ.
20 июля 2020 года председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 РМН было составлено, подписано и направлено письмо от 20 июля 2020 года на имя заместителя начальника ГУ МВД России по Нижегородской области, генерал-майора полиции КСЮ о направлении для проверки соответствия действительности сведений, указанных в подписных листах кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Лазарев ЕИ.
Действия председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №. 31 РМН по составлению, подписанию и направлению письма от 20 июля 2020 года являлись незаконными.
Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 31 не принималось никаких решений по вопросу составления и направления письма в ГУ МВД по Нижегородской области о направлении для проверки соответствия действительности сведений, указанных в подписных листах кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Лазарев ЕИ.
Решение о составлении и направлении письма от 20 июля 2020 года № 35-и было принято председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 РМН в отсутствие соответствующих полномочий.
Письмо председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 от 20 июля 2020 года составлено с нарушением формы, утвержденной протоколом №3 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дед Российской Федераций от 02.09.2016 № 08/14295-2016/1/8913 (Приложение № 7 к Протоколу № 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательно комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дед Российской Федерации от 02.09.2016 № 08/14295-2016/1/8913). Сведения о заключении указанного соглашения были направлены председателям избирательных комиссий субъектов РФ, что подтверждается письмом ЦИК РФ от 15.06.2020 № 07-06/4470.
В частности, согласно утвержденной форме письма (запроса) в территориальный орган МВД РФ, в письме (запросе) необходимо указывать, по состоянию на какую дату должна быть проведена проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, а также срок предоставления сведений.
В письме председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 от 20.07.2020 о направлении для проверки соответствия действительности сведений, указанных в подписных листах кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Лазарев ЕИ не указано, по состоянию на какую дату должна быть проведена проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах Лазарев ЕИ, а также не указан срок, в течение которого необходимо предоставить запрашиваемые сведения.
В связи тем, что председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 не указал дату, по состоянию на которую необходимо провести проверку достоверности сведений, по таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей (участников референдума) в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов или инициативы проведения референдума) Лазарев ЕИ, невозможно установить, на какую дату была проведена проверка.
В силу того, что председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 не указал срок, в течение которого ГУ МВД необходимо предоставить запрашиваемые сведения, ответ от ГУ МВД поступил после принятия окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу №31 решения от 24.07.2020 № 10 о регистрации Лазарев ЕИ в качестве кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва, по одномандатному избирательному округу №31.
Лазарев ЕИ полагает, что действиями (бездействием) окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 истцу были причинены убытки в виде расходов, понесенных на проведение предвыборной агитации в размере 3 000 000 рублей.
Истец просил суд взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца убытки в размере 3 000 000 рублей, причиненные ему Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №31, расходы по уплате государственной пошлины в размере 23 200 рублей.
Представитель Управления Федерального казначейства по Нижегородской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил отказать в иске в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов Нижегородской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил отказать в иске в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Избирательной комиссии Нижегородской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил отказать в иске.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 27 ноября 2020 года в удовлетворении иска Лазарев ЕИ к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31, Избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород, Избирательной комиссия Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области, Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании убытков, судебных расходов отказано.
С указанным решением не согласился Лазарев ЕИ, подав апелляционную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что поскольку решением Советского районного суда отменено решение избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Лазарев ЕИ избирательная комиссия является виновным лицом в причинении истцу убытков, связанных с проведением избирательной кампании, поскольку при надлежащей и своевременной проверке документов на этапе регистрации окружная избирательная комиссия имела возможность отказать в регистрации либо предоставить объективную возможность для повторного обращения после устранения выявленных недостатков.
Кроме того, заявитель указывает, что в настоящее время решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 07 августа 2020 года по гражданскому делу № 2а-2656/2020 не вступило в законную силу, поскольку 15 декабря 2020 года Первый кассационный суд общей юрисдикции вынес определение о возвращении административного дела на апелляционное рассмотрение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить. При этом пояснила, что судебная коллегия Нижегородского областного суда апелляционным определением от 22 января 2021 года подтвердила незаконность действий Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31, которая произвела проверку представленных Лазарев ЕИ документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, в части нарушения срока направления для проверки сведений об избирателях в ГУ МВД России по Нижегородской области, что стало следствием того, что комиссия приняла решение о регистрации Лазарев ЕИ в качестве кандидата в депутаты городской Думы без результатов этой проверки. Также судебной коллегией установлено, что избирательная комиссия не проверяла сведения об избирателях по системе ГАС «Выборы».
Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание, не представили. Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 г. N 148 «О назначении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва» выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва назначены на 13 сентября 2020 года.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.04.2016 N 89 (ред. от 23.06.2020) «О формировании избирательно комиссии муниципального образования город Нижний Новгород» сформирована избирательная комиссия муниципального образования город Нижний Новгород.
Решением избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 05.07.2020 № 282 «О формировании окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва» сформированы окружные избирательные комиссии одномандатных избирательных округов на период подготовки и проведения выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва,
назначенных на 13 сентября 2020 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 18.06.2020 № 265 «В перечне окружных избирательных комиссий по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатным избирательным округам» утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, согласно приложению к настоящему решению.
Истец обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №31 с заявлением о выдвижении в качестве кандидата для участия в выборах в городскую Думу города Нижнего Новгорода седьмого созыва.
24 июля 2020 года окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №31 принято решение № 10 о регистрации Лазарев ЕИ, в качестве кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31.
Решением Советского районного суда г. Нижний Новгород от 07 августа 2020 года (дело № 2а-2656/2020) указанное решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 от 24.07.2020 года № 10 «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Лазарев ЕИ» признано незаконным и отменено.
Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 22 января 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
При вынесении решения судом было установлено, что решением от 10 июля 2020 года № 7 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 сформирована рабочая группа по проверке достоверности сведений по подписным листам кандидатов в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №31.
ФИО15 09 июля 2020 года представил в ОИК в ОИК №31 заявление и документы для выдвижения и регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
16 июля 2020 года кандидат Лазарев ЕИ представил в ОИК №31 подписные листы с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата.
21 июля 2020 года рабочей группой, сформированной из членов ОИК №31 с правом решающего голоса (решение ОИК №31 о создании рабочей группы приложено в материалы дела), проведена проверка подписных листов представленных Лазарев ЕИ По результатам проверки составлена Ведомость проверки подписных листов и Итоговый протокол, подписаны руководителем и членами рабочей группы.
Кроме того, к участию в проверке подписных листов Лазарев ЕИ в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» привлекался эксперт - почерковед КГА (старший эксперт отделения по обслуживанию ОП №7 Экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по г.Н.Новгороду) на основании запроса, направленного в избирательную комиссию муниципального образования.
Копия итогового протокола передана кандидату 22 июля 2020 года в 19:00, о чем указано в итоговом протоколе и имеется подпись кандидата о его получении, дата и время его получения.
В соответствии с итоговым протоколом, рабочей группой в рамках проверки подписных листов кандидата Лазарев ЕИ, недействительными признано 7 подписей, действительными - 160 подписей из представленных 167 подписей, что на момент принятия обжалуемого решения являлось достаточным количеством для регистрации кандидата.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 от 24.07.2020 №10 Лазарев ЕИ был зарегистрирован кандидатом в депутаты.
Согласно ст.67 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Н.Новгород от 07.08.2020 года по делу № 2а-2656/2020, вступившим в законную силу, решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 от 24.07.2020 года №10 «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Лазарев ЕИ» признано незаконным и отменено.
Обстоятельства, установленные данным решением суда, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Отменяя решение Избирательной комиссии о регистрации кандидата Лазарев ЕИ в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода, суд установил, что действительными и достоверными могут быть признаны 140 подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №31.
Истец полагает, что ему причинены убытки в виде расходов на избирательную компанию в результате незаконных действий (бездействия) Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31, выразившихся в непроведении проверки подписных листов, в том числе, посредством системы ГАС «Выборы», что в свою очередь привело к невозможности повторного отбора подписей избирателей.
Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения, принимая во внимание отсутствие совокупности необходимых для этого обстоятельств: факта наступления убытков, размера убытков, незаконности действия (бездействия), наличия прямой причинной связи между указанными действиями (бездействием) и возникновением убытков.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в результате надлежащей оценки всей совокупности представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы ответчика вышеуказанные выводы суда первой инстанции не опровергают.
Соглашаясь с выводами суда и отклоняя доводы заявителя жалобы, судебная коллегия указывает следующее.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности, возмещение убытков, под которыми понимаются в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу названных правовых норм право возмещения убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. Для взыскания вреда истцу необходимо доказать следующую совокупность обстоятельств: причинение убытков, а также их размер, противоправное поведение причинителя вреда (вину), наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности названных элементов деликтной ответственности.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ)
Законодательство о выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области согласно пункту 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (далее – Закон № 108-З) составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другие федеральные законы, Устав Нижегородской области, настоящий Закон, другие законы Нижегородской области (далее - закон области), уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
Согласно части 1 статьи 32 Закона № 108-З регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в статьях 27 и 28 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии указанных документов, за исключением подписных листов и протокола об итогах сбора подписей избирателей, для кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), на которую распространяется действие частей 2 - 5 статьи 28.1 настоящего Закона.
Будучи этапом избирательного процесса, сбор подписей определенного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством числа выборных лиц местного самоуправления является обязательным условием регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерацией, выдвинутого как политической партией, так и в порядке самовыдвижения.
Таким образом, обязанность предоставления документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты, возложена на самого кандидата.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда, проверяя законность принятого судом первой инстанции решения о признании незаконным решения о регистрации Лазарев ЕИ в качестве кандидата в депутаты городской думы города Нижнего Новгорода, установила проведение Окружной избирательной комиссией № 31 проверки документов, представленных Лазарев ЕИ, с нарушением требований закона.
Однако основанием для отмены решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты послужило несоблюдение самим кандидатом избирательного законодательства, выразившееся в непредставлении надлежащих документов, обязательных для выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам, а именно подписных листов в поддержку своего самовыдвижения.
В этой связи довод ответчика о нарушении избирательной комиссией принципа равенства кандидатов, выразившегося в непроведении проверки подписей по системе ГАС «Выборы», не имеет правового значения.
Так, конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется только в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения.
Судебная коллегия считает необходимым подчеркнуть, что установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению, так как государство от гражданина, претендующего в данном случае на должность депутата городской думы, вправе требовать строгого соблюдения всех предписаний избирательного законодательства.
То есть, в первую очередь ответственность за представление в избирательную комиссию недействительных подписей избирателей лежит на Лазарев ЕИ, а не на избирательной комиссии.
Принятие же избирательной комиссией решения о регистрации кандидата, несвоевременное выявление недостатков, что установлено судебными постановлениями, еще не дает истцу, с учетом возложенных на него законом обязанностей по соблюдению избирательного законодательства, права требовать возмещения убытков.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Законодательством также определен порядок формирования средств, поступающих на специальных избирательный счет кандидата в депутаты (пункты 5-8 статьи 58) и порядок их целевого расходования кандидатом в губернаторы и отчетности, контроля за расходованием этих средств (статья 59).
Согласно п. 5 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан; добровольных пожертвований юридических лиц.
В силу положений Федерального закона № 67-ФЗ право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона № 67-ФЗ после дня голосования кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, специальном счете фонда референдума, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, фонды референдума, пропорционально вложенным средствам. Кредитная организация обязана по истечении 30 дней со дня голосования по письменному указанию соответствующей комиссии в бесспорном порядке перечислить на ее счет причитающиеся ей денежные средства. Оставшиеся на специальном избирательном счете, специальном счете фонда референдума неизрасходованные денежные средства кредитная организация обязана по истечении 60 дней со дня голосования перечислить в доход соответствующего бюджета и закрыть этот счет.
На основании изложенного, принимая во внимание все обстоятельства дела, учитывая также факт того, что отказ в регистрации в качестве депутата связан с действиями самого истца, расходы на предвыборную агитацию Лазарев ЕИ не могут быть возмещены истцу по правилам статей 15, 1064, 1071 ГК РФ.
При этом действующим законодательством об избирательных правах граждан не предусматривается возможность возмещения затрат на предвыборную агитацию кандидатам в депутаты, снятым с регистрации, в том числе по судебному решению.
Довод ответчика о том, что решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 07 августа 2020 года не вступило в законную силу, поскольку 15 декабря 2020 года Первый кассационный суд общей юрисдикции вынес определение о возвращении административного дела на апелляционное рассмотрение признается судом несостоятельным, поскольку на момент вынесения решения суда по настоящему делу апелляционная жалоба считалась неподанной, в связи с чем решение суда об отмене решения избирательной комиссии считалось вступившим в законную силу. В настоящее время указанное решение также является вступившим в законную силу, поскольку апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 22.01.2021 года было оставлено без изменения. Таким образом, суд первой инстанции в рамках настоящего дела был вправе ссылаться на установленные решением Советского районного суда г. Нижний Новгород от 07 августа 2020 года обстоятельства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обоснованным отказ суда в удовлетворении иска Лазарев ЕИ к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31, Избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород, Избирательной комиссия Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области, Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании убытков в полном объеме заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 27 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лазарев ЕИ – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи