Дело №2-352/2019
64RS0046-01-2018-007441-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2019 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Майковой Н.Н.,
при секретаре Абасове Г.А.
с участием представителя истца Новопольцева А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Привалова М.А. к ЖСК «Северный» о признании права собственности на квартиру,
установил:
Истец Привалова М.А. обратился в суд с иском к ЖСК «Северный», в котором просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что 20 сентября 2010 года между Приваловой М.А. и ЖСК «Северный» был заключен договор № 99 о паевом участии в строительстве жилого дома по ул.Уфимцева г.Саратова. Предметом договора стало жилое помещение (квартира) № 99 общей площадью 34,8 кв.м. без учета площади лоджии 2,3 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты, расположенную на пятом этаже в доме по адресу: г.Саратов, ул. У.Г.Уфимцева д.10А.
28.03.2016 года между Приваловой М.А. и ЖСК «Северный» было заключено дополнительное соглашение к договору № 99, в соответствии с которым в основной договор внесены изменения в части номера квартиры, подлежащей передачи пайщику.. Так в качестве номера квартиры подлежащей передаче Приваловой М.А.был указан №. Остальные условия договора остались без изменения.
27.10.2017 года ЖСК «Северный» в лице председателя Зайцевой В.В. ЖСК передал, а Привалова М.А.. приняла квартиру по адресу: <адрес>.
При обращении в регистрационную палату истцу стало известно о наложении ареста на совершение всех сделок с объектом недвижимости.
Истец Привалова М.А. в судебное заседание не явилась о дне слушания извещена надлежащим образом,
В судебном заседании представитель истца Новопольцев А.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, пояснила, что все необходимые документы у Приваловой М.А. на квартиру имеются, квартирой она владеет, о чем суду предоставлена видеозапись.
Представитель ответчика ЖСК «Северный» в судебное заседание не явился о дне слушания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Представители третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, УК «Лад», Администрации МО « Город Саратов», третье лицо Шолох О.Е. в судебное заседание не явились о дне слушания извещены надлежащим образом (в том числе информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на интернет-сайте Ленинского районного суда г. Саратова) заявлений об отложении слушания дела в суд не представили.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Зайцева В.В. извещалась надлежащим образом, содержится в СИЗО № 1 г. Саратова. Согласно представленным письменным пояснениям по делу указала на свое согласие с заявленными Приваловой М.А., поскольку она оплатила паевой взнос, вступительный и взнос на хознужды, является членом ЖСК, ей была передана квартира № о чем составлен акт приеме-передачи и переданы ключи.
При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным перейти к рассмотрению дела по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, содержащихся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается как путем заключения договора участия в долевом строительстве, так и посредством создания жилищно-строительного кооператива.
Исходя из положений ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный доми (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно ст.6 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
Статьей 110 Жилищного кодекса РФ определено, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных этим кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (часть 1).
Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. (часть 3).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела 20 сентября 2010 года между Приваловой М.А. и ЖСК «Северный» был заключен договор № 99 о паевом участии в строительстве жилого дома по ул.Уфимцева г.Саратова. Предметом договора стало жилое помещение (квартира) № 99 общей площадью 34,8 кв.м. без учета площади лоджии 2,3 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты, расположенную на пятом этаже в доме по адресу: г.Саратов, ул. У.Г.Уфимцева д.10А., блок секция «В».
28.03.2016 года между Приваловой М.А. и ЖСК «Северный» было заключено дополнительное соглашение к договору № 99, в соответствии с которым в основной договор внесены изменения в части номера квартиры, подлежащей передачи пайщику.. Так в качестве номера квартиры подлежащей передаче Приваловой М.А. был указан №. Остальные условия договора остались без изменения
В соответствии с п.2.1 договора ЖСК принял на себя обязательство по окончании строительства и сдачи дома в эксплуатацию, а также при условии полной выплаты паевого и организационных взносов, предусмотренных уставом ЖСК, а так же решениями общих собраний кооператива передать «Пайщику» документы, подтверждающие его право собственности на вышеуказанную квартиру для оформления в Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области.
Истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации права собственности на приобретенную квартиру.
20 ноября 2018 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направило истцу уведомление о приостановлении государственной регистрации.
Исходя из содержания договора и дополнительного соглашения, заключенных между истцом и ответчиком, следует, что с учетом объема прав и обязанностей участников договора, суд приходит к выводу о том, что между ЖСК «Северный», с одной стороны, и истцом Приваловой М.А. с другой, возникли не обязательственные (договорные), а корпоративные (членские) правоотношения.
Согласно ст. 121 Жилищного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
В силу положений ст. 124 Жилищного кодекса РФ гражданину или юридическому лицу, принятым в члены жилищного кооператива, на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) предоставляется жилое помещение в домах жилищного кооператива в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) являются основанием вселения в жилые помещения в домах жилищного кооператива. Основанием владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения жилым помещением является членство в жилищном кооперативе.
Исходя из анализа перечисленных правовых норм в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод о том, что вступление в члены кооператива является добровольным волеизъявлением гражданина.
Как установлено материалами дела, истец выполнила требования заключенного с ним договора.
Ее воля на вступление в члены кооператива четко выражена, соответствует требованиям Устава ЖСК «Северный» и требованиями действующего законодательства.
Во владении спорная квартира находится у Приваловой М.А., о чем последняя представила суду доказательства (видеозапись).
Согласно п.п.1.1.-1.4 Договора от 20.09.2010 года № 99, ответчик обязался построить многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул.им. Уфимцева в Ленинском районе г. Саратова в срок не позднее 1 полугодия 2011 года и по окончанию строительства, исполнении истцом обязательства по внесению паевого взноса, передать истцу следующий объект недвижимости: двухкомнатную № ( по дополнительному соглашению 142) общей площадью 34,8 кв.м. без учета площади лоджии 2,3 кв.м., расположенную на пятом этаже в 10-ти этажном строящемся жилом доме, блок-секции «В».
Размер паевого взноса согласно п.3.1 Договора составляет 600 000 рублей. Указанная сумма была Приваловой М.А. полностью оплачена в день заключения договора, что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру № 48,49 от 20.09.2010 года.
Кроме того истец Привалова М.А. является членом ЖСК, квартира передана непосредственно истцу, данной квартирой истец владеет и пользуется.
Оценивая фактические обстоятельства дела, суд учитывает также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 6 пункта 61 постановления № 22 от 29.04.2010 г., в котором указано, что если продавец заключил несколько договоров купли-продажи в отношении одного и того же недвижимого имущества, суд удовлетворяет иск о государственной регистрации перехода права собственности того лица, во владение которого передано это имущество применительно к статье 398 ГК РФ. Иные покупатели вправе требовать возмещения убытков, вызванных неисполнением договора купли-продажи продавцом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
При таких обстоятельствах, учитывая требования части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», статей 110,121,124 Жилищного кодекса РФ, суд считает, что Привалова М.А. приобрела право требования передачи в собственность спорной квартиры по окончании строительства жилого дома на основании договора о паевом участии в строительстве жилого дома (с учетом дополнительного соглашения к нему).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Изучив всесторонне материалы дела, а также представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Приваловой М.А.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Привалова М.А. к Жилищно-строительному кооперативу «Северный» о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.
Признать за Привалова М.А. право собственности на квартиру №, общей площадью 34,8 кв.м, без учета площади лоджии 2,3 кв.м., состоящую из одной жилой комнаты, расположенную на седьмом этаже в 10-этажном кирпичном жилом доме 10 А, секции «В», по улице им. К.Г. Уфимцева в Ленинском районе г. Саратова.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Н. Майкова