Дело № 2-1761/2024
УИД 75RS0025-01-2024-002631-95
Категория: 2.171
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25декабря 2024 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Беспечанского П.А., при секретаре Лапердиной Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Читинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Пляскиной М. А., Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Фатьянову Е. А. опризнании распоряжения незаконным, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки, признании права отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Читинского района обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Пляскиной М. А., Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой района проверкой установлен факт предоставления гражданину Фатьянову Е.А. в собственность земельного участка с кадастровым номером № в отсутствие законных оснований, просил признать распоряжение МежрегиональноготерриториальногоУправления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия № 75-552-р от02.07.2024ничтожной сделкой; признать заключенный между Фатьяновым Е.А. и Пляскиной М.А. договор купли-продажи от 05.07.2024 ничтожной сделкой; применитьпоследствия недействительноститаких ничтожныхсделок; признатьправо собственности РоссийскойФедерации наземельный участок с кадастровым номером №; признатьзарегистрированное в ЕГРН17.09.2024 за№ право собственности Пляскиной М.А. на здание с кадастровым номером № отсутствующим; возложить на Управление Росреестра по Забайкальскому краю обязанность снять с государственного кадастрового учета здание с кадастровым номером №.
Протокольным определением к участию в деле в качестве соответчика привлечен Фатьянов Е.А., третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сухарев А.А. исковые требования поддержал.
Ответчики Пляскина М.А., Фатьянов Е.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Ранее в судебном заседании Пляскина М.А. иск не признала, пояснила, что участок был зарегистрирован на неё по просьбе знакомой А. которой имела доверительные отношения. На данный участок не выезжала, о наличии построек известно со слов, денежные средства не передавались, земельный участок во владение не переходил. Отобранные объяснения в ходе прокурорской проверки подтвердила.
Ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - МТУ Росимущества), третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Министерство природных ресурсов Забайкальского края в судебное заседание представителей не направили, ходатайств не направили, возражений по иску не представили.
Судебное заседание на основании ст. 167 ГПК РФ проведено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и Фатьяновым Е.А. заключен договор № ДГ-128/2019 безвозмездного пользования земельным участком из состава земель лесного фонда от 28.10.2019, в отношении земельного участка скадастровым номером №, местоположение: <адрес>
Названный участок передан Фатьянову Е.А. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При использовании такого участка Фатьяновым Е.А. 26.03.2020 направлено уведомление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка (далее - ВРИ участка), в соответствии с которым ВРИ участка было определено как «для индивидуального жилищного строительства», категория земель - «земли населенных пунктов».
24.01.2024произведена государственная регистрация права собственности Фатьянова Е.А. на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный на предоставленном земельном участке.
Распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия № 75-552-р от 02.07.2024, принято решение о предоставлении Фатьянову Е.А. в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №,находящегося в собственности Российской Федерации и входящего, как следует из распоряжения, в состав имущества государственной казны Российской Федерации с реестровым номером №.
Земельный участок передан Фатьянову Е.А. подписанием между ним и МТУ Росимущества акта приема-передачи земельного участка, датированного02.07.2024.
Правособственности Фатьянова Е.А.зарегистрировано в ЕГРН - 27.08.2024.
На основании заключенного между Фатьяновым Е.А. (продавец) и Пляскиной М.А. договора купли-продажи от 05.07.2024, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № и жилой дом с кадастровым номером № перешло к Пляскиной М.А.
Государственная регистрация перехода права собственности на указанное недвижимое имущество осуществлена - 17.09.2024.
В силу ч.1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в частности, на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 119-ФЗ), установлен порядок предоставления земельного участка в собственность.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 119-ФЗ гражданин, с которым заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет, а в отношении предоставленного в безвозмездное пользование лесного участка из состава земель лесного фонда заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду на срок до сорока девяти лет. Указанное в приведенной части заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду не может быть подано ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 и 6.2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ.
В силу ч.7 ст. 10 Закона № 119-ФЗ уполномоченный орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, осуществляет проверку соответствия использования этого земельного участка установленным в соответствии с ч. 28 ст. 8 Закона № 119-ФЗ критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с Законом № 119-ФЗ, и совершает одно из следующих действий:
1)принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение гражданину;
2)осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и направляет их для подписания гражданину;
3)осуществляет в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 9 и п. 2 ч. 10 ст. 10 Закона № 119-ФЗ, подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и направляет их для подписания гражданину;
4)принимает решение об отказе в предоставлении земельного участкапри наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 8 ст. 10 Закона № 119-ФЗ, и направляет принятое решение гражданину. В данном решении должны быть указаны все основания для отказа.
При этом, в силу ч. 3.1, 3.2 ст. 10 Закона № 119-ФЗ в случае, если гражданином подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с ч. 6.1 ст. 2 Закона № 119-ФЗ ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком, уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивается выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, содержащая сведения о зарегистрированном праве собственности этого, гражданина на жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке. Заявитель вправе предоставить документ, указанный в настоящей части, самостоятельно.
В случае, если гражданином подано заявление о предоставленииземельного участка в собственность ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком по основанию, предусмотренному в соответствии ч. 6.2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ, к заявлению, предусмотренному ч. 1 ст. 10 Закона № 119-ФЗ, прилагается копия кредитного договора, соответствующеготребованиям, установленным ч. 6.2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ.
Таким образом, приведенные выше положения Закона № 119-ФЗ предусматривают возможность бесплатного получения гражданином в собственность земельного участка, ранее предоставленного ему в безвозмездное пользование в предусмотренном Законом № 119-ФЗ порядке:
1) досрочно, т.е. до истечения 4 лет 6 месяцев с момента заключения договора безвозмездного пользования земельного участка, - в случаях, предусмотренных ч. 6.1 и ч. 6.2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ, т.е. при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка и при условии, чтона таком земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства, который принадлежит этому гражданину на правесобственности и соответствует требованиям к минимальным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренным критериями использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с Законом № 119-ФЗ, установленными в соответствии с ч. 28 ст. 8 Закона № 119-ФЗ (ч.6.1 ст. 2 Закона № 119-ФЗ), либо при условии, что с этим гражданином заключен с российской кредитной организацией кредитный договор, предусматривающий целевое использование кредитных средств на строительство на таком земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства,который соответствует требованиям к минимальным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренным критериями использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное |р пользование гражданам в соответствии с Законом № 119-ФЗ, установленными в соответствии с ч. 28 ст. 8 Закона № 119-ФЗ, а также передачу такого земельного участка в залог российской кредитной организации после государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок (ч.6.2 СТ. 2 Закона № 119-ФЗ).
2) по истечении 4 лет 6 месяцев с момента заключения договора безвозмездногопользования земельного участка, - при соблюдении установленных ч.28 ст. 8 Закона №119-ФЗкритериев использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с Законом №119-ФЗ,иутвержденныхПостановлениемПравительства РФ от 16.09.2020 № 1459 «Об установлении критериев использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии сФедеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечня документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка указанным критериям, а также порядка проверки соответствия использования земельных участков таким критериям», одним из которых (критериев использования земельного участка) является наличие объекта капитального строительства
Как видно из изложенных выше положений Закона № 119-ФЗ, при оценке заявления гражданина на предмет наличия (отсутствия) оснований для предоставления земельного участка в собственность, как в досрочном порядке, так и по истечению 4 лет 6 месяцев со дня заключения договора безвозмездного использования земельного участка, подлежат применению положения упомянутого выше Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459.
При этом, пунктом 1 приложения к такому постановлению установлены следующие критерии использования земельных участков:
а)наличие объекта капитального строительства (в том числе объекта незавершенного строительства) на земельном участке, если в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство такого объекта. Для целей применения положений ч. 6.1 ст. 2 Закона № 119-ФЗ требованием к минимальным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства является его общая площадь не менее 24 кв. метров;
б)наличие затрат в размере не менее 30 тыс. рублей, понесенных гражданином в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использованияземельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком;
в)наличие доходов в размере не менее 30 тыс. рублей от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком;
г)наличие результатов деятельности на земельном участке всоответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В силу пунктов 2,3 приложения к приведенному выше ПостановлениюПравительстваРФ от16.09.2020 № 1459 для подтверждения соответствия использования земельного участка критериям использования гражданин вправе выбрать любой (любые) из критериев использования, указанных в пункте 1 настоящего документа. Документом, подтверждающим соответствие использования земельного участка критериям использования, является подписанное гражданином уведомление о соответствии использования земельного участка критериям использования (далее - Уведомление), составленное в произвольной форме, в котором содержатся сведения об использовании земельного участка в соответствии с критерием использования (критериями использования) и в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка.
В свою очередь, в силу п.4, 5 ч.8 ст. 10 Закона № 119-ФЗ, основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении д земельного участка в собственность является, в частности:
-несоответствие использования земельного участка установленным в соответствии с ч. 28 ст. 8 Закона № 119-ФЗ критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с Законом № 119-ФЗ (п. 4 ч.8 ст. 10 Закона № 119-ФЗ),
-подача гражданином заявления о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с ч. 6.1 или 6.2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком и не подтверждение соблюдения условий, предусмотренных ч. 6.1 или 6.2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ (п. 5 ч.8 ст. 10 Закона № 119-ФЗ).
При этом, пунктом 7 приложения к приведенному выше Постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459 на уполномоченный орган возлагается обязанность в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления уведомления, осуществить проверку указанных гражданином сведений о соответствии использования земельного участка критериям использования.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлен факт предоставления гражданину Фатьянову Е.А. в собственность земельного участка с кадастровым номером № № в отсутствиепредусмотренных к этому оснований.
Так, 07.02.2024Фатьяновым Е.А. при рассмотрении первоначально направленного и датированного 26.01.2024 заявления о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером №, 07.02.2024 в ФИС «На Дальний Восток» загружено составленноевпроизвольной форме уведомление о соответствиииспользования земельного участка критериям использования, из которого следовало об указании заявителем Фатьяновым Е.А. наличия упомянутых выше 3 из 4 критериев использования такого земельного участка, предусмотренных п. «а», «б», «в» п. 1 приложения к Постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459.
Фатьяновым Е.А. указывалось о выполнении следующих предусмотренных законодательством критериев использования земельного участка с кадастровым номером №:
-на наличие на земельном участке с кадастровым номером№ здания площадью свыше 24 кв.м., и имеющего кадастровый № (подпункт «а»п. 1 приложения к Постановлению Правительства РФ от 16.09.2024 № 1459), в подтверждение чего им совместно с заявлением представлена выписка из ЕГРН о зарегистрированном праве собственности на здание с кадастровым номером №;
-несение им в связи с осуществлением на земельном участкедеятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка затрат в размере не менее 30 тыс. рублей(подпункт «б» п. 1 приложения к Постановлению Правительства РФ от16.09.2024№ 1459; в подтверждение чего предоставлены чеки на закупку строительных материалов);
- наличие доходов в размере не менее 30 тыс. рублей от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком (подпункт «в» п. 1 приложения к Постановлению Правительства РФ от 16.09.2024 № 1459; какого- либо подтверждения эму, как следует из материалов проверки, гражданином не представлено).
При исполнении МТУ Росимущества по краю положений п.7 приложения к Постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459 путем направления10.06.2024за исх. № 75-НП/5006 межведомственного запроса в Минприродыкрая и получения от указанного органа 27.06.2024 № УН-18/9655 ответа, из которого следовало об отсутствии на указанный договор безвозмездного использования проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, отсутствия ограждения участка, отсутствиекаких-либо строений на участке, МТУ Росимущества по краю 02.07.2024 принято распоряжение № 75-552-р, которым в соответствии с 4.6.1 ст. 2 Закона № 119-ФЗ, то есть в связи с отсутствием оснований для отказа в предоставлении земельного участка и при условии, что на таком земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства, который принадлежит этому гражданину на праве собственности и соответствует требованиям к минимальным параметрамобъекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренным критериями использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с Законом № 119-ФЗ, установленными в соответствии с ч. 28 ст. 8 Закона № 119-ФЗ (ч.6.1 ст. 2 Закона № 119-ФЗ), принято решение о предоставлении Фатьянову Е.А. в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №75:22:660122:4162,находящегося в собственности Российской Федерации и входящего, как следует из распоряжения, в состав имущества государственной казны Российской Федерации с реестровым номером №.
Вместе с тем, как следует из представленных прокуратурой доказательств собранных во время проверки: акты проверки прокуратуры района от 22.05.2024, 11.07.2024, 27.08.2024, 06.09.2024;письменные объяснения лиц, проживающих вблизи земельного участка с кадастровым номером №, - Федосеева В.Н. от 22.05.2024, З. от 28.06.2024, М. от 06.09.2024, Б. от 06.09.2024, подтверждается, что, как при направлении Фатьяновым Е.А. в июне 2024 года, так и при принятии МТУ Росимущества распоряжения № 75-552-р от 02.07.2024 о передаче заявителю всобственность земельногоучастка,здание скадастровым номером№ отсутствовало, что указывает на невыполнение таким землепользователем заявленного 07.02.2024 им в размещенном на ФИС «На Дальний Восток» уведомлении о соответствии использования земельного участка критериям использования и предусмотренного пп. «а» п.1 приложения к приведенному выше Постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459 критерия - «наличие объекта капитального строительства.
Помимо этого, проверкой установлено, что таким землепользователем не обеспечено выполнение заявленного 07.02.2024 им в размещенном на ФИС «На Дальний Восток» уведомлении о соответствии использования земельного участка критериям использования и предусмотренного пп. «б» п. 1 приложения к приведенному выше Постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459 критерия - «наличие затрат в размере не менее 30 тыс., рублей, понесенных гражданином в связи с осуществлениемна земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком», поскольку из материалов проверки следует, что заявленный вид разрешенного использования земельным участком «для индивидуального жилищного строительства» фактически не реализовывался: здание с кадастровым номером № на таком участке не возводилось, связанная с этим деятельность на земельном участке не велась (как того требует пп. «б»п.1 приложения к приведенному вышеПостановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459) и, соответственно, предусмотренные соответствующим критерием затраты в размере не менее 30 тыс. руб. в связи с осуществлением деятельности именно на этом земельном участке такой землепользователь не нес.
Как верно указано прокуратурой района,представленные землепользователем в МТУ Росимущества края копии чеков в подтверждение этого факта не могут быть признаны достоверным доказательством, поскольку материалы проверки указывают на отсутствие факта возведения здания, а сами представленные копии чеков не позволяют сделать вывод при таких обстоятельствах на то, что такие понесенные расходы связаны с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства».
Допрошенные в судебном заседании свидетели М., Б., З., З.. подтвердили факт отсутствия работ по строительству и возведению объекта капитального строительства на предоставленном Фатьянову Е.А. земельном участке, в период с момента его предоставления до передачи в собственность.
Каких-либо доказательств опровергающих доводы прокуратуры, ответчиками не представлено.
Допрошенные по ходатайству ответчика ПляскинойМ.А. свидетели С.,А.,Е.. пояснили суду, что на земельном участке Фатьянова Е.А. осенью 2023 года был возведен жилой дом из бруса, а в начале января 2024 года строение было демонтировано и вывезено с участка.
Соответственно, показания данных свидетелей подтверждает, что объект капитального строительства на момент предоставления земельного участка отсутствовал на земельном участке, что само по себе исключало возможность предоставления земельного участка в собственность.
Между тем, пояснения названных свидетелей противоречат представленным доказательствам в ихсовокупности, как показаниям жителей близлежащих земельных участков, допрошенных в ходе судебного разбирательства М., Б., З.,З. так и письменным доказательствам: акты проверки прокуратурыот 22.05.2024, 11.07.2024, 27.08.2024, акт осмотра земельного участка от 18.03.2024 (с фототчетом), составленным участковым лесничем, из которых усматривается отсутствие, как возведенного здания, так и признаков ранее возведенного строения; постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ингодинского судебного района г. Читы от 03.10.2024 о привлечении кадастрового инженераКонюковой И.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ, за внесение заведомо ложных сведений в технический план здания.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером №, находившийся в собственности Российской Федерации передан в собственность Фатьянова Е.А. с нарушением требований федерального законодательства.
Признание судом актов государственных органов и органов местного самоуправления, из которых возникают гражданские права и обязанности, недействительными является одним из способов защиты гражданских прав. В этом случае нарушенное право в силу части второй статьи 13 ГК РФ подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 данного Кодекса.
Таким образом, распоряжение МТУ Росимущества по Забайкальскому краю от 02.07.2024 № 75-552-р, которым Фатьянову Е.А. предоставлено право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, принято с нарушением Закона № 119-ФЗ и посягает как на публичные интересы, так и на права и охраняемые законом интересы Российской Федерации (имущество ранее находилось в собственности Российской Федерации и входило в состав имущества государственной казны Российской Федерации с реестровым номером №).
Применительно к положениям ст. 13 ГК РФ распоряжение Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия № 75-552-р от 02.07.2024 является недействительным.
В силу п.1,2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 приведенной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Учитывая, что судом установлен факт незаконности передачив собственность Фатьянова Е.А. земельного участка с кадастровым номером №, заключенный договор купли-продажи от 05.07.2024, заключенный между Фатьяновым Е.А. и Пляскиной А.А. является ничтожным и не влекущий юридических последствий, в виде возникновения прав Пляскиной А.А. на земельный участок и жилой дом.
Как разъяснено в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 126 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения», в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 N 6-П в случаях, когда сделка, направленная на отчуждение имущества, не соответствует требованиям закона только в том, что совершена лицом, не имевшим права отчуждать это имущество и не являющимся его собственником, правила пункта 2 статьи 167 ГК РФ не применяются. В этом случае права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления виндикационного иска. В случае же, если имущество приобреталось непосредственно у собственника, а не у иного лица, подлежат применению правила о недействительности сделок.
Учитывая, что право собственности Фатьянова Е.А. на земельный участок не возникло, последующая сделка является ничтожной, при этом, договор купли-продажи фактически Пляскиной М.А. не исполнялся и денежные средства в указанной в договоре сумме (1 000 000 руб.) продавцу Фатьянову Е.А. не передавались, требования прокурора фактически сводятся к возврату недвижимого имущества в собственность Российской Федерации, суд полагает возможным, применительно, к вышеуказанным разъяснениям, прекратить право собственности ПляскинойМ.А. на земельный участок с кадастровым номером №, восстановив право собственности Российской Федерации на земельный участок.
Кроме того, истребование земельного участка из чужого незаконного владения без решения судьбы объектов недвижимости “"ответчика, расположенных на нем, неправомерно. Это противоречит закрепленному в пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Как установлено судом, фактически на земельном участке с кадастровым номером № здание с кадастровым номером № отсутствует.
В соответствии с ч.1, п.5 ч.2, п.3 ч.3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных приведенным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном приведенным Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В связи сизложенным, право собственности Пляскиной М.А. на здание с кадастровым номером № подлежит признаниюотсутствующим со снятием такого объекта с кадастрового учета. При этом, требования прокурора о возложении на Управление Росреестра по Забайкальскому краю снять здание кадастрового учета не подлежат удовлетворению, поскольку названным органом не были нарушены права и законные интересы истца.
Поскольку истец при обращении с рассматриваемым иском был освобожден от оплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ,подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ с ответчиков ПляскинойМ.А., Фатьянова Е.А. подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет в размере 6000 рублей, по 3000 руб. с каждого.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 75-552-░ ░░ 02.07.2024 ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ 05.07.2024 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 17.09.2024 ░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 75:22:660122:8841.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░, ░░ 3000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.01.2025