Судья Губанова М.В.
дело № 2-801/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-11254/2021
21 сентября 2021 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Подрябинкиной Ю.В., Елгиной Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Разорёновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Дорониной Тамары Григорьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска о признании действий об отказе в выплате пенсии незаконными, возложении обязанности произвести выплату страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Дорониной Тамары Григорьевны на решение Советского районного суда г. Челябинска от 22 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Дорониной Т.Г. и ее представителя Мазавиной А.И., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика Свиридовой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Доронина Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска (далее – УПФР в Советском районе г.Челябинска) о признании незаконными действий об отказе в выплате пенсии за период с 25 сентября 2018 г. по 10 октября 2019 г., возложении обязанности произвести выплату страховой пенсии за период с 25 сентября 2018 г. по 10 октября 2019 г.
В обоснование иска указала, что с 21 марта 2012 г. является получателем пенсии по старости. 31 мая 2016 г. обратилась в УПФР в Еткульском районе с заявлением о приостановлении выплаты пенсии по семейным обстоятельствам, в этот же день заявление было удовлетворено, выплаты приостановлены. 29 мая 2017 г. она обратилась в УПФР Красноармейского района с заявлением о возобновлении выплаты пенсии по месту пребывания, пенсия ей выплачена за весь период приостановления с учетом индексации в размере 158 684 руб. 41 коп. 10 августа 2017 г. она вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о приостановлении выплаты, решением УПФР Красноармейского района выплаты вновь приостановлены до 19 июня 2018 г., ей произведен перерасчет и выплачена пенсия в размере 153756 руб. 35 коп. 25 сентября 2018 г. она обратилась в УПФР Красноармейского района с заявлением о приостановлении выплаты пенсии. Распоряжением УПФР в Советском районе г. Челябинска от 29 октября 2019 г. ее выплатное дело постановлено на учет. 10 октября 2019 г. она обратилась с заявлением о возобновлении выплаты, однако на сегодняшний день выплаты не получила.
Определением суда от 12 января 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Копейске), как правопреемник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Челябинской области (далее - УПФР в Красноармейском районе) (л.д.27).
Представитель истца Васильченко Е.В. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал исковые требования.
Представитель ответчика УПФР в Советском районе г.Челябинска Свиридова А.А. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований.
Истец Доронина Т.Г., представитель третьего лица УПФР в г. Копейске в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Доронина Т.Г. просит решение суда отменить, признать действия УПФР в Советском районе г.Челябинска об отказе в выплате пенсии за период с 25 сентября 2018 г. по 10 октября 2019 г. незаконными, возложить на ответчика обязанность произвести выплату страховой пенсии за этот период. Указывает обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Ссылается на нормы статей 4, 24, 25 Федерального закона «О страховых пенсиях». Указывает, что из сопроводительного письма от 25 сентября 2019 г. следует, что УПФР в г. Коркино Челябинской области, направляя дело в УПФР по Советскому району г. Челябинска, указало на результаты предварительной проверки прибывшего пенсионного дела, где допущена в Красноармейском районе ошибка о выплате. Указала, что ответчиком за период с 25 сентября 2018 г. по 10 октября 2019 г. в выплате пенсии ей отказано. Полагала, что ответчик обязан был произвести ей пенсионную выплату за спорный период и производить ежемесячные выплаты с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения.
Представитель третьего лица УПФР в г. Копейске о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения, истца, представителей истца и ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, в связи несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 14 марта 2012 г. Доронина Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка Российской Федерации обратилась в УПФР в Еткульском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 61-62,10 том 1).
С 21 марта 2012 г. истцу назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 52 том 1).
31 мая 2016 г. Доронина Т.Г. обратилась в УПФР в Еткульском районе с заявлением о прекращении выплаты пенсии по семейным обстоятельствам (л.д. 133 том 1).
Решением УПФР в Еткульском районе от 31 мая 2016 г. выплата пенсии Дорониной Т.Г. прекращена с 1 июля 2016 г. (л.д. 132 том 1).
Решением от 29 мая 2017 г. № в связи со сменой места жительства выплатное дело Дорониной Т.Г. постановлено на учет в УПФР в Красноармейском районе (л.д. 139,157 том 1).
29 мая 2017 г. Доронина Т.Г. обратилась в УПФР в Красноармейском районе с заявлением о восстановлении выплаты пенсии (л.д. 151-152 том 1).
Согласно протоколу разовой выплаты УПФР в Красноармейском районе выплатило Дорониной Т.Г. пенсию за период с 1 июля 2016 г. по 31 мая 2017 г. в размере 145028 руб. 28 коп. и 13656 руб. 13 коп. (л.д.159,161, 171 том 1).
На основании заявления истца от 10 августа 2017 г. решением УПФР в Красноармейском районе от 11 августа 2017 г. № выплата пенсии Дорониной Т.Г. прекращена с 1 сентября 2017 г. (л.д. 164-168 том 1).
На основании заявления Дорониной Т.Г. решением УПФР в Красноармейском районе от 19 июня 2018 г. № выплата пенсии в соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» восстановлена с 1 сентября 2017 г. (л.д. 172,180 том 1).
20 июня 2018 г. УПФР в Красноармейском районе принято решение о выплате Дорониной Т.Г. недополученной пенсии за период с 1 сентября 2017г. по 30 июня 2018 г. в размере 153756 руб. 35 коп. (л.д. 182 том 1).
25 сентября 2018 г. в УПФР в Красноармейском районе из ЛКЗЛ в электронном виде поступило заявление от имени Дорониной Т.Г., в котором не содержится какой-либо просьбы, подписи истца, не заполнены строки об адресе места жительства на территории другого государства, от руки в нижней части дописано отказ об получения (л.д.184 том 1).
Решением УПФР в Красноармейском районе от 25 сентября 2018 г. выплата пенсии Дорониной Т.Г. прекращена с 1 октября 2018 г. (л.д.45 том 1).
20 сентября 2019 г. истец обратилась в УПФР в Советском районе г.Челябинска с заявлениями о запросе выплатного дела, доставке пенсии в связи с местом фактического проживания в <адрес> (л.д.204,205 том 1).
10 октября 2019 г. Доронина Т.Г. обратилась в УПФР в Советском районе г. Челябинска с заявлением о восстановлении выплаты пенсии (л.д.46-48 том 1).
15 октября 2019 г. истцом даны начальнику УПФР в Советском районе г.Челябинска объяснения о том, что с октября 2018 г. по октябрь 2019 г. по другим ведомствам пенсию она не получала, в других государствах не значилась, никаких выплат не получала (л.д. 214 том 1).
29 октября 2019 г. распоряжением № в связи со сменой места жительства выплатное дело Дорониной Т.Н. постановлено на учет в УПФР в Советском районе г.Челябинска, с 1 ноября 2019 г. ей продлена выплата пенсии (л.д.195 том 1).
2 декабря 2019 г. Доронина Т.Г. повторно обратилась в УПФР в Советском районе г. Челябинска с просьбой о возобновлении выплаты страховой пенсии в том размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты страховой пенсии, с учетом индексации и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (л.д.13-14 том 1).
25 декабря 2019 г. УПФР в Советском районе г. Челябинска направило Дорониной Т.Г. ответ о том, что при постановке на учет ее выплатного дела в связи со сменой места жительства выявлено неправильное применение норм пенсионного законодательства. Указано, что размер ее пенсии по прежнему месту жительства был рассчитан с учетом периода ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако данный период мог быть учтен только при документальном подтверждении ухода за ребенком дом полутора лет. Для осуществления перерасчета истцу предложено обратиться в клиентскую службу УПФР в Советском районе г. Челябинска с заявлением о перерасчете, предоставив документы, подтверждающие уход за ребенком до полутора лет (л.д. 15-16 том 1).
Решением об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, УПФР в г. Копейске от 28 января 2020 г. № устранена выявленная ошибка, выразившаяся в неверном определении срока восстановления пенсии в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» за периоды с 1 июля 2016 г. по 31 мая 2017 г., с 1 сентября 2017 г. по 31 августа 2018 г. (л.д. 49 том 1).
Рассматривая вопрос о восстановлении выплаты истцу пенсии с 1 октября 2018 г. в прежнем размере с учетом индексации, УПФР в Советском районе г. Челябинска в справке указало о том, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» выплата пенсии за прошлое время при отказе пенсионера в получении пенсии законодательством не предусмотрена. 25 сентября 2018 г. Доронина Т.Г. обратилась в УПФР в Красноармейском районе с заявлением о прекращении выплаты пенсии, на основании которого выплата пенсии прекращена с 1 октября 2018 г. С заявлением о восстановлении выплаты пенсии истец обратилась в УПФР в Советском районе г. Челябинска 10 октября 2019 г. На основании указанного заявления выплата страховой пенсии по старости восстановлена согласно пункту 3 части 3 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления, то есть с 1 ноября 2019 г. Оснований для восстановления выплаты пенсии с 1 октября 2018 г. не имеется. Кроме того, при проверке выплатного дела Дорониной Т.Г. установлено, что в нарушение действующего законодательства УПФР в Красноармейском районе дважды оформило ей выплату пенсии по старости за прошлое время: в июне 2017 г. – за период с 1 июля 2016 г. по 31 мая 2017 г. (выплата пенсии прекращена на основании заявления от 31 мая 2016 г., восстановлена по заявлению от 29 мая 2017 г.) и в июле 2018 г. – за период с 1 сентября 2017 г. по 30 июня 2018 г. (выплата пенсии прекращена по заявлению от 10 августа 2017 г., восстановлена по заявлению от 18 июня 2018 г.). В результате за указанные периоды образовалась переплата пенсии в размере 312946 руб. 32 коп., которая постановлена на учет в УПФР в г.Копейске 28 января 2020 г.(л.д.21-23 том 1).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ни одно из приведенных в статье 25 Федерального закона «О страховых выплатах» оснований для прекращения выплаты пенсии, кроме как отказ от получения пенсии, не могло быть причиной подачи истцом безмотивного заявления о прекращении выплаты пенсии, иным образом заявление истца истолковано быть не могло, поскольку все основания для приостановления выплаты пенсии исчерпывающе перечислены в норме части 1 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях» и среди них нет такого основания как заявление о прекращении выплаты пенсии. Отсутствие в решении о прекращении выплаты пенсии указания на норму Федерального закона, не разъяснение истцу последствий подачи такого заявления не свидетельствует о незаконности этого решения, так как таких оснований для признания решения пенсионного органа незаконным действующим законодательством не предусмотрено, это решение полностью отвечает норме статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», которая опубликована для всеобщего сведения, в ней указаны последствия подачи заявления о прекращении выплаты пенсии по воле пенсионера. Случаи, когда пенсия выплачивается за прошлое время, в течение которого выплата пенсии была прекращена, перечислены в части 7 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», к спорным правоотношениям эта норма неприменима.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам и требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» целью этого Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях» приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае: 1) неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; 2) неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; 3) достижения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения им возраста 18 лет, подтвержденного документом указанной организации (сведениями, имеющимися в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения; 4) истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа; 5) поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы; 6) поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы; 7) несоблюдения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет и обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, условия, предусмотренного частью 19.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.
Частями 2, 3 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при устранении обстоятельств, указанных в части 1 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях», возобновление выплаты страховой пенсии производится в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты страховой пенсии, с учетом индексации и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (по основаниям, не предусматривающим подачи пенсионером заявления) в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и частью 8 статьи 18 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона. Возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии и документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи. При этом неполученные суммы указанной пенсии, определенные в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: 1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае, если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты; 2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 названного Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; 3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица; 4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 названного Федерального закона; 5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
В силу части 3 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» восстановление выплаты страховой пенсии производится: 1) в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или о признании пенсионера безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу решение суда; 2) по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 3) при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
При восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере (часть 4 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» по желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь.
При обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктом 2 или 4 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 названного Федерального закона, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения (часть 7 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В силу части 9 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о восстановлении выплаты страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для этого документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии дает обратившемуся лицу разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Формы заявлений о прекращении выплаты пенсии и восстановлении выплаты пенсии предусмотрены действовавшим в спорный период Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. № 600н, (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Из указанных нормативных правовых актов следует, что назначение и выплата трудовой (страховой) пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявления пенсионера со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает при необходимости документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. Основанием для Прекращение выплаты пенсии на основании пункта 5 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» может быть произведено только в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии.
Как следует из материалов пенсионного дела Дорониной Т.Г., решение о прекращении выплаты пенсии принято УПФР в Красноармейском районе 19 июня 2018 г. на основании заявления, направленного в электронной форме, не соответствующего форме заявления, содержащейся в приложении № Административного регламента, поскольку в заголовке заявления и по его тексту не содержится просьба о прекращении выплаты пенсии, волеизъявление на отказ от получения пенсии, не указаны обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пенсии. От руки в нижней части заявления дописано «отказ об получения», подписи лица не имеется. В заявлении содержатся строки об адресе места жительства на территории другого государства, которые не заполнены (л.д.184 том 1).
При получении такого заявления без четко выраженной просьбы о прекращении выплаты пенсии (об отказе от получения пенсии) у УПФР в Красноармейском районе отсутствовали правовые основания для прекращения выплаты пенсии, необходимо было связаться с истцом и предложить уточнить имеется ли у нее волеизъявление на прекращение выплаты пенсии (отказ от получения пенсии) или на приостановление выплаты пенсии, по какому основанию, при затруднениях у пенсионера по выбору основания разъяснить последствия подачи таких заявлений.
Из объяснений истца, изложенных в обращениях в УПФР Советского района г. Челябинска и в исковом заявлении, следует, что она обращалась с заявлением о приостановлении выплаты пенсии, за границу не выезжала, ранее она неоднократно обращалась с такими же заявлениями и после восстановления пенсии ей выплачивалась пенсия за весь период приостановления.
Указанные объяснения истца подтверждаются материалами пенсионного дела, таким образом, Доронина Т.Г. не осознавала разницы между приостановлением и прекращением выплаты пенсии и заблуждалась относительно возможности получения неполученной пенсии за период прекращения (приостановления) выплаты пенсии.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции истец пояснила, что не обращалась с заявлением в электронной форме, лично писала в УПФР в Красноармейском районе заявление о приостановлении выплаты пенсии, не была в 2018 году зарегистрирована в системе «Госуслуги».
Рассматривая заявление о восстановлении выплаты пенсии и отказывая истцу в выплате страховой пенсии по старости за период с октября 2018 г. до ноября 2019 г., УПФР Советского района г.Челябинска не принял во внимание то, что у УПФР в Красноармейском районе отсутствовали правовые основания для прекращения выплаты пенсии, поскольку не имелось надлежаще оформленного заявления Дорониной Т.Г. о прекращении выплаты пенсии, истец от получения пенсии не отказывалась, сведений о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», не имелось, что не может быть признано соответствующим вышеуказанным нормам Федерального закона «О страховых пенсиях».
Учитывая изложенное, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действия УПФР в Советском районе г. Челябинска по отказу в выплате страховой пенсии по старости за спорный период и возложении обязанности выплатить недополученную пенсию не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения.
Как следует из материалов дела, выплата пенсии истцу прекращена с 1 октября 2018 г., а восстановлена ее выплата с 1 ноября 2019 г. В суде апелляционной инстанции истец и ее представитель подтвердили указанное обстоятельство и пояснили, что истец в исковом заявлении просила признать незаконной невыплату пенсии и возложить обязанность по ее выплате за период с 1 октября 2018 г. по 31 октября 2019 г.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку истец, как гражданин Российской Федерации, не утратила право на получение страховой пенсии по старости, не отказывалась от ее получения, ей не выплачивалась пенсии по вине пенсионного органа в период с 1 октября 2018 г. по 31 октября 2019 г. судебная коллегия считает необходимым удовлетворить исковые требования о признании незаконными действий УПФР в Советском районе г. Челябинска по отказу в выплате Дорониной Т.Г. страховой пенсии по старости за период с 1 октября 2018 г. по 31 октября 2019 г., возложить на ответчика обязанность выплатить истцу страховую пенсию по старости за период с 1 октября 2018 г. по 31 октября 2019 г.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 22 апреля 2021 г. отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконными действия Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска по отказу в выплате страховой пенсии по старости за период с 1 октября 2018 г. по 31 октября 2019 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска выплатить Дорониной Тамаре Григорьевне страховую пенсию по старости за период с 1 октября 2018 г. по 31 октября 2019 г.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 сентября 2021 г.