категория 2.086
№
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пронина Е.С.,
при секретаре ФИО7,
с участием ФИО1, представителя ФИО23 представителя Администрации <адрес> Республики Крым ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, к ФИО11, ФИО12, ФИО13, третьи лица ФИО14 признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Киевский районный суд <адрес> с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является матерью детей – ФИО2, ФИО3, ФИО4, что подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении (л.д. 44-46, т.1). ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был выдан сертификат № на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, согласно которому первая имеет право на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» в размере 968274 рублей. Согласно уведомлению ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ принято решение отказать в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, в соответствии с п. 33 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, так как решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается в случае установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния. Не согласившись с вышеуказанным решением, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований, представитель ФИО17 ФИО9 и представитель ФИО18 возражали против его удовлетворения, иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями и расписками, приобщенными к материалам настоящего дела.
Кроме того, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет».
В соответствии со ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает дополнительную меру социальной поддержки, обеспечивающую возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в <адрес>.
Действие Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ согласно Закону Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2020.
Согласно ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в <адрес> - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий (далее - дополнительная мера социальной поддержки); единовременная выплата для улучшения жилищных условий - средства бюджета Республики Крым, направленные на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом (далее - единовременная выплата); сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки; намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 м2: обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи; перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).
Ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» закреплено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в <адрес> за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» размер единовременной выплаты определяется исходя из общей площади жилого помещения 18 квадратных метров путем ее умножения на среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес>, устанавливаемую ежеквартально Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на день рождения ребенка.
Размер единовременной выплаты не должен превышать стоимость приобретаемого жилого помещения или сумму остатка основного долга заявителя по договору долевого строительства, ипотечного кредита и процента по нему на дату подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года № утверждено Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», действие которого приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ согласно Постановлению Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года № утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>».
Вышеуказанный Порядок разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - органы труда и социальной защиты населения) по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, а именно:
1) лицам, которые в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>" (далее - Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019) подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>" (далее - Закон Республики Крым N 116-ЗРК/2020), а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020;
2) лицам, у которых право на получение сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым N 631-ЗРК/2019 возникло в связи с рождением ребенка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до дня вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020 и для которых срок обращения за получением сертификата на единовременную выплату, предусмотренный статьей 4 Закона Республики Крым N 631-ЗРК/2019, начал исчисляться до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.
В соответствии с п. 26 Порядка в целях распоряжения средствами единовременной выплаты лицо, получившее уведомление, в срок до 1 октября соответствующего года подает в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
П. 30 Порядка установлено, что в целях осуществления проверки достоверности представленных заявителем сведений орган труда и социальной защиты населения в случае необходимости может запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций, независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом N 210-ФЗ.
Согласно п. 33 Порядка решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:
1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;
2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах;
3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;
4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния;
6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки;
7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году;
8) отсутствие права на получение дополнительной меры социальной поддержки.
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что ФИО1 является матерью детей – ФИО2, ФИО3, ФИО4, что подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении (л.д. 44-46, т.1).
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был выдан сертификат № на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, согласно которому первая имеет право на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» в размере 968274 рублей.
Уведомлением ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 70, т.1) ФИО1 уведомлена о том, что она имеет право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление для рассмотрения права о распоряжении средствами единовременной выплаты (л.д. 71-72, т.2).
Согласно уведомлению ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ принято решение отказать в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, в соответствии с п. 33 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, так как решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается в случае установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.
Судом установлено, что состав семьи истца составляет 5 человек: ФИО1, ФИО5 и их несовершеннолетние дети – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации (л.д. 81, т. 2).
С учетом положений ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» у истца появилось право на дополнительную меру социальной поддержки после рождения ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ФИО1 принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 64.2 кв.м., что подтверждается соответствующими сведения ЕГРН.
Также материалами дела подтверждается то, что ФИО1 принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 74.8 кв.м., которую последняя на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 155-156, т.1) подарила ФИО6.
Так, до отчуждения вышеуказанной квартиры обеспеченность семьи истца общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) составляла 64.2 кв.м. + 74.8 квм / 5 человек = 27.8 кв.м. на человека, а после отчуждения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 74.8 кв.м., обеспеченность семьи истца общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) составляет 12.84 кв.м.
Таким образом, после возникновения права у истца на дополнительную меру социальной поддержки, то есть после рождения ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», п. 4 Порядка), и до подачи заявления для рассмотрения права о распоряжении средствами единовременной выплаты (ДД.ММ.ГГГГ), истцом произведено намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения – то есть истцом со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий совершены действия по отчуждению квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 74.8 кв.м., в результате чего обеспеченность семьи истца общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 м2.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения (уведомления) МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты.
При этом, доводы истца о том, что при расчете обеспеченности семьи истца общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) необходимо учитывать лишь площадь жилых помещений, основаны на неверном понимании положений действующего законодательства.
Так, ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» закреплено, что обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
П. 4 Порядка, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений на дату возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
С учетом изложенного, ответчиком правомерно при расчете обеспеченность семьи истца общей площадью жилых помещений учитывалась общая площадь вышеуказанных квартир в соответствии с вышеприведенным правовым регулированием.
Учитывая изложенное выше, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, к ФИО21 третьи лица ФИО22 о признании решения незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Пронин
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.