УИД 59RS0009-01-2021-000745-66
Р Е Ш Е Н И Ег. Александровск 31 января 2022 года
Судья Александровского городского суда Пермского края Панова Н.А.,
рассмотрев жалобу ОАО «АМЗ» на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Кутулбаевой Я.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО «Александровский машиностроительный завод»,
у с т а н о в и л:
постановлением инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Кутулбаевой Я.А. № от ДД.ММ.ГГГГ открытое акционерное общество «Александровский машиностроительный завод» (далее - ОАО «АМЗ») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица ОАО «АМЗ» в лице представителя Ячменевой Т.В. обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, указав, что в целях проведения периодического и медицинского осмотра ОАО «АМЗ» предпринимались следующие меры: в медицинские компании разосланы заявки на проведение медосмотров, на многие из которых коммерческого предложения не последовало с уверенностью в платежеспособности предприятия. Для прохождения в установленном порядке психиатрических освидетельствований, Обществом также был направлен запрос № от ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ ПК «КБ им.Вагнера Е.А.» г.Березники, на который в устном порядке получен ответ об отсутствии возможности проведения психиатрических освидетельствований работниками ОАО «АМЗ», ответ в установленном порядке до настоящего времени не получен. Между ОАО «АМЗ» и ГБУЗ ПК «КБ им.Вагнера Е.А.» г.Березники заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение периодического медицинского осмотра работникам ОАО «АМЗ», который направлен ДД.ММ.ГГГГ на согласование. Следовательно принимаются все возможные меры по прохождению медицинских осмотров и проведению психиатрического освидетельствования работников, то есть умысла в действиях ОАО «АМЗ» не имеется, в настоящее время ОАО «АМЗ» на протяжении длительного времени находится в тяжелом финансовом положении, в отношении юридического лица рассматривается дело о признании банкротом, на расчетных счетах организации имеется ограничение на распоряжение денежными средствами. Просит изменить постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, снизив размер штрафа ниже низшего предела.
В судебное заседание представитель ОАО «АМЗ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, что подтверждается распиской представителя юридического лица, об отложении судебного заседания не просили, причины неявки судье не сообщили.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, – государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Кутулбаева Я.А. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, проверив обжалуемое постановление должностного лица, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В силу ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, согласно приложению N 2.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Указанные Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее именуется - освидетельствование) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Согласно п. 3 данных Правил, обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377.
Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (пункт 6 указанных Правил).
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Положениями ст. 76 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность не допускать к работе в случаях, предусмотренных настоящим Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела на основании решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае (по охране труда) ФИО5 №-И/560 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда по месту нахождения юридического лица ОАО «Александровский машиностроительный завод»: <адрес>, проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований ст.ст.76, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров - <данные изъяты> ФИО6, <данные изъяты> ФИО7, <данные изъяты> ФИО13 <данные изъяты> ФИО8, <данные изъяты> ФИО9, <данные изъяты> ФИО10; допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования - <данные изъяты> ФИО6, <данные изъяты> ФИО14 <данные изъяты> ФИО8, <данные изъяты> ФИО10
Тогда как в соответствии с указанными выше нормативными документами, указанным в акте проверки лицам по данным профессиям работодатель должен был организовать за свой счет прохождение обязательных медицинских осмотров и психиатрического освидетельствования, а в случае не прохождения работниками таких осмотров и освидетельствования, работодатель не должен был допускать их к выполнению трудовых функций.
Учитывая приведенные положения законодательства, допуск указанных работников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица – ОАО «АМЗ» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные выводы должностного лица судья признает обоснованными и соответствующими материала дела.
Так, факт административного правонарушения и виновность ОАО «АМЗ» в его совершении подтверждаются материалами дела, а именно: решением о проведении выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении №, полученный юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ; личными карточками работников.
Факт допуска указанных работников в нарушений требований действующего законодательства, юридическим лицом не оспаривается.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Государственной инспекции труда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, не установлено.
Действия ОАО «АМЗ» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ОАО «АМЗ» как работодателем принимались необходимые, достаточные и исчерпывающие меры к соблюдению в организации требований трудового законодательства.
В обоснование довода о том, что предприятием принимались все возможные меры по прохождению медицинских осмотров и проведению психиатрического освидетельствования работников юридическим лицом представлены копии запросов № от ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ ПК «КБ им.Вагнера Е.А.» г.Березники с предложением заключить договор по оказанию услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ОАО «АМЗ», занятых на вредных и (или) опасных условиях труда психиатрического освидетельствования работников, проект договора между ОАО «АМЗ» и ГБУЗ ПК «КБ им.Вагнера Е.А.» г.Березники № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение периодического медицинского осмотра работникам ОАО «АМЗ», сопроводительное письмо о его направлении ДД.ММ.ГГГГ на согласование.
Между тем, представленные документы не могут быть приняты судьей в качестве доказательств принятия юридическим лицом мер по устранению нарушений в области законодательства, поскольку юридическим лицом не представлен ни сам договор с подписями представителей указанных сторон, ни отказ в заключении такого договора, более того, данные документы были составлены юридическим лицом после проведения проверки. Доказательств того, что ранее в медицинские компании юридическим лицом были разосланы заявки на проведение медосмотров, которые впоследствии были отклонены медицинскими учреждениями (организациями) ни должностному лицу, ни судье не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о тяжелом финансовом положении юридического лица также не представлено, бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах представлен лишь на период по ДД.ММ.ГГГГ, ссылка на то, что в отношении юридического лица возбуждено производство по делу о банкротстве не является основанием для безусловного применения положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, сведений о том, что в отношении должника введена процедура наблюдения, о признании банкротом и т.д. не представлено.
Таким образом, в представленных материалах отсутствуют, а заявителем не представлены достаточные данные, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного ему административного штрафа менее его минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено виновному лицу с соблюдением положений статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 настоящего Кодекса, соразмерно содеянному, является минимальным, чрезмерно суровым не является.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на отношения, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы повлияли на законность привлечения ОАО «АМЗ» к административной ответственности, не допущены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы, изменения либо отмены постановления должного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей30.7 КоАПРФ, судья
р е ш и л:
постановление инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Кутулбаевой Я.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Александровский машиностроительный завод» – оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «Александровский машиностроительный завод» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение 10 дней со дня его вынесения или вручения копии решения.
Судья (подпись) Н.А.Панова
Копия верна. Судья