Дело № 2-2а/248
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Пижанка 17 декабря 2015 года
Советский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Данилиной С.А.,
при секретаре Лаптевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-2а/248 по административному исковому заявлению администрации к ОСП по Пижанскому району УФССП России по Кировской области об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Администрация обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Пижанскому району УФССП России по Кировской области (с учетом уточнений) об освобождении от исполнительского сбора. В обоснование исковых требований указано, что 19.12.2014 года на основании исполнительного листа № <данные изъяты> от 16.12.2014 г., выданного Советским районным судом Кировской области по делу № 2-2/157, вступившему в законную силу 16.12.2014 г., судебным приставом-исполнителем ОСП по Пижанскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области было возбуждено исполнительное производство № 7670/14/43034-ИП об обязании разработать планы обеспечения транспортной безопасности автомобильных мостов: через р. Иж на автодороге Пижанка - Казаково, через р. Шуда на автодороге Пижанка - Павлово, через р. Пижанка на автодороге Пижанка - Казаково, через р. Иж на автодороге Ахманово - Сретенское, мост на автодороге Павлово - Иж - Турусиново; организовать проведение категорирования автомобильных мостов на автодорогах Тимкино - Безруково, Безводное - Ерши, Борок - Будилово, Павлово - Ветлугаи, с последующей оценкой уязвимости и разработкой планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. В постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.11.2015 г. принято решение о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. Между тем, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. Администрация обращалась с соответствующим заявлением в суд об отсрочке исполнения судебного решения по делу 2-2/157. Определением Советского районного суда Кировской области № 13-2/2 от 26.01.2015 г. в предоставлении отсрочки исполнения указанного судебного решения было отказано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24.02.2015 г. определение Советского районного суда оставлено без изменения. Администрацией для надлежащего исполнения, содержащихся в исполнительном документе требований, были предприняты все необходимые меры.
Так, требование об организации проведения категорирования автомобильных мостов на автодорогах Тимкино - Безруково, Безводное - Ерши, Борок - Будилово, Павлово - Ветлугаи исполнено, а именно: 18.12.2014 г. администрацией в адрес Федерального дорожного агентства были направлены необходимые сведения для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры. Приказом Федерального дорожного агентства от 13.04.2015 № 237 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» указанным мостам присвоена 4 категория с внесением записи в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
По оценке уязвимости перечисленных выше мостов 22.05.2015 г. администрацией опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. 22.06.2015 г. по результат электронного аукциона (протокол № <данные изъяты> от 08.06.2015 г.) с ООО «Б...» был заключен муниципальный контракт по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Пижанского муниципального района. Выполнение работ по указанному контракту поэтапное. 1 этап - оформление отчетов по оценке уязвимости ОТИ и представление результатов Заказчику для ознакомления (30 дней со дня подписания контракта); 2 этап - получение Исполнителем утвержденных отчетов об оценке уязвимости ОТИ (30 дней с момента получения компетентным органом результатов проведения оценки уязвимости ОТИ); 3 этап - представление Заказчику утвержденных отчетов об оценке уязвимости ОТИ (5 рабочих дней с момента получения от компетентного органа утвержденных отчетов об оценке уязвимости ОТИ). Во исполнение контракта, в соответствии со сроками выполнения работ по 1 этапу, 25.08.2015 г. Исполнителем - ООО «Б...» в адрес Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства Ф.Р.Н. для рассмотрения и принятия решения были направлены результаты проведенной оценки по указанным выше 4 мостам, о чем Исполнитель уведомил администрацию письмом от 29.09.2015 г. 21.09.2015 г. Федеральное дорожное агентство в адрес ООО «Б...» направило заключение об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости, о чем Исполнитель уведомил администрацию письмом от 21.10.2015 г. 17.11.2015 г. Исполнитель повторно направил результаты проведенной оценки, о чем также уведомил администрацию письмом от 02.12.2015 г.
По требованию о разработке планов обеспечения транспортной безопасности по мостам на автодорогах Тимкино - Безруково, Безводное - Ерши, Борок - Будилово, Павлово - Ветлугаи. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на, утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, в связи с тем, что работы по оценке уязвимости по указанным объектам не закончены, требование о разработке планов обеспечения транспортной безопасности не может быть исполнено администрацией в силу объективных причин, не зависящих от должника.
По требованию о разработке планов обеспечения транспортной безопасности автомобильных мостов: через р. Иж на автодороге Пижанка - Казаково, через р. Шуда на автодороге Пижанка - Павлово, через р. Пижанка на автодороге Пижанка - Казаково, через р. Иж на автодороге Ахманово - Сретенское, мост на автодороге Павлово - Иж - Турусиново. 10.06.2015 года администрацией опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. По окончании срока приема заявок не подано ни одной заявки, в соответствии с ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», электронный аукцион признан несостоявшимся (протокол № <данные изъяты>). 29.06.2015 г. администрация повторно опубликовала извещение на проведение указанных выше работ, однако по окончании срока приема заявок вновь не подано ни одной заявки, электронный аукцион вновь признан несостоявшимся (протокол № <данные изъяты>). 08.09.2015 г. в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ администрацией были заключены муниципальные контракты № 11, № 12 с ООО «И...» на выполнение работ по разработке проектов планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по указанным выше объектам. 02.12.2015 г. в адрес администрации от ООО «И...» поступило письмо о том, что планы обеспечения транспортной безопасности в настоящее время находятся в разработке. Проекты планов будут отправлены на согласование в адрес администрации не позднее 09.12.2015 г. Таким образом, администрацией приняты все меры для надлежащего исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Задержка исполнения требований произошла в силу объективных причин и отсутствии виновного противоправного бездействия администрации.
В судебном заседании представитель административного истца – администрации –юрисконсульт администрации И.И.Н., действующая на основании доверенности, оформленной надлежащим образом, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила, что администрацией приняты все возможные меры для исполнения исполнительного документа, в действиях должника отсутствует противоправное бездействие, а также имеются объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в срок.
Представитель административного ответчика – ОСП по Пижанскому району УФССП России по Кировской области –начальник отдела – старший судебный пристав Б.В.Н. административные исковые требования не признала, свою позицию изложила в письменном отзыве, указав, что должником администрацией не принято достаточных мер для надлежащего исполнения решения исполнительного документа в срок, он не воспользовался в полной мере правами, которые предоставлены ему действующим законодательством. Считает, что оснований для освобождения от исполнительского сбора не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Советского районного суда Кировской области от 12.11.2014 г. на администрацию была возложена обязанность разработать планы обеспечения транспортной безопасности автомобильных мостов: через р. Иж на автодороге Пижанка - Казаково, через р. Шуда на автодороге Пижанка - Павлово, через р. Пижанка на автодороге Пижанка - Казаково, через р. Иж на автодороге Ахманово - Сретенское, мост на автодороге Павлово - Иж - Турусиново; организовать проведение категорирования автомобильных мостов на автодорогах Тимкино - Безруково, Безводное - Ерши, Борок - Будилово, Павлово - Ветлугаи, с последующей оценкой уязвимости и разработкой планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (л.д.41-45).
19.12.2014 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Пижанскому и Лебяжскому районам в отношении должника было возбуждено исполнительное производство № 7670/14/43034-ИП, согласно которому должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа (л.д.7).
Должник – администрация предупреждена, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере, предусмотренном действующим законодательством (л.д. 7).
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования исполнительного документа не исполнил, судебным приставом – исполнителем 30.11.2015г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.8).
В судебном заседании установлено, что администрация обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения до 01.12.2015 года. В удовлетворении требований было отказано. Данное решение администрацией было обжаловано в суд апелляционной инстанции. 24.02.2015 года частная жалоба администрации оставлена без удовлетворения (л.д. 46-50).
Решением Пижанской районной Думы от 10.12.2014г. № 22/175 «О бюджете муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» по инициативе администрации в бюджете были предусмотрены денежные средства необходимые для проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности (л.д. 65-70).
18.12.2014 года администрацией в адрес Федерального дорожного агентства были направлены необходимые сведения для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры – автомобильных мостов на автодорогах Тимкино - Безруково, Безводное - Ерши, Борок - Будилово, Павлово – Ветлугаи. Приказом Федерального дорожного агентства от 13.04.2015 № 237 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» указанным мостам присвоена 4 категория с внесением записи в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (л.д. 9-11).
29.12.2014года администрацией был утвержден план – график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на 2015 года, согласно которому проведение аукциона на осуществление работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры запланировано на апрель 2015 года, а по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры – на июль 2015 года (л.д.78-81).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что работа по исполнению решения Советского районного суда от 12.11.2014 года началась еще до возбуждения исполнительного производства.
В соответствии со ст.86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В связи с этим, в целях реализации вопросов местного значения в части обеспечения транспортной безопасности постановлением администрации от 24.03.2015г. № 52 были внесены изменения в постановление администрации от 18.10.2013г. № 221 «Об утверждении муниципальной программы Пижанского района Кировской области «Развитие транспортной системы на 2014-2018г.г»., согласно которым было увеличено финансирование мероприятий данной программы, в том числе предусмотрены денежные на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также на разработку планов обеспечения транспортной безопасности (л.д.74-77).
22.06.2015 г. администрацией с ООО «Б...» был заключен муниципальный контракт по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Пижанского муниципального района, который выполняется в три этапа. Работы по указанному контракту в настоящее время, в силу объективных причин, исполнителем не окончены, в связи с чем администрация не может приступить к работам по разработке планов обеспечения транспортной безопасности по мостам на автодорогах Тимкино - Безруково, Безводное - Ерши, Борок - Будилово, Павлово - Ветлугаи, поскольку планы обеспечения транспортной безопасности разрабатываются на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляются на утверждение в компетентные органы (л.д. 12-23).
10.06.2015 года администрацией опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а именно: по требованию о разработке планов обеспечения транспортной безопасности автомобильных мостов: через р. Иж на автодороге Пижанка - Казаково, через р. Шуда на автодороге Пижанка - Павлово, через р. Пижанка на автодороге Пижанка - Казаково, через р. Иж на автодороге Ахманово - Сретенское, мост на автодороге Павлово - Иж - Турусиново. По окончании срока приема заявок аукцион признан несостоявшимся. 29.06.2015 г. было повторно опубликовано извещение на проведение указанных выше работ, однако по окончании срока приема заявок электронный аукцион вновь был признан несостоявшимся. Только 08.09.2015 г. администрацией были заключены муниципальные контракты № 11, № 12 с ООО «И...» на выполнение работ по разработке проектов планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по указанным выше объектам. 02.12.2015 г. в адрес администрации от ООО «И...» поступило письмо о том, что планы обеспечения транспортной безопасности в настоящее время находятся в разработке и проекты данных планов будут отправлены на согласование в адрес администрации не позднее 09.12.2015 г. (л.д. 24-40).
В судебном заседании представитель администрации И.И.Н. пояснила, что в результате телефонных переговоров с представителем ООО «И...» последний пояснил, что проекты планов обеспечения транспортной безопасности 09.12.2015г. направлены на согласование в адрес администрации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Учитывая установленные обстоятельства и представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание конкретные меры, принятые должником в целях исполнения судебного решения, отсутствие в судебном решении конкретного срока его исполнения, необходимость соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и в сфере транспортной безопасности, суд, соглашается с доводами администрации о том, что последняя предпринимала необходимые меры для исполнения судебного решения, однако нарушение должником установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано уважительными причинами. Указанные должником обстоятельства суд считает возможным исходя из конкретных обстоятельств дела отнести к непреодолимым препятствиям, находящимся вне контроля должника, которые делали невозможным исполнение должником требований исполнительного документа в установленный законом срок. При этом, должником соблюдалась та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Таким образом, оценив все собранные по делу доказательства, а также те обстоятельства, что администрация предприняла все необходимые меры для исполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, однако исполнить решение суда не имела возможности по причинам от неё независящим, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления администрации об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Пижанскому району УФССП России по Кировской области от 30.11.2015 г., поскольку судом установлены обстоятельства, которые в силу закона влекут за собой возможность освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.11.2015 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 19.12.2014 ░░░░ № 7670/14/43034-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 18.12.2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░