УИД:23RS0042-01-2024-004044-38
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новороссийск 22 октября 2024 года
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,
при секретаре Тесленок Т.Н., с участием истца, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3396/2024 по иску <ФИО1 к ООО «Ростэкэлектросети» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л :
<ФИО5 обратился в суд с иском к ООО «Ростэкэлектросети», в котором просит признать недействительным и аннулировать акт осуществления технологического присоединения к электрическим сетям №01-55/24ЮЖ от 2 мая 2024 года, признать неправомерным бездействие, выразившееся в не рассмотрении по существу в установленный законом срок письменных обращений от 3 мая 2024 года входящий №22/24-В-Юж и от 4 июня 2024 года №23/24-В-Юж, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей и штраф в установленном законом размере.
В обоснование своих требований <ФИО6 в иске указал, что 24 апреля 2024 года инженер участка по эксплуатации электрических сетей в Южном обособленном подразделении ООО «Ростэкэлектросети» заменил прибор учета электроэнергии его дома <адрес> Предыдущий прибор учета забрал. 2 мая 2024 года вместе с документами по замене прибора учета по ошибке подписал Акт об осуществлении технологического присоединения моего домовладения, не ознакомившись с его текстом о нижеследующем, «сетевая организация оказала заявителю услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, в соответствии с мероприятиями по договору об осуществлении технологического присоединения, выполненными в полном объеме. Мероприятия по технологическому присоединению выполнены согласно техническим условиям».
В этот же день обратился в участок по эксплуатации электрических сетей в Южном обособленном подразделении ООО «Ростэкэлектросети» и их юридический отдел по отзыву росписи в вышеуказанном Акте, а также обращался письменно 03 мая 2024 года и 04 июня 2024 года о признание его ничтожным на основании того, что указанные в подписываемом документе сведения не соответствуют действительности.
События, которые указаны в оспариваемом Акте от 02 мая 2024 г. в части осуществлении технологического присоединения домовладения по факту отсутствуют. ООО «Ростэкэлектросети» технологическое присоединение домовладения не осуществляла, и с заявлениями по присоединению к ответчику не обращался. Данная услуга уже была оказана ранее надлежащим способом другой организацией, а именно ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети и в соответствии с действующим законодательством, эта услуга носит однократный характер.
Исходя из положений статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается.
Таким образом, под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах о технологическом присоединении. ООО «Ростэкэлектросети» повторно оказать мне эту услугу уже не вправе. (Подключение электроснабжения регулирует постановление правительства № 861 от 27.12.2004 года, или «Правила технологического присоединения».)
В Акте прописано, что сетевая организация оказала заявителю услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, в соответствии с мероприятиями по договору об осуществлении технологического присоединения и это не соответствует действительности. По факту договорные отношения с ООО «Ростэкэлектросети» отсутствую.
В Акте указано, что мероприятия по технологическому присоединению выполнены согласно техническим условиям. По факту ООО «Ростэкэлектросети» не разрабатывала технические условия для присоединения к электросетям его дом и не знакомила его с ними.
Требование п. 57-1 вышеуказанных правил следующее «По окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в целях вывода из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не отнесенных к объектам диспетчеризации, сетевая организация в инициативном порядке самостоятельно осуществляет переоформление документов о технологическом присоединении в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых отсоединены от указанных объектов электросетевого хозяйства и присоединены непосредственно к электрическим сетям сетевой организации».
Таким образом, согласно требованиям действующего законодательства и в соответствии и на основании вышеуказанных правил ООО «Ростэкэлектросети» должны были оказать услугу лишь по переоформлению документов а не услугу технологического присоединения которая носит одноразовый характер.
03 мая 2024 года вх № 22/24-В-Юж он направил ответчику заявление об отмене, аннулировании Акта от 02 мая 2024 года. 04 июня 2024 года в приемной граждан и их юридическом отделе ему было отказано в аннулирование Акта и был отказ дать письменный ответ по обращению.
04 июня 2024 года им подана досудебная претензия в ООО «Ростэкэлектросети», зарегистрирована вх 23/24-В-Юж.
Через личный кабинет на сайте ООО «Ростэкэлектросети» направил обращение №149 от 06 июня 2024 г. и обращение №154 от 26 июня 2024 г. к которому прикрепил копию иска в суд. Ответы на обращения он не получил.
Согласно приказу Минэнерго России № 186 от 15.04.2014г. сетевая организация получает письменные обращения или предлагает клиентам оформить обращение в офисе обслуживания на типовом бланке. После заполнения и подписания потребителем бланка обращения такое обращение регистрируется. Срок ответа на такое обращение не должен превышать 30 дней со дня регистрации обращения. В случае если изложенные в обращении потребителя вопросы не относятся к компетенции сетевой организации, работник сетевой организации не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации обращения информирует потребителя о невозможности предоставления ему ответа по существу изложенных в обращении вопросов и сообщает контактную информацию организаций, к компетенции которых относятся такие вопросы.
В судебном заседании <ФИО7. иск поддержал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.
ООО «Ростэкэлектросети» своего представителя в судебное заседание не направило.
Заслушав объяснения истца и исследовав письменные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Законом об электроэнергетике.
В статье 26 Закона об электроэнергетике определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей регулируется Правилами N 861.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
В пункте 7 Правил N 861 установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки на технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Из представленных суду документов видно, что 24 апреля 2024 года инженер участка по эксплуатации электрических сетей в Южном обособленном подразделении ООО «Ростэкэлектросети» заменил прибор учета электроэнергии <адрес>, принадлежащего истцу.
Согласно Акту №01-55/24ЮЖ от 2 мая 2024 года об осуществлении технологического присоединения «сетевая организация оказала заявителю услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, в соответствии с мероприятиями по договору об осуществлении технологического присоединения, выполненными в полном объеме. Мероприятия по технологическому присоединению выполнены согласно техническим условиям».
В этот же день истец обратился в участок по эксплуатации электрических сетей в Южном обособленном подразделении ООО «Ростэкэлектросети» с заявлением об отзыве своей подписи в Акте.
03 мая 2024 года и 04 июня 2024 года истец направил ответчику письменные обращения с требованием о признание акта ничтожным.
Услуга по технологическому присоединению домовладения была оказана истцу ранее ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети.
Исходя из положений статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается.
Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах о технологическом присоединении.
В Акте №01-55/24ЮЖ от 2 мая 2024 года указано, что сетевая организация ООО «Ростэкэлектросети» оказала заявителю услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, в соответствии с мероприятиями по договору об осуществлении технологического присоединения согласно техническим условиям. Однако, договор об осуществлении технологического присоединения стороны не заключали, технические условия ответчиком не выдавались.
В соответствии с требованиями п. 57-1 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 г. по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в целях вывода из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не отнесенных к объектам диспетчеризации, сетевая организация в инициативном порядке самостоятельно осуществляет переоформление документов о технологическом присоединении в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых отсоединены от указанных объектов электросетевого хозяйства и присоединены непосредственно к электрическим сетям сетевой организации.
Таким образом, ООО «Ростэкэлектросети» должны были оказать услугу по переоформлению документов а не услугу технологического присоединения которая носит одноразовый характер.
03 мая 2024 года истец направил ответчику заявление об отмене и аннулировании Акта от 02 мая 2024 года (вх № 22/24-В-Юж).
04 июня 2024 года истцом подана досудебная претензия в ООО «Ростэкэлектросети» (вх 23/24-В-Юж).
Через личный кабинет на сайте ООО «Ростэкэлектросети» истец направил обращение №149 от 06 июня 2024 г. и обращение №154 от 26 июня 2024 г. к которому прикрепил копию иска в суд.
Все обращения истца оставлены ответчиком без ответа.
Согласно приказу Минэнерго России №186 от 15.04.2014г. сетевая организация получает письменные обращения или предлагает клиентам оформить обращение в офисе обслуживания на типовом бланке. После заполнения и подписания потребителем бланка обращения такое обращение регистрируется. Срок ответа на такое обращение не должен превышать 30 дней со дня регистрации обращения. В случае если изложенные в обращении потребителя вопросы не относятся к компетенции сетевой организации, работник сетевой организации не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации обращения информирует потребителя о невозможности предоставления ему ответа по существу изложенных в обращении вопросов и сообщает контактную информацию организаций, к компетенции которых относятся такие вопросы.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Имея в виду, требования истца ответчиком выполнены не было, требование о взыскания компенсации морального вреда являются обоснованным и подлежащими удовлетворению частично в размере 5 000 рублей с учетом принципов разумности и справедливости.
Так как истцом требования о взыскании с ответчика убытков и неустойки не заявлены, штраф в размере 50% от присужденной суммы взысканию не подлежит.
Такой способ защиты как аннулирование акта осуществления технологического присоединения законом не предусмотрен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление <ФИО1 удовлетворить частично:
- признать акт осуществления технологического присоединения к электрическим сетям №01-55/24ЮЖ от 2 мая 2024 года недействительным:
- признать бездействие ООО «Ростэкэлектросети», выразившееся в не рассмотрении по существу в установленный законом срок письменных обращений <ФИО1 от 3 мая 2024 года входящий №22/24-В-Юж и от 4 июня 2024 года №23/24-В-Юж неправомерным;
- взыскать в пользу <ФИО1 с ООО «Ростэкэлектросети» компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей;
- в остальной части требований в удовлетворении иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Н. Литвинов