Решение по делу № 2а-385/2022 от 26.01.2022

Дело № 2а-385/2022

УИД 03RS0011-01-2022-000217-50                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года город Ишимбай

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Яскиной Т.А.

при секретаре Чернове И.С.

с участием представителя административного истца Шамсутдиновой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан к ведущему судебному приставу- исполнителю Ишимбайского МОСП УФССП по РБ Абсаликовой Э.И., Управлению ФССП по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан обратилась в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу- исполнителю Ишимбайского МОСП УФССП по РБ Абсаликовой Э.И., Управлению ФССП по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава исполнителя №02021/22/15165 от 18.01.2022 г.

В обоснование требований указано, что решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан по гражданскому делу №2-964/2021 на администрацию возложена обязанность предоставить Кашапову Е.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

Решение суда обращено к принудительному исполнению. Судебным приставом-исполнителем Ишимбайского межрайонного отделения судебных приставов УФССП по Республике Башкортостан 27.12.2021 г. возбуждено исполнительное производство и 18.01.2022 года вынесено постановление о взыскании с должника - администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан исполнительского сбора в размере 50000 рублей, поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Должник считает, что он своевременно предпринял меры по надлежащему исполнению исполнительного документа, однако решение суда не исполнено в установленный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от него.

В судебное заседание административные ответчики: судебный пристав-исполнитель Ишимбайского межрайонного отделения службы судебных приставов УФССП по Республике Башкортостан, представитель УФССП по РБ и взыскатель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом вышеизложенного и положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца- Шамсутдинова И.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила требования удовлетворить, дополнив, что решение суда о предоставлении жилого помещения не было исполнено администрацией в срок, установленный судебным приставом-исполнителем по независящим от нее обстоятельствам. На выделенные в 2021 г. средства приобретено и предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим решения суда о предоставлении жилья, 20 жилых помещений на общую сумму <данные изъяты> руб. Между тем, выделенных денежных средств оказалось недостаточно для обеспечения всех детей-сирот жилыми помещениями. Определение объемов средств бюджета Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот относится к полномочиям Правительства Республики Башкортостан и правительства Российской Федерации. Ежегодно в адрес Министерства строительства и архитектуры направляются письма с просьбой представить муниципальному району Ишимбайский район средства, достаточные для приобретения жилых помещений для детей-сирот, стоящих на очереди на получение жилья. По мере доведения финансирования Администрация обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями выполнит.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25.05.2021 года удовлетворены исковые требования Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах сироты Кашапова Е.Ф. и на администрацию муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить Кашапову Е.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма жилого помещения сроком на 5 лет.

Решение суда вступило в законную силу, взыскателю выдан исполнительный лист ФС 030403247 от 09.12.2021 г.

27.12.2021 г. судебным приставом -исполнителем возбуждено исполнительное производство №138268/21/02021-ИП на основании исполнительного листа №ФС 030403247 от 09.12.2021 г. и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления.

18.01.2022 г. судебным приставом-исполнителем Ишимбайского межрайонного отдела судебных приставов УФССП по Республике Башкортостан вынесено постановление о взыскании с должника - администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан исполнительского сбора в размере 50000 рублей, поскольку исполнительный документ должником к установленному сроку не исполнен.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В силу п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая, что переданные органам местного самоуправления государственные полномочия подлежат выполнению за счет средств соответствующих бюджетов, решение суда о предоставлении Кашапову Е.Ф. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключения с ним договора найма, подлежит исполнению за счет субвенций из бюджета Республики Башкортостан.

Поскольку приобретение жилых помещений для предоставления по договору специализированного найма возможно только за счет средств бюджета, утвержденного на очередной финансовый год, указанное обстоятельство исключало возможность исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения решения суда.

В судебном заседании из материалов дела установлено, что на обеспечение жилыми помещениями в 2021 г. Законом Республики Башкортостан от 21.12.2020 г. №35073 «О бюджете Республики Башкортостан на 2021 г. и плановый период 2022-2023 годов» предусмотрены средства в размере <данные изъяты> руб., в 2021 г. на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципальному району Ишимбайский район РБ предоставлено <данные изъяты> руб., на которые необходимо приобрести 18 жилых помещений.

На вышеуказанные денежные средства между администрацией муниципального района Ишимбайский район РБ и Министерством строительства и архитектуры РБ заключено два соглашения о предоставлении субвенции:

соглашение от 08.04.2021 г. №92 на средства бюджета Республики Башкортостан на сумму <данные изъяты> руб. для приобретения не менее 13 квартиры;

соглашение от 26.04.2021 г. №80631000-1-2020-017 на средства федерального и республиканского бюджетов на сумму <данные изъяты> руб. для приобретения не менее 5 квартир.

На выделенные в 2021 г. средства приобретено и предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим решения суда о предоставлении жилья, 20 жилых помещений на сумму <данные изъяты> руб.

Из представленного суду Списка детей-сирот на предоставление жилых помещений по неисполненным решениям суда по муниципальному району Ишимбайский район РБ по состоянию на 08.02.2021 г. усматривается, что в очереди на получение жилья стоит 43 человека, в отношении которых приняты решения суда о предоставлении жилых помещений, 72 человека, у которых возникло право на предоставление жилых помещений по состоянию на 01.01.2021 г., не имеющие судебных решений, Кашапов Е.Ф. под номером 68.

08.02.2021 г. в адрес Министерства строительства и архитектуры заявителем направлено письмо исх. №149 от 08.02.2021 г. с просьбой предоставить муниципальному району Ишимбайский район РБ средства, достаточные для приобретения жилых помещений для детей-сирот, стоящих в очереди на получение жилья.

Из ответа от 26.02.2021 г. №16-06/47 за подписью и.о. министра следует, что распределение средств на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот осуществляется в соответствии с методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Увеличение объема средств бюджету отдельного муниципального района или городского округа Республики Башкортостан приведет к нарушению прав детей-сирот, которые состоят в списке на обеспечение жильем в другом муниципальном районе или городском округе РБ.

Доводы представителя истца о расходах на приобретение жилья за счет средств субвенций подтверждается представленной информацией о приобретенных объектах недвижимости, отчетами о расходах по состоянию на 01.01.2022 г.

Таким образом, доводы административного истца о неисполнении решения суда в установленный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от него, суд находит обоснованными.

С учетом совершения должником - администрацией муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, вина должника в неисполнении таких требований в добровольном порядке в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, отсутствует.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление об освобождении от взыскания (уплаты) исполнительного сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя №02021/22/15165 от 18.01.2022 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд РБ в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения - 24.02.2022 г.

Судья подпись Яскина Т.А.

2а-385/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МР Ишимбайский район РБ
Ответчики
УФССП по РБ
Абсаликова Эльвира Ильфатовна, Ишимбайский МОСП УФССП по РБ
Другие
Кашапов Евгений Флорисович
Ишимбайская межрайонная прокуратура
Суд
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Яскина Т.А.
Дело на сайте суда
ishimbaisky.bkr.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация административного искового заявления
26.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее