Гр.дело № 2-553/16
ЗАОЧНОЕ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2016 года с. Ермаковское
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
судьи Сапранковой Е.Д.,
при секретаре Ивановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к ИП Ванникову СВ об обязании устранения нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к ИП Ванникову С.В.
Свои требования мотивирует тем, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Ванниковым СВ (Арендатор, Лесопользователь) заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №/р (далее -договор).
По указанному договору аренды Арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок общей площадью 1.51 га, расположенный в Красноярском крае, <адрес>, на территории государственного лесного фонда КГБУ «Ермаковское лесничество».
Согласно договору аренды Лесопользователь использует арендуемый лесной участок для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора аренды составляет 49 лет.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-од пожароопасный сезон 2016 года на территории Красноярского края открыт с ДД.ММ.ГГГГ.
В целях проверки подготовки лесопользователей к пожароопасному сезону 2016 года должностными лицами лесничества проведен осмотр пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (далее - ПСПИ), принадлежащего лесопользователю.
По информации лесничества ПСПИ Лесопользователя, в нарушение пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Фактов, препятствующих соблюдению Лесопользователем требований действующего законодательства и условий договора в части комплектации ПСПИ необходимым инвентарем и оборудованием (техникой), не установлено.
Отсутствие у Лесопользователя средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность Лесопользователя к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты.
Таким образом, в результате бездействия Лесопользователя нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).
Ссылась на нормы Закона, просит обязать ИП Ванникова СВ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства законодательства следующим оборудованием и инвентарем: лопаты- 10 шт.; ранцевые лесные огнетушители - 2 шт.; топоры— 1 шт.; емкости для доставки воды объемом 10-15 л - 1 шт.; средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре: Дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани) - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров (комплект); аптечки первой помощи - по 1 на каждые 5 человек; индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; бидоны или канистра для питьевой воды - 1 шт.
Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Ванникова СВ по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №/р как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
В судебное заседание представитель Истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и представителя третьего лица КГБУ « Ермаковское лесничество», о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом. Возражения на заявленное требование не направили. Уважительной причины неявки в суд не сообщили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно пунктам 1, 3, 5 ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Учитывая указанные выше нормы законодательства, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон, по представленным в материалы дела доказательствам в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-од пожароопасный сезон 2016 года на территории Красноярского края открыт с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Согласно п.п. 3, 5 ст. 53.1. Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Согласно подпункта «в» пункта 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В соответствии со статьей 6 ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.
Ч. 4 ст. 97 Лесного кодекса РФ устанавливает правило, что порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством РФ.
Согласно п. «б» ст. 4 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются органами государственной власти субъектов РФ - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Пунктом 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, государственный надзор осуществляют в частности уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами.
Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что к полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти края в области лесных отношений относится, осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах.
На основании ч. 1, п.п. «а», «г», «з» ч. 2 ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах местного организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ.
Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых <адрес>.
Пунктом 2.10 Приложения к Указу Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», предусмотрено создание органа исполнительной власти Красноярского края - министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п образовано министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - министерство), действующее на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Положение о Министерстве).
Согласно пункту 3.12 Положения о министерстве, министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах.
В силу пункта 3.34 раздела 3 Положения о министерстве, министерству предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.
Как установлено в судебном заседании, между Агентством лесной отрасли Красноярского края (Арендодатель) и ИП Ванниковым С.В. (Арендатор, Лесопользователь) заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №/р.
По указанному договору аренды Арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса РФ, предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок общей площадью 1.51 га, расположенный в Красноярском крае, <адрес>, на территории государственного лесного фонда КГБУ «Ермаковское лесничество».
Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ Лесопользователь использует арендуемый лесной участок для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора аренды составляет 49 лет.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-од пожароопасный сезон 2016 года на территории Красноярского края открыт с ДД.ММ.ГГГГ.
В целях проверки подготовки лесопользователей к пожароопасному сезону 2016 года должностными лицами лесничества ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление ИП Ванникову о прибытии ДД.ММ.ГГГГ в целях проведения осмотра пункта сосредоточения противопожарного инвентаря по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормами Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (далее - ПСПИ), принадлежащего лесопользователю в отсутствие не явившегося для осмотра ИП Ванникова.
По информации лесничества ПСПИ Лесопользователя, в нарушение пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Фактов, препятствующих соблюдению Лесопользователем требований действующего законодательства и условий договора в части комплектации ПСПИ необходимым инвентарем и оборудованием (техникой), не установлено.
Отсутствие у Лесопользователя средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность Лесопользователя к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты.
В результате бездействия Лесопользователя нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ИП Ванниковым С.В. требования Законодательства о пожарной безопасности, не исполняются, в связи с чем, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к ИП Ванникову СВ, удовлетворить. Обязать ИП Ванникова СВ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства законодательства следующим оборудованием и инвентарем: лопаты- 10 шт.; ранцевые лесные огнетушители - 2 шт.; топоры— 1 шт.; емкости для доставки воды объемом 10-15 л - 1 шт.; средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре: Дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани) - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров (комплект); аптечки первой помощи - по 1 на каждые 5 человек; индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; бидоны или канистра для питьевой воды - 1 шт.
Приостановить деятельность ИП Ванникова С.В. по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №/р, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к ИП Ванникову СВ, удовлетворить в полном обюъеме.
Обязать ИП Ванникова СВ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства законодательства следующим оборудованием и инвентарем: лопаты- 10 шт.; ранцевые лесные огнетушители - 2 шт.; топоры— 1 шт.; емкости для доставки воды объемом 10-15 л - 1 шт.; средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре: Дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани) - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров (комплект); аптечки первой помощи - по 1 на каждые 5 человек; индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; бидоны или канистра для питьевой воды - 1 шт.
Приостановить деятельность ИП Ванникова С.В. по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №/р, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
Взыскать с ИП Ванникова С.В. госпошлину в доход государства в размере 300рублей.
Ответчик, не присутствующий в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, предоставив суду заявление с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также указать обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Д.Сапранкова