Председательствующий по делу Дело № 33а-253/2020
судья Аксаненко Р.Т. (I инстанция 2а-6877/2019)
Уникальный идентификатор дела 75RS0001-01-2019-008683-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам З. краевого суда в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
и судей краевого суда Каверина С.А., Пичуева В.В.,
при секретаре Назарчук О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 22 января 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Лиханова Н. И., Лиханова А. И. к прокурору Забайкальского края Войкину В. С., Избирательной комиссии Забайкальского края о признании бездействия незаконным,
по апелляционной жалобе административных истцов,
на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: административные исковые требования Лиханова Н. И., Лиханова А. И. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад судьи краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Административные истцы обратились в суд с указанным выше административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
По результатам выборов, состоявшихся 8 сентября 2019 года, на основании протокола Избирательной комиссии Забайкальского края от 10 сентября 2019 года «О результатах досрочных выборов Губернатора Забайкальского края», постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 10 сентября 2019 года № 38/293-3 «О результатах досрочных выборов Губернатора Забайкальского края» Осипов А. М. признан избранным Губернатором Забайкальского края. Считают, что в период избирательной кампании нарушен принцип независимости избирательной комиссии от государственных органов, предусмотренных положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ), а именно, Осипов A.M. использовал преимущество должностного положения: не ушел в отпуск, не издал соответствующий приказ с момента начала агитационного периода. Кроме того, занимая должность Председателя Правительства Забайкальского края и Врио Губернатора Забайкальского края назначил членами Избирательной комиссии Забайкальского края шесть лиц, а также председателя Избирательной комиссии Судакову С.В.
С целью устранения нарушений избирательных прав административные истцы неоднократно обращались в прокуратуру Забайкальского края с требованием признать недействительными: протокол от 10.09.2019г. Избирательной комиссии Забайкальского края о результатах досрочных выборов Губернатора Забайкальского края состоявшихся 08.09.2019г., постановление Избирательной комиссии Забайкальского края от 10.09.2019г. № 38/293-3 «О результатах досрочных выборов Губернатора Забайкальского края», постановление от 11.09.2019г. № 39/295-3 «О регистрации избранного Губернатора Забайкальского края Осипова А. М.». Между тем, прокурор Забайкальского края Войкин B.C. в устранении нарушений избирательных прав бездействовал. Данное бездействие нарушает активное избирательное право истцов голосовать и избирать Губернатора в соответствии с действующим законодательством. Просили суд признать незаконными бездействие прокурора Забайкальского края Войкина B.C. в устранении нарушений избирательного законодательства кандидатом Осиповым A.M., Избирательной комиссией Забайкальского края, признать бездействие Избирательной комиссией Забайкальского края незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе административные истцы Лиханов А.И., Лиханов Н.И. просят отменить решение суда и рассмотреть по правилам первой инстанции в Забайкальском краевом суде, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывают, что Центральный суд нарушил их права на квалифицированную судебную защиту, доступ к правосудию, гарантированные действующим законодательством, не истребовал дополнительные доказательства, подтверждающие нарушения избирательных прав заявителей и бездействие ответчиков. Судом не дана оценка и не проведена проверка доказательств предоставленных в Прокуратуру, избирком и в суд, нарушений избирательных прав заявителей, что кандидат в Губернаторы в нарушение ст. 77, 58, 4 Закона № 67-ФЗ с 07 июня по <Дата> использовал преимущества служебного и должностного положения в агитационной период избирательной компании, нарушил избирательные права заявителей. Доказательства бездействия подтвердил представитель Прокурора, который признал, что проверка по жалобам не проводилась.
Проверив законность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора прокуратуры Забайкальского края Вециной Т.А., представителя Избирательной комиссии Забайкальского края Поповой Е.А., представителя Правительства Забайкальского края Вейт А.В. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Бездействие прокурора Забайкальского края, по мнению истцов, выражается в невыполнении их требования о признании недействительными актов Избирательной комиссии Забайкальского края о результатах выборов Губернатора Забайкальского края по причине невыполнения кандидатом в Губернаторы Забайкальского края Осиповым A.M. требований пункта 2 статьи 40 Закона № 67-ФЗ об освобождении от должности на время участия в выборах. В обоснование своей позиции административные истцы также ссылаются на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> №.
Незаконность действий Избирательной комиссии Забайкальского края, по мнению административных истцов, выражается в непринятии мер к кандидату Осипову A.M. не ушедшему в отпуск и использующему преимущество должностного положения как лицу работающему в организациях - Администрации Губернатора Забайкальского края, Правительстве Забайкальского края, являющихся учредителями и осуществляющих выпуск средств массовой информации в агитационный период избирательной кампании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оснований полагать, что в рассматриваемых правоотношениях административные ответчики действовали без соблюдения закона, в том числе допустили незаконное, нарушающее права административных истцов бездействие, не имеется.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и материалах дела, соответствующими фактическим обстоятельствам и подтвержденными доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Так при рассмотрении дела было установлено, что официальное опубликование постановления Законодательного Собрания Забайкальского края «О назначении выборов Губернатора Забайкальского края» состоялось <Дата>.
<Дата> в Избирательную комиссию Забайкальского края поступило заявление Осипова A.M. о согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края в порядке самовыдвижения. Заявление содержало сведения о временном исполнении Осиповым A.M. обязанностей Губернатора Забайкальского края. Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от <Дата> № Осипов A.M. зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края. Данное постановление не обжаловалось.
Вопрос выдвижения временно исполняющего обязанности Губернатора Забайкальского края Осипова Л.М. кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края в порядке самовыдвижения в период внесения соответствующих изменений в Устав Забайкальского края являлись предметом рассмотрения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Нарушений требований действующего законодательства в данном случае не установлено.
Избирательная комиссия Забайкальского края в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса сформирована в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Забайкальского края от 05.10.1999г. № 230-ЗЗК «Об Избирательной комиссии Забайкальского края».
Согласно требованиям пункта 6 статьи 23 Закона № 67-ФЗ половина членов Избирательной комиссии Забайкальского края назначена Законодательным Собранием Забайкальского края второго созыва (постановление № 102 от 21.11.2018 года), другая половина - Губернатором Забайкальского края (постановление № 60 от 20.11.2018г.).
Указом Президента Российской Федерации от <Дата> № «О государственных должностях Российской Федерации» должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации отнесена к государственным должностям Российской Федерации.
В соответствии со статьями 22, 40 Устава Забайкальского края Губернатор Забайкальского края является высшим должностным лицом Забайкальского края, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края.
В отношении лиц, замещающих государственные должности, в том числе должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), положениями Закона № 67-ФЗ и Федеральным законом от <Дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) требование об освобождении от должности на время участия в выборах не предусмотрено.
Положение пункта 2 статьи 40 Закона № 67-ФЗ предусматривает необходимость освобождения от выполнения должностных или служебных обязанностей на время участия в выборах зарегистрированных кандидатов, которые находятся на государственной или муниципальной службе либо работают в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации.
Понятие государственной службы содержится в Федеральном законе от <Дата> № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Названные федеральные законы лиц, замещающих государственные должности устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, а также высших должностных лиц субъекта Российской Федерации, не относят к лицам, находящимся на государственной службе.
Не предусмотрено такое ограничение на период избирательной кампании и Законом № 184-ФЗ.
В определении от <Дата> №-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нет оснований считать, что приведенное правовое регулирование влечет нарушение принципов свободных выборов и равенства прав кандидатов.
Кроме того, положения Закона № 184-ФЗ и статья 6 Закона Забайкальского края от <Дата> №-ЗЗК «О выборах Губернатора Забайкальского края» (в ред. от 20.05.2019г.) предусматривают самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - Губернатора Забайкальского края.
В соответствии со статьей 2 Закона Забайкальского края от <Дата> №-ЗЗК «О системе органов исполнительной власти Забайкальского края» в систему исполнительных органов государственной власти Забайкальского края входят Губернатор Забайкальского края, являющийся руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, иные исполнительные органы государственной власти, к которым отнесена и Администрация Губернатора Забайкальского края. Указанные органы являются самостоятельными органами исполнительной власти Забайкальского края.
Администрация Губернатора Забайкальского края не является работодателем Губернатора Забайкальского края, поскольку как исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляет обеспечение деятельности Губернатора Забайкальского края и Правительства Забайкальского края по исполнению ими государственных полномочий и организует контроль за выполнением принятых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края решений.
Кроме этого, при рассмотрении дела было установлено, что обращения административных истцов в прокуратуру Забайкальского края о нарушениях избирательного законодательства были рассмотрены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответы должностных лиц прокуратуры Забайкальского края на данные обращения подготовлены с учетом требований Федерального закона РФ от 02.05.2016 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции «О порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, мотивированы, выводы основаны на нормах материального закона, направлены в установленный законом срок. Данные ответы в вышестоящую прокуратуру не обжаловались.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что в рассматриваемых правоотношениях административные ответчики действовали с соблюдением закона и незаконного бездействия не имеется, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения и могли бы являться основанием к его отмене.
Вопреки доводам жалобы дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, права истцов нарушены не были.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит доводы жалобы убедительными, ставящими под сомнение принятое судом решение.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи