УИД: 61RS0009-01-2020-001866-32
№2а-1607/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2019 года г. Азов Ростовской области
Азовский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Манаевой Л.А.,
при секретаре Ларионове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1607/2020 по административному исковому заявлению ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Азовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области Сикович Д.В., Азовскому районному отделу ССП УФССП России по Ростовской области, Управлению ФССП России по Ростовской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» обратилось в суд с требованиями к судебному приставу-исполнителю Азовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области Сикович Д.В., Управлению ФССП России по Ростовской области о признании бездействия судебного пристава, выразившегося в непринятии мер по принудительному исполнению в рамках исполнительного производства № 91481/18/61033 –ИП незаконными, обязании обратить взыскание на пенсию должника.
В обоснование требований административным истцом указано, что 30 10 2018г. судебным приставом-исполнителем Азовского районного отдела судебных приставов Сикович Д.В. возбуждено исполнительное производство на основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка № 2 Нижегородского района г. Н.Новгород 16 11 2007г. в отношении должника Астаховой М.А. о взыскании задолженности в размере 19314,22 руб.
По состоянию на 26 мая 2020г. задолженность перед истцом не погашается. По расчетам истца должник достиг пенсионного возраста и является получателем пенсии. Считают, что судебный пристав бездействует, не реализует меры принудительного исполнения, в частности такие как обращение взыскания на пенсию должника.
Судом к участию в деле привлечен также Азовский районный отдел ССП. Представитель ООО «СААБ» в судебное заседание не прибыл, извещались о дате и времени слушания дела. В своем заявлении представитель по доверенности Маркелова Е.Е. просила рассмотреть административный иск без участия представителя ООО «СААБ».
Судебный пристав исполнитель Азовского районного отдела СП УФССП России по Ростовской области Сикович Д.В. в суд не явился, о слушании дела извещен. Судебный пристав Гавриш А.А. в производстве которой находится исполнительное производство, представила информацию об исполнительном производстве в отношении Астаховой М.А.
Представитель Азовского районного отдела СП УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области в суд не прибыли.
О слушании дела также оповещены. От представителя Азовского районного отдела в лице руководителя поступили возражения по иску, доводами которых указал, что приставом произведены действия по отысканию имущества должника, по сведениям пенсионного фонда информация о получении дохода Астаховой М.А. отсутствует. Производился выход по месту жительства должника. Со слов соседей должника, Астахова М.А. по адресу бывает редко. Судебным приставом вынесено и напрвлено постановление в ПФ РФ. Действия пристава исполнителя соответствую положениям закона в части принятия мер по исполнению судебного приказа.
Заинтересованное лицо – должник по исполнительному –Астахова М.А.. в судебное заседание не явилась. Извещение вернулось в суд за истечением срока хранения.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно положений ст. 122 ФЗ « Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.
Поскольку истец указывает на бездействие пристава, связываемого с отсутствием исполнения судебного акта, носящего длящийся характер, то в соответствии с положениями указанных норм, срок для обращения в суд истцом не пропущен.
Вместе с тем, заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.). ( п. 15).
В соответствии с положениями ст. 68 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;...иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Как следует из представленных ответчиком сведений, 30 10 2018г. исполнительное производство в отношении должника Астаховой М.А. о взыскании задолженности в сумме 19 314,22 руб, по которому взыскателем выступает истец, возбуждено Азовским районным отделением СП УФССП России по Ростовской области, судебный пристав Довгопол М.В. В рамках исполнительного производства совершены исполнительные действия по отысканию имущества должника. Как установлено судом и следует из материалов дела, с 30 10 2018г. по 15 12 2018г. направлены запросы в Банки, ФНС, ПФР о СНИЛС( МВВ), в органы ГИБДД; 19 12 2018г. получены уведомление об исполнении ; 08 07 2019г. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ( об обращении взысканияна пенсию должника) ( пристав Северин М.В.) ; 08 07 2019г. приставом Северин М.В. вынесено постановлен о временном ограничении выезда должника. 18 06 2020г. в Центр ПФР по Ростовской области направлено Постановление об обращении взыскания на пенсию должника ( пристав Гавриш А.А.)
Предписано удерживать по 50% пенсии иных доходов должника.
Согласно ответу ГУ ПФР в РО от 23 06 2020г. Астахова М.А.получателем пенсии( иных выплат) в территориальных органах ПФР в Ростовской области не является.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение о признании действий (бездействия), решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением ст. 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
С учетом обстоятельств по административном делу, судом не установлена необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования истца.
Исходя из требования истца : о признании бездействия судебного пристава, выразившегося в непринятии мер принудительного исполнения, не направлении исполнительного документа для обращения взыскания на пенсию должника, суд должен обязать ответчика совершить действия по применению меры принудительного исполнения, предусмотренной ст.68 ФЗ « Об исполнительном производстве» в виде обращения взыскания на пенсию должника, при отсутствии такой выплаты. Избранный истцом способ восстановления прав не возможен в силу отсутствия социальной выплаты.
Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 28 07 2020░.