Дело №а-679/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 24 ноября 2020 года
Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Магомедова А.Ю., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование и транспортного налога и пени в размере 9935,60 рублей,
установил:
МРИ ФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к административному ответчику ФИО1 о взыскании пени страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование и транспортного налога и пени в размере 9935,60 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" действовавшего в спорный период, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации и предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года. (п.2 ст. 16)
Административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил предпринимательскую деятельность, согласно Выписке из ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 за время осуществления предпринимательской деятельности ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него Законом по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Кроме того, административный истец указал, что за ФИО1 числится задолженность по уплате пени транспортного налога за период 2017 год. На налогоплательщика были зарегистрированы транспортные средства: ВАЗ 21102, автомашина 47430. Должник в установленный срок налоги не уплатил в связи с чем образовалась задолженность по уплате пени.
МРИ ФНС России № по <адрес> просит взыскать образовавшуюся задолженность.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> – ФИО4 надлежаще извещенный о месте, дате и времени проведения судебного разбирательства не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, хотя был надлежаще извещен о дате, времени и месте проведения слушания, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Административным ответчиком в суд представлено письменное заявление об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что свою деятельность связанную с ведением розничной торговли прекратил ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" определено, что индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно. За несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов в соответствии по ст. 25 ФЗ № 212-ФЗ начисляется пеня.
Как следует из материалов дела и не было опровергнуто сторонами, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя для ведения розничной торговли с ДД.ММ.ГГГГ, деятельность которого была прекращена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРИП, и соответственно в указанный период времени являлся плательщиком страховых взносов. За несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов административному ответчику в соответствии ст. 25 ФЗ № 212-ФЗ начислена пеня.
Кроме того ФИО1 являлся налогоплательщиком транспортного налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Административному ответчику выставлено требование за № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, сроком исполнения требований не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В возражение указанным обстоятельствам ответчиком представлены квитанции об уплате налогов, а также выписка из ЕГРИП.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Воспользовавшись своим правом, административный истец обратился в суд в установленный законом срок.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимки транспортного налога. Определением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.
В районный суд административный истец обратился с административным исковым заявлением о взыскании пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов ДД.ММ.ГГГГ.
Правоотношения по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентированы главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы и принципы обложения ими устанавливает Налоговый кодекс РФ, при этом утратил силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, возникших до ДД.ММ.ГГГГ, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, начисление пени непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Часть 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физических лиц производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, никаких доказательств, обосновывающих, за какой период времени и в каком размере у ФИО1 возникла задолженность по страховым взносам, на которую произведено начисление пеней, заявленных к взысканию и соблюден ли в отношении данной задолженности порядок принудительного взыскания, административный истец не предоставил.
Так, в материалы дела не представлены уведомления, содержащие сведения о начисленных и неуплаченных страховых взносах на обязательное медицинское страхование, для возможности проверки их актуальности.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам или принятия иных мер к ее принудительному взысканию, учитывая так же то, что обязанность по уплате пени является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, при этом, разграничение процедуры взыскания страховых взносов и процедуры взыскания пеней недопустимо, суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что по смыслу положений статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ и статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы, то есть недоимки по страховым взносам в пределах размера, установленного частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ, образовавшиеся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, согласно выписки из ЕГРИП ФИО1 прекратил ДД.ММ.ГГГГ.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.
Аналогичное правило содержится в п. 50 Постановление Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Срок уплаты указанных страховых взносов (по которым начислена пеня по данному делу) наступил по истечении 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, взыскиваемая пеня также подлежала списанию.
В удовлетворении административных исковых требований в части взыскания недоимки пени транспортного налога подлежит отказу, так как к моменту рассмотрения дела административным ответчиком представлена платежная квитанция от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что ФИО1 пеня транспортного налога в сумме 554,07 рублей уплачена в полном размере.
Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения административного спора по существу нарушений Налогового законодательства РФ со стороны ФИО1 нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 174-180, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к административному ответчику ФИО1 пени страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование и пени транспортного налога в размере 9935,60 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: А.Ю.Магомедов