Дело № 33а-1407/2019
Судья Гаврилец К.А.
Докладчик Теплякова И.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Курановой Л.А.,
судей Коневой Ю.А., Тепляковой И.М.,
при секретаре Немченко О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 12 февраля 2019 года административное дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области Гусева Е.А. и апелляционной жалобе представителя административного ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» Суровикина А.К. на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 26 сентября 2018 года, которым постановлено:
«Административный иск прокурора Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» обязанность обеспечить ежедневное (в соответствии с режимом работы образовательной организации за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника в следующих учреждениях: МБОУ «Лицей № 200», МБОУ «Лицей № 159», МБОУ СОШ № 120, МБОУ СОШ № 58, МБОУ СОШ № 172, МБОУ СОШ № 131, МБОУ СОШ № 85, МБОУ СОШ № 77, МБОУ СОШ № 51, МБОУ СОШ № 24, МКДОУ д/с № 306, МКДОУ д/с № 333, МКДОУ д/с № 466, МКДОУ д/с №12, МКДОУ д/с № 272, МКДОУ д/с № 467, МКДОУ д/с № 330 «Аринушка», МКДОУ д/с № 274, МКДОУ д/с № 335».
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., пояснения представителя заинтересованного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области Гусева Е.А., представителей административного ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» Суровикина А.К., Хлудова Е.Ю., прокурора Скрипник М.А., представителей заинтересованных лиц МКДОУ д/с № 335 Поповой Т.Я., МКДОУ д/с № 466 Болдыревой Л.Н., МКДОУ д/с №467 Поповой Г.А., МКДОУ д/с № 333 Киселевой Е.Ф., МКДОУ д/с № 274 Гапоненко Т.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Заельцовского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд и просил обязать ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» обеспечить ежедневное (в соответствии с режимом работы образовательной организации за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника в следующих учреждениях: МБОУ «Лицей № 200», МБОУ «Лицей № 159», МБОУ СОШ № 120, МБОУ СОШ № 58, МБОУ СОШ №172, МБОУ СОШ № 131, МБОУ СОШ № 85, МБОУ СОШ № 77, МБОУ СОШ №51, МБОУ СОШ № 24, МКДОУ д/с № 306, МКДОУ д/с № 333, МКДОУ д/с № 466, МКДОУ д/с № 12, МКДОУ д/с № 272, МКДОУ д/с № 467, МКДОУ д/с № 330 «Аринушка», МКДОУ д/с № 274, МКДОУ д/с № 335 (далее – Образовательные Учреждения) в соответствии с режимами их работы.
В обоснование требований ссылался на то, что прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения в МБОУ «Лицей № 200», МБОУ «Лицей № 159», МБОУ СОШ № 120, МБОУ СОШ № 58, МБОУ СОШ № 172, МБОУ СОШ № 131, МБОУ СОШ № 85, МБОУ СОШ №77, МБОУ СОШ №51, МБОУ СОШ № 24, МКДОУ д/с № 306, МКДОУ д/с № 333, МКДОУ д/с № 466, МКДОУ д/с № 12, МКДОУ д/с № 272, МКДОУ д/с № 467, МКДОУ д/с № 330 «Аринушка», МКДОУ д/с № 274, МКДОУ д/с № 335 законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.
Установлено, что во всех вышеуказанных образовательных учреждениях оборудованы медицинские кабинеты.
В 2016 году между образовательными учреждениями и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» заключены договоры о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 2.1 указанных договоров ГБУЗ НСО «ККДП №27» обязано выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации; осуществлять контроль состояния фактического питания, состояния пищеблока, выполнение натуральных норм при предоставлении меню - раскладки.
Согласно пункту 3.1 договора стороны несут ответственность в установленном в законодательстве порядке за невыполнение возложенных на них обязанностей по договору.
Из п. 10 Устава ГБУЗ НСО «ККДП № 27» следует, что учреждение создано для выполнения работ, оказания слуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.
По мнению административного истца, ГБУЗ НСО «ККДП № 27» в полном объеме условия договора не выполняются - не обеспечена работа медицинских работников в соответствии с режимом работы образовательных учреждений, а именно - сотрудник медицинской организации присутствует в образовательной организации не в течение всего режима работы образовательной организации.
Между тем, учебный процесс требует нахождения медицинского работника в образовательной организации ежедневно в соответствии с ее режимом работы (за исключением выходных и праздничных дней), что позволит обеспечить охрану и укрепление здоровья обучающихся в нем.
Отсутствие в образовательных организациях медицинского работника, в течение всего периода нахождения в них детей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, воспитанников данной организации, нарушает их права на получение качественной и своевременной медицинской помощи.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились представитель административного ответчика и представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области.
В апелляционной жалобе административного ответчика ГБУЗ НСО «ККДП № 27» изложена просьба об отмене решения Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 26 сентября 2018 года, прекращении производства по делу.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что суду надлежало прекратить производство по гражданскому делу без перехода к его рассмотрению в порядке КАС РФ.
Апеллянт указывает, что прокурор действовал не в защиту неопределённого круга лиц и не мог подавать данный иск, поскольку требования прокурора направлены на защиту несовершеннолетних обучающихся в данных учреждениях. Доказательств того, что законные представителя указанных несовершеннолетних не могли осуществлять защиту своих подопечных, в материалах дела отсутствуют. Поданный прокурором иск подлежит оставлению без рассмотрения.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, у прокурора отсутствует материальное право на предъявление иска, так как он не является стороной договора о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.
Более того, обязанность соблюдения требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности лежит на соответствующей образовательной организации.
Полагает, что поликлиника является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Также полагает, что первую помощь должны оказывать педагогические работники и затем вызывать скорую помощь.
В апелляционной жалобе заинтересованного лица Минздрава Новосибирской области изложена просьба об отмене решения Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 26 сентября 2018 года.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что оказание первичной медико-санитарной помощи не сводится только к присутствию медицинского работника в образовательном учреждении.
В связи с данными обстоятельствами, в целях организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся, Министерством здравоохранения Новосибирской области издан приказ № 1581 от 25.05.2018 «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи государственными медицинскими организациями Новосибирской области несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В соответствии с настоящим приказом, обязанность по обеспечению предоставления внеплановой первичной медико-санитарной помощи (врачебной, доврачебной), оказываемой отделениями медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, в соответствии с графиком, утверждаемым медицинскими организациями по результатам нормирования труда; неотложной первичной медико-санитарной помощи, посредством организации выездных форм обслуживания подразделениями неотложной медицинской помощи, а также по месту нахождения медицинской организации лежит на главном враче государственных медицинских организаций Новосибирской области.
Также на главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи» Большакову И.А. возложена обязанность обеспечить предоставление скорой медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, по фактам обращения образовательных организаций.
Указанные меры по охране здоровья несовершеннолетних обучающихся граждан не требуют постоянного нахождения медицинских работников в образовательной организации, так как действующее законодательство не обязывает медицинские организации оказывать первичную медико-санитарную помощь весь режим работы учреждения, путем непосредственного присутствия медицинского работника. Данные меры возложены на учреждения, осуществляющие образовательную деятельность.
Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требование об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Заельцовского района г.Новосибирска проведена проверка соблюдения в МБОУ «Лицей № 200», МБОУ «Лицей № 159», МБОУ СОШ № 120, МБОУ СОШ № 58, МБОУ СОШ № 172, МБОУ СОШ № 131, МБОУ СОШ № 85, МБОУ СОШ № 77, МБ СОШ № 51, МБОУ СОШ № 24, МКДОУ д/с № 306, МКДОУ д/с № 333, МКДОУ д/с № 466, МКДОУ д/с № 12, МКДОУ д/с № 272, МКДОУ д/с № 467, МКДОУ д/с № 330 «Аринушка», МКДОУ д/с № 274, МКДОУ д/с № 335 законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, в ходе которой установлено следующее.
Указанные Образовательные Учреждения расположены на территории Заельцовского района г. Новосибирска, в них оборудованы медицинские кабинеты.
17.10.2016 между Образовательными Учреждениями и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» (далее - ГБУЗ НСО «ККДП № 27») заключены договоры о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ НСО «ККДП №27» как исполнитель обязан выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников у заказчика в соответствии с режимом работы заказчика.
В штате Образовательных Учреждений отсутствуют медицинские работники, лицензии на осуществление медицинской деятельности Образовательные Учреждение не имеют.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Новосибирской области № 551 от 28.02.2018г. и приложения к нему ГБУЗ НСО «ККДП № 27» оказывает первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
На основании ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства.
В силу п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы.
На основании п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. /п. 2 ч. 6 ст. 28/.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона обучающимся предоставляются академические права на охрану жизни и здоровья.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 41 Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ, первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Приведенные выше положения статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ дублируются в Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 07.03.2018 № 92н.
Пунктом 22 названного Положения закреплено, что оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Из пункта 3 указанного Порядка следует, что несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
Согласно п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России №822н, организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
На основании пунктов 5,6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.
Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 6 к настоящему Порядку (пункт 21 Порядка).
В соответствии с пунктами 3, 15 Приложения 1 к Порядку, утвержденному приказом Минздрава России № 822н, целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний.
Настоящее Положение распространяется на кабинеты, здравпункты медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающие медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.
На основании пунктов 13,14 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся. Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся.
Согласно пункту 16 Порядка в образовательных организациях могут быть предусмотрены должности медицинских работников.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которой даны основные понятия, используемые в Законе: здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма; охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий; лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни; заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма; состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи.
Как следует из ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Из приведенных нормативных положений в их совокупности следует, что обучающиеся в образовательных учреждениях имеют право на охрану здоровья, которая включает в себя, в том числе, оказание им первичной медико-санитарной помощи.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, осуществляется в образовательной организации, которая обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
При этом, обучающиеся в силу закона имеют право на получение первичной медико-санитарной помощи и обеспечение тем самым охраны их здоровья в период обучения, то есть на протяжении всего образовательного процесса - процесса получения в образовательном учреждении знаний, умений, навыков.
Как следует из графиков работы медицинского персонала в образовательных учреждениях, медицинские работники находятся в образовательных учреждениях не весь период времени их работы.
Изложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей по стороны административного ответчика, который в силу п. 10 Устава ГБУЗ НСО «ККДП № 27» создан для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного иска.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут быть приняты в связи со следующим.
Утверждения апеллянта о том, что оказание первичной медико-санитарной помощи не требует постоянного присутствия в образовательной организации медицинского работника, и что такой вид помощи оказывается только в плановом порядке, основаны на неверном понимании положений Федеральных законов № 323-ФЗ и № 273-ФЗ, приведенных выше Приказов Минздрава России, из которых следует, что право на охрану здоровья обучающихся, включающее в себя получение первичной медико-санитарной помощи по месту обучения, должно быть обеспечено в течение всего периода обучения, то есть в течение всего режима работы образовательной организации, посещение которой обучающимися осуществляется в течение всего времени работы учреждения, в том числе посменно.
Обучающимся также оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной форме. Согласно Приложению 4 к Порядку, утвержденному Приказом Минздрава России № 822н, врач-педиатр осуществляет: оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний; вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи; информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья, выдачу рекомендаций для родителей и (или) законных представителей; своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении; передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.
Вопреки указанному апеллянтами, исходя из понятия первичной медико-санитарной помощи, она включает в себя, в том числе, диагностику и лечение состояний и заболеваний, что предусматривает комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий, а также комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья.
Мнение подателей жалобы о том, что административный иск обоснован фактической необходимостью оказания обучающимся в течение всего времени работы образовательного учреждения первой помощи (которая в силу закона не является видом медицинской помощи), подлежит отклонению.
Из содержания предъявленных прокурором требований следует, что они основаны, в том числе, на приведенных выше положениях законодательства РФ, а также заключенных договорах о сотрудничестве и оказании медицинской помощи, предметом которых является оказание именно первичной медико-санитарной помощи.
Вопросы разграничения первой помощи и первичной медико-санитарной помощи при рассмотрении настоящего дела не относимы к предмету заявленного иска, о необходимости оказания первой помощи административным ответчиком в иске не заявлено.
Установленное органом исполнительной власти в сфере здравоохранения нормирование труда медицинских работников не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, целью которых является полное обеспечение права обучающихся на охрану здоровья в период обучения. Кроме того, нормирование труда медицинских работников само по себе не исключает реальную возможность оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в период обучения.
Издание Минздравом Новосибирской области приказа № 1581 от 25.05.2018 «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи государственным медицинским организациями Новосибирской области несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях», согласно которому установлена обязанность по обеспечению предоставления плановой первичной медико-санитарной помощи (врачебной, доврачебной), оказываемой отделениями медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях в соответствии с графиком, утвержденным медицинскими организациями по результатам нормирования труда, не является препятствием для удовлетворения иска и исполнения судебного решения, поскольку утвержденный медицинскими организациями график по результатам нормирования труда должен обеспечивать оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в течение всего времени их обучения и нахождения в образовательной организации, что возможно, в том числе, за счет увеличения количества медицинских работников, регулирования системы оплаты труда и другими способами.
Доводы Минздрава Новосибирской области об исполнении им требований Федерального закона № 273-ФЗ по существу к предмету спора не относимы, поскольку министерство не является административным ответчиком, требований к нему не заявлено, иск основан на действиях административного ответчика ГБУЗ НСО ККДП 27, созданного органом власти для исполнения возложенных на него государственных функций.
Оценка представленным в дело договорам о сотрудничестве судом дана верная. Обязанности административного ответчика, перечисленные в данных договорах, также возложены на него законом. График работы медицинских работников противоречит положениям заключенных договоров о сотрудничестве и оказании медицинской помощи, в частности содержанию п.2.1 договоров, а также требованиям закона. Ссылки апеллянта о свободе договора не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу п. 1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Указание апеллянта ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» на отсутствие у прокурора процессуального права на предъявление административного иска основано на неверном понимании им положений ст.ст. 40, 39 КАС РФ. Этот довод подробно мотивирован в решении суда первой инстанции, выводы суда в данной части являются верными, оснований для иных выводов судебной коллегией не установлено. Требования прокурора предъявлены в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся, круг которых не является четко определенным.
В силу приведенных норм права, лицом, ответственным за оказание первичной медико-санитарной помощи в образовательных организациях, является медицинское учреждение – административный ответчик. В связи с этим, доводы последнего о том, что ответчик по делу является ненадлежащим, не могут быть приняты, как основанные на неверном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Доводы апеллянта о необходимости оставления иска прокурора без рассмотрения на основании ст. 222 ГПК РФ основаны на ошибочном применении норм процессуального права, оснований для оставления иска без рассмотрения в порядке КАС РФ по делу не имеется.
Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей подведомственность административных дел судам, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Как следует из исковых заявлений прокурора, спорные правоотношения вытекают из закрепленной законодательно публично-правовой гарантии реализации гражданами прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи, следовательно, к данным правоотношениям в силу их публично-правовой природы применяются положения не гражданского, а административного законодательства.
При этом правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и законные интересы граждан или организаций, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Исходя из разрешения данного вопроса, судом определяется процессуальный закон, подлежащий применению, между сторонами соответствующим образом распределяется бремя доказывания.
Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.
Такое процессуальное решение согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 года N 28-П о том, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Исходя из смысла положений ст. 46 Конституции РФ и ном ГПК РФ, КАС РФ, при невозможности рассмотрения требований в порядке гражданского судопроизводства суд должен решить вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства, если не имеется иных препятствий (например, соблюдены правила подсудности и т.д.) для разрешения требований в том же суде в ином судебном порядке.
Указанные требования закона судом первой инстанции при переходе к рассмотрению дела в порядке КАС РФ были соблюдены.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 26 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Новосибирской области Гусева Е.А., апелляционную жалобу представителя административного ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» Суровикина А.К. – без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Куранова
Судьи Ю.А. Конева
И.М. Теплякова