УИД 38RS0031-01-2020-003452-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд в составе председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре ФИО3, с участием старшего помощника прокурора Иркутского района Комаровой А.А., ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2501/2020 по исковому заявлению Прокурора Иркутского района в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Министерству лесного комплекса Иркутской области, ФИО2 о признании договора недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутского района в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратился в суд с иском, в обоснование которого указал следующее.
Между Министерством лесного комплекса Иркутской области в лице Начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству (далее - ТУ МЛК по Иркутскому лесничеству, продавец) и ФИО2 (далее - покупатель) **/**/**** заключен договор купли-продажи лесных насаждений №др.
Согласно условиям договора продавец обязуется передать в собственность покупателя лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности (далее - лесные насаждения) для заготовки древесины в целях отопления, а покупатель - принять лесные насаждения и уплатить за них плату с выполнением мероприятий, предусмотренных подпунктами а-м пункта 15 договора.
Кроме того, заготовка древесины в соответствии с п.5 договора разрешена в форме санитарной (выборочной) рубки. Основанием для проведения рубки послужил акт о проверки санитарного и лесопатологического состояния участка леса в Иркутском лесничестве, утвержденный начальником территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству ФИО4 **/**/****.
Оспариваемый договор противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительным.
При этом **/**/**** между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ФИО2 заключен договор купли-продажи лесных насаждений №др, согласно которому лесные насаждения для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий переданы покупателю ФИО2
Вместе с тем, исполнителем работ по государственному заданию является ОЕАУ «Лесхоз Иркутской области», которое в силу требований лесного законодательства, ч.2.1 ст.4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» обязано самостоятельно выполнять государственное задание.
Таким образом, в соответствии с требованиями лесного законодательства граждане не обладают полномочиями по заготовке древесины для собственных нужд путем санитарных рубок лесных насаждений.
Просит: признать договор №др, заключенный **/**/**** между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ФИО2 недействительным.
В судебном заседании старший помощник прокурора Иркутского района Комарова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал.
Представитель ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом установлено, что между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ФИО2 **/**/**** заключен договор купли-продажи лесных насаждений №др.
По настоящему договору на основании Закона Иркутской области №109-ОЗ от 10.11.2011 Продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности в собственность покупателю для заготовки древесины в целях отопления, в соответствии со ст. 30 ЛК РФ, а покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом III настоящего договора (п. 1 договора).
Пункт 2 договора устанавливает местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Иркутское лесничество, Гороховского участковое лесничество, .... №.
Форма вырубки: санитарная (выборочная), вид вырубки: рубка погибших и поврежденных насаждений.
В соответствии со ст.50.7 ЛК РФ (в редакции, действующей на период заключения договора) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
В силу ст.60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов и биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Согласно ст.ст. 60.2, 60.3, 60,7, 60.8 ЛК РФ проведение санитарно- оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений является мерой санитарной безопасности в лесах, проводимой в целях защиты лесов от вредных организмов.
Приказом Минприроды России от 12.09.2016 № 470 утверждены Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (далее по тексту - Правила).
На основании ч.4 ст.60 ЛК РФ, п.2 Правил санитарно - оздоровительные мероприятия вправе проводить лица, использующие леса, на основании проекта освоения лесов, а на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
Согласно подп.4 п.1 ст.83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты вредных организмов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст.83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ (п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02,2018 № 155 -пп).
Таким образом, назначение санитарно-оздоровительных мероприятий на землях лесного фонда на территории Иркутской области возложено на Министерство лесного комплекса Иркутской области.
На основании ч.2 ст.19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
В соответствии с п. 12 Распоряжения Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса связано с решением задач по повышению эффективности управления лесным сектором.
**/**/**** между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ФИО2 заключен договор купли-продажи лесных насаждений №др, согласно которому лесные насаждения для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий переданы покупателю ФИО2
Вместе с тем, исполнителем работ по государственному заданию является ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», которое в силу требований лесного законодательства, ч.2 ст.4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» обязано самостоятельно выполнять государственное задание.
Суд полагает, что в соответствии с требованиями лесного законодательства граждане не обладают полномочиями по заготовке древесины для собственных нужд путем санитарных рубок лесных насаждений.
Ст. 19 ЛК РФ предусмотрено, что органы государственной власти осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством о контрактной системе в тех случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено из государственные учреждения.
В соответствии со ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что договор купли-продажи №др, заключенный **/**/****, противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Иркутского района в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Министерству лесного комплекса Иркутской области, ФИО2 о признании договора недействительным – удовлетворить.
Признать договор №др, заключенный **/**/**** между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ФИО2, недействительным.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья О.П. Коткина