УИД 11RS0014-01-2024-000809-81
Дело № 2-423/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Корткерос 17 декабря 2024 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., с участием представителя истца Кулаковой Т.И.- Молодцова В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Казаринова И.В., Казариновой Н.Д.,
Кулаковой Т.И.
к администрации МР «Корткеросский»
о признании права пользования жилым помещением
и обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Казаринов И.В., Казаринова Н.Д., Кулакова Т.И. обратились в суд с заявлением к администрации МР «Корткеросский» о признании за ними права пользования по договору социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (далее по тексту – спорное жилое помещение), обязании заключить договор социального найма. В обоснование заявленных требований указано, что Казаринов И.В. зарегистрирован в спорном жилом помещении с <дата>, Казаринова Н.Д. – с <дата>, Кулакова Т.И. с <дата>. Квартира принадлежит АМР «Корткеросский». Истцы в октябре 2024г. обратились к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма, в чем им было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих предоставление помещения, хотя в ежемесячных квитанциях на оплату коммунальных услуг и оплаты найма квартиры в графе «наем жилого помещения» указан договор ХХХ. Истцы постоянно проживают в квартире, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят своевременно, других жилых помещений у истцов не имеется.
В судебном заседании представитель истца Кулаковой Т.И. – Молодцов В.Б. исковые требования поддержал, считает возможным заключить договор социального найма с Казариновым И.В., включив членами семьи Казаринову Н.Д. и Кулакову Т.И.
Истцы, представитель ответчика в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Администрация МР «Корткеросский» в письменном отзыве на иск указала, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда. В связи с тем, что истцы не признаны малоимущими для предоставления жилого помещения по договору социального найма и не стоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма не имеется. У администрации отсутствуют документы, подтверждающие передачу спорного жилого помещения истцам. В адрес истцов администрация не направляла требований об освобождении спорного жилого помещения.
Суд, с учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя истца Кулаковой Т.И.- Молодцова В.Б., исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
В соответствии со стст. 8, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ от 29.12.2004 (далее по тексту - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Ст. 7 ЖК РФ закреплено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Частью 1 ст. 49, ч. 4 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии со стст. 60, 63 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Стст. 10, 28, 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено право граждан РСФСР на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями на основании ордера.
Из положений ст. 18 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР» N 4199-1 от 23.12.1992 следует, что при передаче государственных предприятий в иную форму собственности, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установлением порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.
В соответствии с положениями ст.30 Жилищного кодекса РСФСР" (утв. ВС РСФСР 24.06.1983), действующего на момент возникновения спорных правоотношений, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Статьей 9 Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", с учетом распоряжения Совета Министров Республики Коми от 20.04.1993 № 292-р, определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Судом установлено, что 23.09.1998 АООТ «Парма» решением Арбитражного суда Республики Коми признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.11.2000 № А29-1898/98Б конкурсное производство, связанное с ликвидацией АООТ «Парма», завершено. Постановлением АМО «Корткеросский район» ХХХ от <дата> акционерное общество открытого типа «Парма» исключено из государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с чч. 4, 5 ст. 104 Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшего до 02.12.2002, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.
Согласно акту приема-передачи основных средств от <дата> жилой фонд, числящийся на балансе АООТ «Парма», передан в эксплуатацию МО «<адрес>», в том числе жилые дома, расположенные по <адрес>.
При этом в акте отсутствуют сведения о приемо-передачи спорного жилого дома.
Администрацией МР «Корткеросский» суду не представлены документы о принятии в муниципальную собственность спорного жилого дома (жилых помещений в нем) после передачи его из АООТ «Парма».
Между тем, на основании распоряжения Правительства Республики Коми от <...>Об утверждении перечня имущества муниципального образования муниципального района «Корткеросский», передаваемого в собственность муниципального образования сельского поселения «<...>», спорное жилое помещение - <...> передано в собственность СП «<...>».
На основании распоряжения Правительства Республики Коми ХХХ-р от <дата> жилое помещение – <...> вновь включена в реестр муниципальной собственности МР «Корткеросский».
Как следует из представленных материалов дела, в т.ч. похозяйственных книг АСП «<...>» за период с <...> сведений о регистрации, следует, что истцы с <...>. проживают в спорном жилом помещении, зарегистрированы в нем: Казаринов И.В. с <дата>, Казаринова Н.Д. с <дата>, Кулакова Т.И. с <дата> по настоящее время. Согласно представленным квитанциям, информации АО «Коми энергосбытовая компания», по адресу <...> производится начисление оплаты, в т.ч. за наем жилого помещения по договору ХХХ
Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"№ 5242-1 от 25 июня 1993 г. взамен института прописки в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, был введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из содержания ст. 3 указанного закона, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Факт проживания истцов с <...>. по настоящее время в спорном жилом помещении стороной ответчика не оспаривается.
В настоящее время спорное жилое помещение находится в собственности муниципального образования муниципального района «Корткеросский», аварийным или непригодным для проживания не признано.
Согласно ст. 5 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом. Поскольку спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то к ним применяются положения действующего в настоящее время жилищного законодательства.
По нормам ранее действовавшего законодательства (ст. 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР) основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Администрацией не оспаривается факт вселения семьи истцов в <...>. в спорное жилое помещение.
Статьей 675 ГК РФ и ст. 64 ЖК РФ предусмотрено, что переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения. Следовательно, право пользования жилым помещением по договору социального найма за заявителем сохраняется.
Отсутствие ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в жилое помещение, проживание в нем, исполнение обязанности нанимателя, не влечет само по себе незаконность такого вселения и проживания. Доказательств самовольного занятия истцами спорного жилого помещения ответчиком не представлено, учитывая, что истец зарегистрированы и фактически проживают в нем длительное время, как по месту жительства.
Как до, так и после передачи квартиры в муниципальную собственность, истцы продолжили проживать в спорной квартире, содержали ее, оплачивали коммунальные услуги, в т.ч. числе и за наем жилого помещения. Собственники жилого помещения – органы местного самоуправления, как сельского поселения, так и муниципального района, права истцов на пользование квартирой и проживание в ней не оспаривали, требований об освобождении жилого помещения в течение длительного времени не предъявляли, в судебном заседании истцы не признавались утратившими право пользования спорным жилым помещением.
Подтверждено в ходе рассмотрения дела, что истцам при обращении о заключении договора социального найма было отказано ввиду отсутствия у статуса семьи малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом разъяснено о возможности повторного обращения при наличии документа, подтверждающего предоставление спорного жилого помещения.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч.1 ст. 7, ст. 18; чч. 1 и 2 ст. 19).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 № 20-П, Определение от 15.02.2005 № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
В настоящее время ЖК РФ предусмотрено право пользования гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма, договора найма специализированных жилых помещений, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
При этом спорное жилое помещение не относится к специализированному жилому помещению, как и жилому помещению фонда социального использования.
Доводы о том, что истцы не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, не состоят на соответствующем учете, не могут быть приняты во внимание.
Применение положений стст. 49 - 59 ЖК РФ, регламентирующих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, при котором учитывается такой критерий, как признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением им на условиях социального найма другого жилого помещения из числа свободных жилых помещений, невозможно, поскольку в рассматриваемом случае имеют место другие правоотношения по оформлению договора социального найма уже занятых гражданами жилых помещений на законных основаниях.
При изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении на законных основаниях, само по себе не свидетельствует о предоставлении им вновь жилого помещения как нуждающимся в улучшении жилищных условий, а является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от нахождения на учетах по улучшению жилищных условий, поскольку объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, ранее предоставленные гражданам на законных основаниях.
Спорная квартира на момент вселения в нее истцов относилась к общественному жилищному фонду, условия пользования этим жилым помещением в силу ЖК РСФСР были аналогичны условиям пользования в домах государственного жилищного фонда, то есть носили бессрочный характер, несмотря на смену собственника дома, права и обязанности нанимателя помещения не изменились и в настоящее время они сохраняют право пользования данным жильем на условиях, аналогичных условиям договора социального найма, а следовательно, собственник дома сохраняет обязанность по предоставлению жилого помещения на прежних условиях.
В соответствии со 672, 677, 686 ГК РФ Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
Нанимателем по договору найма жилого помещения может быть только гражданин. В договоре должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем. Граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением. Отношения между нанимателем и такими гражданами определяются законом. По требованию нанимателя и других граждан, постоянно с ним проживающих, и с согласия наймодателя наниматель в договоре найма жилого помещения может быть заменен одним из совершеннолетних граждан, постоянно проживающих с нанимателем.
Согласно положениям ст. 60, 69 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Указанные нормы закона предусматривают возможность выбора нанимателя по усмотрению членов семьи, а также изменение в договоре социального найма жилого помещения первоначального нанимателя на одного из членов семьи нанимателя, что полностью согласуется с приведенными выше положениями ЖК РФ о сторонах договора социального найма жилого помещения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о фактическом существовании между сторонами отношений, возникающих из договора социального найма спорного жилого помещения, что является основанием для заключения между ответчиком и истцом Казариновым И.В., являющимся согласно сведениям похозяйственных книг главой хозяйства, т.е. фактическим нанимателем, с включением в договор в качестве членов его семьи супруги Казариновой Н.Д., дочери Кулаковой Т.И.
Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истцов о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и обязании заключить соответствующий договор, с учетом возможности его заключения с одним лицом, подлежащим частичному удовлетворению.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., <...>.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.12.2024