Решение по делу № 3а-12/2022 (3а-159/2021;) от 25.11.2021

УИД: 04OS0000-01-2021-000234-81

Дело № 3а-12/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 января 2022 года                                                                    г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рылова Евгения Валерьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

25 ноября 2021г. Рылов Е.В. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере 772 000 руб. по состоянию на 1 января 2014г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, кадастровая стоимость согласно выписки из ЕГРН, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия, составляет 5 710 149,96 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной экспертом <...> №05/06-21 от 30 июня 2021г. по ранее рассматривавшемуся делу, производство по которому было прекращено.

В судебное заседание административный истец Рылов Е.В. не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Его представитель Лобыкин С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования, дополнительно пояснив, что период применения кадастровой стоимости - с 1 января 2016г. по 31 декабря 2020г., поскольку сведения о данной кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 21.01.2015г.

Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по Республике Бурятия, Правительства Республики Бурятия, заинтересованного лица Администрации МО «Нижнеиволгинское» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении почтовой корреспонденции.

Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Правительства Республики Бурятия Тутаева Ю.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, указав, что действующим законодательством не предусмотрено рассмотрение судом самостоятельного требования об оспаривании кадастровой стоимости без требования, направленного на оспаривание решения бюджетного учреждения.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к выводу, что требования, заявленные к Правительству Республики Бурятия подлежат удовлетворению.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Рылов Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>

Постановлением Правительства Республики Бурятия №588 от 26 ноября 2014г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия.

Как следует из представленной истцом выписки из ЕГРН, выданной филиалом ФГБУ «Росреестра» по Республике Бурятия, установленная в соответствии с указанным нормативно-правовым актом по состоянию на 1 января 2014г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет 5 710 149,96 руб. данная стоимость на момент рассмотрения дела является архивной.

В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Рылов Е.В. ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются его права, как плательщика земельного налога.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. №28) дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка была установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия №588 от 26 ноября 2014г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия» по состоянию на 1 января 2014г., в связи с чем рыночная стоимость земельного участка определялась на указанную дату.

В настоящее время кадастровая стоимость является архивной, поскольку Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020г. №80 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе всех категорий земель, расположенных на территории Республики Бурятия» была утверждена новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2020г. Актуальная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2021г.

В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Рылов Е.В. ссылается на то, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, завышенный размер кадастровой стоимости обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.

В соответствии с пунктами 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.

В силу п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391, пункт 3 статьи 396 НК РФ).

Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Абзацем 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2021г.) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Таким образом, права административного истца затрагиваются в связи с необходимостью уплаты земельного налога за период действия оспариваемой кадастровой стоимости, в связи с чем административный истец имеет право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной для целей налогообложения.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в соответствии с выводами судебной экспертизы, проведенной в рамках ранее рассмотренного дела.

Судом установлено, что 18 мая 2021 года, Рылов Е.В. обращался в Верховный Суд Республики Бурятия с аналогичным требованием об установлении кадастровой стоимости этого же земельного участка равной рыночной по состоянию на эту же дату. Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 27 июля 2021г. производство по указанному делу прекращено в связи с несоблюдением порядка обращения в суд, поскольку административный истец не обращался в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки.

Обращаясь в суд вновь по настоящему делу, административный истец представил сведения об обращении в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки», уведомлением которого от 8 октября 2021г. его заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости было возвращено без рассмотрения по мотиву подачи заявления по истечении 6-месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

В обоснование исковых требований по ранее рассмотренному делу административный истец представлял отчет №13/20-РБ от 1 июля 2020г. об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненного ООО «Агентство оценки собственности».

В связи с возражениями сторон относительно достоверности указанного отчета и наличием у суда сомнений в обоснованности выводов оценщика судом по ходатайству истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено эксперту Ассоциации «Центр судебно-оценочной экспертизы» Битуеву Ю.В.

В соответствии с заключением эксперта №05/06-21 от 30 июня 2021г., подготовленным экспертом на основании определения суда, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2014г. составляет 772 000 руб.

Изучив приведенное заключение эксперта, суд считает возможным принять его в качестве письменного доказательства, в соответствии с правилами ст.70 КАС РФ, поскольку оно соответствует критериям относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст.82, 84 КАС РФ,

Оценивая заключение экспертизы, суд приходит к выводу, что экспертиза проведена экспертом, имеющим длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, являющимся членом Союза <...> членом Экспертного совета Ассоциации <...> об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт был предупрежден.

Суд не находит оснований сомневаться в заключении, поскольку при проведении оценки эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, оно содержит подробное обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы эксперта являются исчерпывающими. При проведении оценки земельного участка корректно подобраны объекты-аналоги, методы оценки, использованы необходимые корректировки.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, проведенной экспертом Ассоциации <...> об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровыми номерами <...> по состоянию на 1 января 2014г. является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка.

Каких-либо доказательств недостоверности выводов судебной оценочной экспертизы в соответствии со ст.62 КАС РФ лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайства о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявлены.

Поскольку в отношении земельного участка заключением судебной экспертизы определена их рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2014г. административное исковое заявление Рылова Е.В. подлежит удовлетворению.

Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости участка, указанной в заключении судебной оценочной экспертизы.

Как указано в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 июня 2015г. №28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Определяя период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости, суд исходит из следующего.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020г. №80 в отношении земельного участка была установлена новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2020г., которая в соответствии с п.4 названного Приказа и ст.5 Налогового кодекса РФ подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2021г.

При этом оспариваемая кадастровая стоимость, определенная в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия №588 от 26 ноября 2014г. по состоянию на 1 января 2014г., в соответствии с положениями ч.1 ст.391 НК РФ (в ранее действовавшей редакции) подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2016г, поскольку сведения о ней были внесены в ЕГРН 21 января 2015г. (то есть со следующего налогового периода).

С учетом изложенного установленная судом в рамках настоящего дела кадастровая стоимость подлежит применению в целях налогообложения в период с 1 января 2016г. до 31 декабря 2020г.

Доводы представителя Правительства Республики Бурятия о том, что спор подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ – путем оспаривания решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости и невозможности установления кадастровой стоимости в размере рыночной на ретроспективную дату (архивная стоимость) с учетом положений, установленных данной нормой, подлежат отклонению.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ и Постановлением правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020г. №648 установлена дата перехода к применению на территории Республики Бурятия положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.

При этом согласно ч.15 ст.22.1 Федерального закона №237-ФЗ предусмотрено оспаривание в судебном порядке решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости и одновременно с его оспариванием - заявление требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Однако возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке указанной нормой не предусмотрена.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Исходя из положений ч.1 ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из правовой позиции, изложенной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

В рассматриваемом случае, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2014г., являлась действующей до 31 декабря 2020 года, административный истец является собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, поэтому установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для него правовое значение.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Соответственно, то обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости, не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Иной подход означал бы ограничение права истца на доступ к правосудию.

Поскольку оспариваемая истцом кадастровая стоимость была определена Постановлением Правительства Республики Бурятия №588 от 26 ноября 2014г., надлежащим ответчиком по делу является Правительство Республики Бурятия, в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Республике Бурятия следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Рылова Евгения Валерьевича к Правительству Республики Бурятия удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, равной 772 000 рублей.

Указанная кадастровая стоимость подлежит применению в целях налогообложения в период с 1 января 2016 года до 31 декабря 2020 года.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий                                                     Т.Б. Казанцева

3а-12/2022 (3а-159/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Рылов Евгений Валерьевич
Ответчики
Управление Росреестра по Республике Бурятия
Правительство Республики Бурятия
Другие
Администрация МО "Нижнеиволгинское"
Лобыкин Сергей Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Казанцева Татьяна Борисовна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
25.11.2021Регистрация административного искового заявления
26.11.2021Передача материалов судье
26.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2021Подготовка дела (собеседование)
16.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее