Дело № 2а-1384/2020
УИД 42RS0008-01-2020-002197-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рудничный районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Жилина С.И.
при секретаре Бормотовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
08 октября 2020 г.
административное дело по административному иску Колесников П.В. к Военному комиссариату Рудничного и Кировского районов г.Кемерово Кемеровской области, Призывной комиссии Военного комиссариата по Рудничному и Кировскому районам г.Кемерово Кемеровской области, ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» о признании решения Призывной комиссии Военного комиссариата по Рудничному и Кировскому районом г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Колесников П.В. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Рудничного и Кировского районов г.Кемерово Кемеровской области, Призывной комиссии Военного комиссариата по Рудничному и Кировскому районам г.Кемерово Кемеровской области, ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» о признании незаконным решения Призывной комиссии, в котором просит признать незаконным решение Призывной комиссии Военного комиссариата по Рудничному и Кировскому районам города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязать Призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооружённых Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраст 27 лет.
Административный истец Колесников П.В. административные исковые требования мотивирует тем, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате Рудничного и Кировского районов г. Кемерово. С момента постановки на воинский учет и по настоящий момент проживает по адресу регистрации, официально трудоустроен в КАО «АЗОТ». С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27 лет повесток о необходимости явиться в Военный комиссариат не получал.
ДД.ММ.ГГГГ Призывной комиссией в Военном комиссариате Рудничного и Кировского районов г. Кемерово в отношении него вынесено заключение о признании, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и решение о зачислении в запас.
С решением (заключением) Призывной комиссии не согласен, считает его незаконным, нарушающим его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу, следовательно, обжалуемым решением фактически к административному истцу применяются ограничения в правах (пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В судебном заседании административный истец Колесников П.В. на удовлетворении административного иска настаивал, просил его удовлетворить. Вместе с тем пояснил, что он действительно ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен с решением призывной комиссии, указав собственноручно, что согласен с ним. Однако на руки его не получал, со всем текстом решения призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен не был.
Представитель административных ответчиков ФИО4, действующая на основании доверенностей, в удовлетворении административного иска просила отказать по изложенным в письменном отзыве на административный иск основаниям.
Представитель заинтересованного лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежаще и своевременно.
Суд, выслушав участвующие стороны, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч.ч.1,2 ст.59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О воинской обязанности и военной службе» (далее ФЗ №53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
В соответствии со ст.1 указанного закона, воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу ст.10 приведенного закона, в целях обеспечения воинского учета граждане, в том числе, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
На основании ч.ч.1,2 ст.31 указанного закона, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы; граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
На основании п.а ч.1 ст. 22 данного закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Статьями 23, 24 приведенного закона предусмотрены основания освобождения от призыва граждан на военную службу, отсрочки от призыва граждан на военную службу.
Согласно ч.1 ст.25 ФЗ № 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.28 указанного федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
На основании ч.1.1 ст.28 ФЗ №-Ф3 при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно п.5 ст.28 ФЗ №53-ФЗ призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п.34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. №, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что административный истец Колесников П.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 27 лет.
Согласно данным паспорта, административный истец Колесников П.В. значится в регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>А, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается также справкой ООО «УК «Радуга» от ДД.ММ.ГГГГ (лд.57-58).
Также судом установлено и не оспорено в судебном заседании сторонами, что административный истец Колесников П.В. не прошел военную службу по призыву.
Из личного дела призывника Колесников П.В. (лд.29-66) следует, что ДД.ММ.ГГГГ. комиссией по первоначальной постановке граждан на воинский учет военного комиссариата Колесников П.В. поставлен на воинский учет и ему определена категория годности Б (лд.33).
ДД.ММ.ГГГГ Колесников П.В. решением призывной комиссии военного комиссариата на основании п.п. «а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, в связи с учебой до ДД.ММ.ГГГГ (лд.36).
ДД.ММ.ГГГГ. Колесников П.В. решением призывной комиссии военного комиссариата на основании п.п. «б» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, в связи с учебой до ДД.ММ.ГГГГ (лд.36).
Таким образом, Колесников П.В. право на отсрочку утрачено с ДД.ММ.ГГГГ, что в судебном заседании сторонами и не оспаривалось.
После окончания отсрочки административный истец Колесников П.В. обязан был прибыть в военный комиссариат по месту жительства для медицинского освидетельствования призывной комиссией, однако в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ гг. Колесников П.В. в военный комиссариат по месту жительства не прибыл, что следует из личного дела призывника. Доказательств иного материалы дела не содержат.
При этом из личного дела призывника Колесников П.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ работником военного комиссариата для вручения повесток осуществлен выезд по месту регистрации Колесников П.В. Дверь открыла мать ФИО5, которая и получила под роспись повестку на имя Колесников П.В. для его явки в военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ, по словам матери сына дома не было. В назначенный день Колесников П.В. в военный комиссариат не явился.
ДД.ММ.ГГГГ г. работником военного комиссариата для вручения повесток осуществлен выезд по месту регистрации Колесников П.В. Дверь открыла его мать ФИО5, которая пояснила, что сына дома нет. От получения повестки на имя Колесников П.В. отказалась. В повестке имеется запись о том, что мама категорически против призыва сына в армию (лд.51).
ДД.ММ.ГГГГ г. работником военного комиссариата для вручения повесток осуществлен выезд по месту регистрации Колесников П.В. Дома его не оказалось, повестка оставлена в почтовом ящике (лд.53).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ военный комиссариат обращался в ОП «Рудничный» УМВД России по <адрес> об установлении места нахождения Колесников П.В. (лд.52, л.д.54), однако сведений о его местонахождении представлено не было.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Колесников П.В. обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче ему военного билета в связи с достижением 27-летнего возраста (лд.55). По факту неявки в военный комиссариат после окончания срока отсрочки у Колесников П.В. получено объяснение, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ г. он работал в МБОУ «СОШ № 60» г.Кемерово заместителем директора по воспитательной работе, повесток о необходимости явки в военный комиссариат не получал (лд.60).
В соответствии с абз.4, 5, п.1,2 ст.10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
-сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
-явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
-граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Руководствуясь п.п. 1.1. п.1, ст. 28 ФЗ РФ № «О воинской обязанности и военной службе», при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Из положений п.4. Постановления Конституционного суда РФ от 30 октября 2014 г. N 26-П, пункту 1.1 статьи 28 "Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", который вступил в силу с 1 января 2014 года, во взаимосвязи с пунктом 34 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года N 465) заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В судебном заседании установлено и из материалов административного дела следует, что Колесников П.В. с ДД.ММ.ГГГГ (исполнения ему 18 летнего возраста) и до ДД.ММ.ГГГГ (исполнения ему 27 лет) не был призван в Вооруженные Силы РФ и военную службу по призыву не проходил.
Решением Призывной комиссии Военного комиссариата по Рудничному и Кировскому районам г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ Колесников П.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (лд.26-27, л.д.62).
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемое решение Призывной комиссии соответствует требованиям законодательства, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для его принятия имелись, по своему содержанию оно соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Так, на заседании призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ административный истец Колесников П.В. присутствовал лично, что подтверждается протоколом заседания и листом ознакомления с решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, на котором Колесников П.В. собственноручно написал, что с решением призывной комиссии ознакомлен, решение ему понятно, с решением согласен (лд.64). Свою подпись в листе ознакомления административный истец Колесников П.В. не оспаривал, каких –либо заявлений о невозможности по уважительной причине явиться по призыву не делал, доказательств, предоставляющих ему право дальнейшей отсрочки либо освобождения от военной службы после ДД.ММ.ГГГГ., не предоставлял.
Кроме того, административным ответчиком заявлено о пропуске срока Колесников П.В. на обращение в суд с настоящим административным иском, разрешая которое, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
В силу ч. 1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии Военного комиссариата по Рудничному и Кировскому районам г. Кемерово о признании Колесников П.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении в запас вынесено ДД.ММ.ГГГГ, о чем Колесников П.В. было достоверно известно, поскольку на заседании призывной комиссии он лично присутствовал, с принятым по итогам заседания решением ознакомлен под роспись в листе ознакомления, следовательно, правом на подачу жалобы в случае несогласия с принятым решением административный истец мог воспользоваться в срок до ДД.ММ.ГГГГ Однако с настоящим административным иском в суд Колесников П.В. обратился, согласно штампу Почты России (лд.14) только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами процессуального срока, установленного законом для обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии.
В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с частью 7 ст. 219 КАС РФ срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен, если срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Доказательств наличия причин, которые могли быть расценены судом в качестве уважительных, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться в суд с данным иском, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ не представлено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Колесников П.В. административных требований.
Суд считает, что указанные выводы соответствуют обстоятельствам дела и закону.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.177-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2020░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: